Ironman Cairns 2017, Австралия - мое железное далеко

Отчет о моей пятой железной дистанции, которая прошла в далекой Австралии, чемпионате азиатско-тихоокеанского региона.

TRILIFE.RU
1702
5
2017-06-18T06:48:42+03:00
890 1582

Друзья, ниже рассказ о моей пятой железной дистанции, которая проходила на таком удалении, что и стала «железным далеко». Она прошла не без приключений и совсем не так, как я рассчитывал.

Не очень много российских спортсменов добираются до гонок в Австралии, поэтому, может, кто-то из вас почерпнет для себя что-то полезное или интересное.

Прошлое

На трилайфе есть отчеты о моих четырех предыдущих железных гонках.

Ironman Arizona 2014 - моя железная мечта

Ironman Taiwan 2015 - моя железная афера

Ironman South Africa 2016 - моя железная неудача

Ironman Barcelona 2016 - моя железная удача

Моим лучшим результатом на железной дистанции стала гонка в Барселоне, которую я преодолел за 11:14. Но и там существенно было что улучшить – на марафоне я перепил воды и колы, мне кололо в бока и я был вынужден снизить темп. Перед гонкой в Австралии я всерьез надеялся побиться за личный рекорд, тем более что за время, прошедшее после Барселоны, я достиг определенных улучшений. Я стал более технично, с меньшим каденсом, бегать – спасибо Леониду Швецову за его консультацию. И технику плавания я тоже улучшил за счет удлинения гребка – спасибо Сашу Петрушкину из World Class. В бассейне я сократил время 4 км на одну-две минуты.

На веле существенных прорывов у меня не было. Кстати, о веле.

Мощемер и функциональный тест

При подготовке к этой гонке у меня впервые появился мощемер. Раньше я измерял мощность только во время тренировок на Wattbike (а это около 70-80% моего велообъема), теперь стал замерять и во время тренировок на улице.

Кстати, надо сказать, что мощемер мой оказался не без дефектов. Он иногда на секунду-две теряет сигнал –происходит выпадение мощности. Впрочем, на финальный результат это не сильно влияет, как мне кажется.

В процессе тренировок я пытался определить, на каком пульсе и с какой мощностью мне лучше преодолевать железную дистанцию. На длинных тренировках (4-4,5 часа) моя нормализованная мощность была в пределах 209-230 Вт. Эти цифры стали для меня ориентировкой в дальнейшем.

На последней неделе перед отъездом я провел функциональный тест с газоанализом. Данный тест я проводил и раньше. Перед гонкой в Барселоне мне это очень помогло – я четко определил для себя пульсовые зоны, в которых надо работать на дистанции. Перед тестом в этом году я надеялся также четко определить для себя и зоны по мощности, подключив во время теста свой мощемер.

Но на этот раз тест проводил другой человек и по-другому разметил зоны относительно аэробного и анаэробного порогов. Так что я не только не разобрался, но еще и сильнее запутался в определении зон. Но все-таки совместно с Александром Бородавкиным мы определили те границы, в которых мне надо ехать на велоэтапе железной дистанции – 130 – 138 ударов пульса. Затем в Garmin Connect я определил какой мощности на моем мощемере во время теста соответствовал этот диапазон пульса – примерно 200 – 220 Вт. Запомним эти цифры.

Логистика

До Австралии добраться непросто, да. Далеко.

Мы летели из Москвы в Токио (перелет 9,5 часов), где провели два дня с небольшим.

Поезда на вокзале в Токио

Суши в Киото.

Императорский сад.

Затем из Токио вылетели в Брисбен (лететь 8 часов), где после двухчасовой пересадки прилетели в Кернс (еще два с половиной часа полета).

Я не зря пишу про продолжительность рейсов. Мне кажется, это важно. Почему – читайте ниже.

Настрой

Этот айрон для меня получился самым «туристическим». Я почти не ходил на мероприятия с другими спортсменами кроме обязательных (регистрация, брифинг, сдача велика). Сходил только на завтрак для «золотых» и «серебряных» спортсменов, где своими советами на гонку делились опытные профики.

Получилось, что я как будто приехал в Австралию на каникулы и между других развлечений поучаствовал в айроне. Это, конечно, наложило свой отпечаток на настрой на гонку, режим подготовки и, естественно, результат. Та же поездка в Барселону по ощущениям для меня была гораздо более спортивной.

Перед гонкой

На пляже меня порадовали следующие знаки.

В общем если вас не ужалит медуза, то съест крокодил. Ну а кроме шуток именно из-за медуз участникам было настоятельно рекомендовано использовать гидрики, максимально закрывающие тело. С учетом того, что вода ожидалась теплой, я видел для себя некоторый риск перегрева.

А действительно радовала моя команда поддержки. Я впервые выступал аж с тремя болельщиками. Мои болельщики горячо поддерживали и всех других русскоязычных участников гонки – Сергея из Москвы, украинцев Евгения и Ивана и Арсения из Сингапура.


Плавание

Условия плавания были довольно непростыми. Единственное, что был комфортным – это температура. Было довольно прохладно (20-21 градус), я не перегревался. Да, и не было медуз и крокодилов. Это несомненный плюс.

Все остальное было в минус. Довольно сильные волны – плыть было непросто. Мутная вода, которая сильно ограничивала возможности повисеть в ногах у других спортсменов.

С навигацией тоже были некоторые проблемы – организаторы немного напортачили. Во-первых они писали, что все поворотные буи будут малинового цвета, а промежуточные – оранжевого. На самом деле первый поворотный буй был белый.

Я доплыл до этого самого белого буя, повернул направо и… Тут было как в анекдоте «все небо в попугаях». Вокруг везде были оранжевые буи. Куда плыть – не очень ясно. Поплыл за всеми, ориентируясь на оранжевые буи, которые побольше.

Через некоторое время я выяснил, что оранжевые буи поменьше – это спасатели в оранжевых плащах. Конечно, было бы лучше, если их форма отличалась цветом от буев. Тогда пришлось бы меньше усилий тратить на навигацию и спортсмены меньше путались.

Еще первый буй после разворота оказался почему-то желтым, а не оранжевым. И я подумал, что на второй половине все буи будут желтыми. Но нет, дальше все снова были оранжевыми.

Время плавательного этапа составило 1:13. Не лучший результат, но учитывая тяжелые условия, я остался доволен. В Африке в похожих условиях, совершив несколько ошибок, я проплыл за 1:19. Во всех остальных железных гонках я был на плавании быстрее.

Во время плавания я уже устал. Но не так устал, как будто марафон пробежал, а как будто шкаф таскал. Так я на своей шкуре удостоверился, что для плавания в открытой воде (в тяжелых условиях) надо развивать силовые навыки.

Т1

В первой транзитке прозвучал первый звоночек. Во время снятия гидрика (я снимал его сам) у меня свело мышцу внутренней поверхности бедра. У меня ее нередко сводило и ранее. Но то что сейчас судорога возникла так рано, говорило о том, что теперь эта неприятность будет преследовать меня всю гонку.  И это было вдвойне неожиданно, ведь перед гонкой я употребил целый курс магния.

С некоторой тоской я наблюдал за другими участниками, которым снимать гидрики помогали местные волонтеры.

Транзитка из-за этих трудностей заняла много времени – 7 минут. Но надо учитывать, что она была довольно длинной в метрах. Транзитка на половинку, которая проходила тот же день, вообше была почти километр длиной.

Кстати, возможно, и первым звоночком должно было стать медленное плавание. В своем обычном состоянии я все-таки должен был быть быстрее. Но я не прислушивался к звоночкам, а спешил на вел.

Велоэтап

Как известно, задача триатлета в начале велоэтапа железной дистанции – опустить пульс для целевого значения, чтобы после этого начать питаться и работать уже в целевом диапазоне пульса и мощности (у меня, напомню, был расчет на 130-138 и 200-220).

Но у меня уже на этом этапе началась какая-то ерунда. При поддержании мощности в диапазоне 180-200 пульс никак не хотел опускаться ниже 155. А с таким пульсом ехать нельзя. Поэтому я перестал смотреть на мощность, сосредоточился на том, чтобы опустить пульс и ехать по ощущениям. Мощемер показывал какую-то ерунду. Я подумал, что он сломался. В общем на мощность я больше внимания не обращал.


Еще через некоторое время я понял, что мне как-то неприятно ехать. Мир вокруг какой-то серый и пятнистый. Проблема была в том, что я ехал в темных велоочках, которые забразгались изотоником. Я снял их и повесил на грудь. Мир расцвел яркими красками, вокруг был тропический лес и океан с прибоем. Красота! Но в Тайване было красивее )

Кстати о велоэтапе. Я недооценил его сложность. Я думал, что он почти плоский, но не не тут-то было. Для меня показателем сложности велотрассы является то, насколько часто я переключаюсь на малую звезду. Например, на малом велокольце в Крылатском против часовой стрелки (то есть когда главный торчок это спуск) я еду все время на большой звезде, а в Барселоне на малую пришлось переключаться только один раз за круг).

А тут малую звезду пришлось задействовать регулярно. На гонке был один торчок Rex Lookout и несколько тягунков. Вообще на холмы были почти постоянно – вверх-вниз, повороты. Кстати, я обнаружил, что ощутимо улучшил свою технику спусков. Я ехал по правильным (как мне казалось траекториям), наклонял корпус, а когда другие спортсмены просто катились, я вкручивал педали в аэропозиции. Но надо делать скидку на то, что я ехал не среди лидеров. К тому же моя техника спуска не помогла мне с основной проблемой.

Со мной начало твориться невозможное. Если бы мне кто-то рассказал, что такое может быть, я бы не поверил. Через 1,5 часа после начала велоэтапа мне стало хотеться спать. Причем это был не тот случай, когда у тебя легкое чувство тяжести как после плотного обеда. Нет, это когда тебя по-страшному рубит, поле зрения собирается в тоннель, а ты из последних сил пытаешься уцепиться за ускользающее сознание. Так плохо (в смысле сна) мне не было, по-моему, с института, где меня срубало на лекциях после того как ночами делал курсовые. Или еще что-то другое делал.

Это продолжалось примерно 2,5 часа. Думаю, это сильно отразилось на результате гонки в целом. Ведь, когда тебя «рубит», это не только неприятно. Это отражается и на работе нервной системы, выделении гормонов, мышечном тонусе и прочем. В общем, похоже, что вся дальнейшая гонка прошла под знаком того, что одна часть мозга пыталась организм вырубить, а другая сопротивлялась.


Активный этап «сна» закончился километров за 65 до конца велоэтапа. Но это наложило отпечаток на весь остаток гонки. Особенно не задались последние 30 километров, когда нас пустили по узкой обочине вдоль четырехполосного шоссе, а потом по каким-то задворкам рядом с аэропортом. Этот участок запомнился мне сильным ветром, судорогами, средней скоростью 28 км/ч и тем, что меня обгоняли спортсмены, которые, с моей точки зрения,  выглядели не очень спортивно.

В общем, ближе к концу велоэтапа для меня основной задачей стало не показать худшее время железного вела (у меня это 6:25). И эта непростая задача была выполнена –  6:21 мое время вела в Австралии. Нормализованная мощность составила 148 Вт. Обычно у меня даже на легких восстановительных интервалах/тренировках мощность выше – около 160 Вт. В общем либо мощемер испортился либо я был совсем дохлый.

Т2

Вторую транзитку я преодолел быстро – за 3 минуты. Ни одного лишнего движения плюс здоровое желание наконец-то перейти к беговому этапу.

Бег


Беговой этап начался довольно бодро. Я держал целевой пульс 135-140, темп был в районе целевого (5:40, то есть на марафон в 4 часа) или чуть медленнее.

Я ориентировался по пульсу и по ощущениям, но не на темп. И вот довольно скоро темп начал снижаться. И довольно сильно. Через часик он упал до 7 минут и продолжил снижаться. Мне пришла в голову мысль, что я как растение – чем ниже солнце, тем меньше у меня в организме энергии. И я правда стал как бы превращаться в овощ. Примерно к середине марафона после продолжительной борьбы с собой я стал переходить на шаг.


Впрочем, довольно скоро у меня появилась хорошая причина идти шагом – судороги. Сильные судороги икроножных мышц вынудили меня сильно замедлиться. Через некоторое время я частично преодолел эту проблему. Во-первых я скорректировал технику и стал перемещаться как-то вразвалочку, с меньшей нагрузкой на икры, а во-вторых выпил специальный препарат от судорог, который давали на одном пункте поддержки. Стало немного полегче. Но как можно догадаться, на марафон я потратил очень много времени.

Финиш


Главной интригой конца гонки для меня стало преодоление порога в 13 часов. Причем интрига держалась до конца. Когда я выбегал к красной дороже, на моих часах было 12:59:20. А бежать надо было еще далеко. Я ускорился изо всех сил (видимо, аж до темпа 6 мин/км), но все равно не уложился. Мое время 13:00:38.

Впечатления

В общую копилку впечатлений я обязательно хочу добавить уровень поддержки зрителей и волонтёров. Зрители и волонтеры в Австралии превзошли все мои ожидания, а ведь я много где уже выступал. Таких сердечных, добрых и энергичных людей на гонке я еще нигде не встречал. Как правило зрители поддерживают только своих, волонтеры просто делают свою работу, а на велоэтапе никого кроме спортсменов нет. Здесь было по-другому. Зрители душевно поддерживают всех, волонтеры не только работают, но и болеют, а на велоэтапе есть довольно много островков поддержки местных жителей.

Если вернуться к моему впечатлению от результата, то, как это ни странно, я не расстроен. Естественно, это провал по сравнению с изначальными ожиданиями. Но все-таки я скорее эту гонку для себя рассматривал как еще одно приключение на далеком континенте, а не как спортивной соревнование на высокий результат.

Выводы

На мой взгляд, те трудности, которые я испытал, вызваны двумя причинами.

1. Акклиматизация в широком смысле. Смена климата, часовых поясов, тяжелые длинные перелеты. Я читал, что профессиональные спортсмены используют два подхода к акклиматизации. Либо прилетают за один-два дня, чтобы организм «не понял» что происходит, либо за две-четыре недели. Похоже, что со своими четырьмя днями до гонки я оказался как раз в самой неоптимальной точке акклиматизации.

2. Общий настрой и режим. Как я писал, эта поездка для меня стала скорее туристической, чем спортивной. И это повлияло на психологию того, как я воспринимал гонку и на режим (мало тренировок, много еды, маловато сна). Впрочем, это мне кажется вторичным по сравнению с акклиматизацией.

Теперь передо мной еще одна гонка. С коротким перелетом, близким климатом и малой разницей во времени. Посмотрим, какой результат мне удастся показать там.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

07:58, 19 Июня 2017
Иван, поздравляю! В части акклиматизацию желательно конечно приезжать минимум из расчета один день один часовой пояс, то есть в твоем случае неделя (Или делать сразу старт без акклиматизации). Я в прошлом году, на ЧМ половинка приехал за две недели до старта, правда, у меня больше был экскурсионный отдых :-) В части Кэрнса, я на пару дней останавливался в отеле на соседнем пляже (Кевара бич), где у вас был старт. Так я утром сделал тренировку в мутном коралловом море, а потом уже обнаружил предупреждение, что крокодилы здесь обитают... Вернулся в отель. Спросил на ресепшен "когда и где несчастные случаи были?" А они карту отеля достают: "вот эта речка (50 метров от нашего номера) - крокодилы там и живут... "3 месяца назад один утащил в море тетку..." Думаю - Ironman vs ironcroc? :-) Я как понимаю, это единичный случай был, да еще ночью, но все таки удивлен, что заплыв был у вас как раз рядом с этим местом :-))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

01:53, 21 Июня 2017
Иван, спасибо. Я твой рассказ про крокодилов читал )

Как я выяснил, речные крокодилы мельче и реже атакуют людей. А морские крупнее и опаснее. И обычно от них пляжи отгораживают сеткой. Так что перед айроном тоже наверно отгородили )

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

19:43, 20 Июня 2017
Интересный отчет.
Спасибо!
А также было интересно прочитать все Ваши (или твои?) предыдущие.
Сочуствую с марафонами..

Вопрос №1: появляется ли понимание, почему они так тяжело идут и как это исправить?

Вопрос №2: Цены на товары и услуги в Каирнсе сравнительно с Аризоной - насколько сильная разница?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

01:58, 21 Июня 2017
Вопрос 1. Мне кажется, что они тяжело идут либо из-за акклиматизации либо из-за слишком большой интенсивности на веле. Не зря лучше всего у меня прошел марафон, именно максимально приближенный к дому. Что делать? Если хочешь показать результат - выступать недалеко от места проживания, если хочешь попутешествовать далеко - смириться с падением результата либо приезжать сильно заранее.

Вопрос 2. Между Кернсом и Аризоной большой разницы нет. Может, Кернс дороже немного. Вообще, мне кажется в развитых странах Европы (Германия, Франция, Австрия), в США и в Австралии примерно одинаковый уровень цен. Расходы на поездку будут больше зависеть от уровня отелей и модели организации питания (готовить самим, ужинать в рестике или питаться в забегаловках, например).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

01:09, 22 Июня 2017
Спасибо!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь