Вредные советы: как айронменить не дорого и без изнурительных тренировок

Считается, что преодоление «железной» дистанции - это дорого, сложно и на пределе физических возможностей. Хочу заверить новичков: «всё не так плохо!». Главное - правильный процесс

TRILIFE.RU
8872
20
2017-07-01T08:25:25+03:00
1080 1080

     Считается, что преодоление «железной» дистанции сопряжено с огромными финансовыми затратами, интенсивными изнуряющими тренировками, а сама дистанция даётся трудно и на пределе физических возможностей. Хочу заверить новичков: «всё не так плохо!» и дать «вредные» советы – как пройти дистанцию в удовольствие, не дорого и не слишком много тренируясь.

     Статус IRONMAN в общественном сознании достаточно высок и это понятно почему. В нашей стране, да и не только у нас, и марафонцев-то не так много в процентах от общего населения, а «железных» людей меньше на порядок или на два. По усилиям, которые требуются для прохождения этой дистанции, IRONMAN можно сравнить со 110 - 120 км беговой нагрузки (это по моим личным ощущениям). Соответственно, для этого организм нужно вывести на определённый уровень выносливости и общей подготовки. Плавание и велоспорт – достаточно техничные виды спорта, да и правильный бег требует хорошей техники, т.е. всё это предполагает, что нужно много и упорно тренироваться, желательно, с квалифицированным тренером и не с одним: в идеале 3 тренера – для каждого этапа свой. Нужно правильно разложить силы на дистанции, рассчитать питание и водно-солевой обмен в зависимости от погоды и на разных этапах, натренировать смену экипировки в транзитке. В общем, это задача из уровня «многомерных» шахмат по сравнению с преодолением «асфальтового» марафона (на уровне шашек).

     Помимо беговых кроссовок атлету нужно много чего из довольно дорогого оборудования и экипировки: велосипед, гидрокостюм, шлем, очки (вело и для плавания), велотуфли… «Правильный» IRONMAN – это достаточно дорогая регистрация, затраты на перелёт, проживание, нужен чехол для вела (купить или арендовать), питание и т.д. Велосипед требует обслуживания, и чем он дороже, тем стоимость Т.О. выше и делать его нужно чаще – более дорогой велосипед более лёгкий, а снижение веса деталей часто идёт за счёт снижения их надёжности и ускорения их износа, значит, их нужно чаще менять и они более нежные в обслуживании.

     Для многих новичков задача может показаться невыполнимой: и денег нужно вложить не мало, и сил, и времени… Где же это всё взять?

     На самом деле, задача не такая уж и не выполнимая, если к ней правильно подойти.

     Начнём с затрат, т.к. для многих это может быть серьёзным препятствием. Читал отчёты на Trilife с описанием стоимости участия в IRONMAN, включая подготовку. Суммы начинаются от 500 – 600 тыс.руб…

     Вам доехать или «с шашечками»? Начнём со стоимости регистрации: на настоящий IRONMAN регистрация стоит более 500 евро. За эти деньги можно купить себе недорогой шоссейник с алюминиевой рамой (MTB не подойдёт, т.к. тупо не получится уложиться в лимит на велоэтапе). Да, он будет весить 10 кг, а не 6 или хотя бы 8, да, при прочих равных вы проиграете соперникам на крутых велосипедах, затратите больше сил на велоэтап… А вот тут возникает вопрос: для чего нужна «железная» дистанция? Вариантов может быть много, обычно соревнования нужны чтобы соревноваться – понять своё место в рэнкинге спортсменов. Но с учётом высокой технологичности «железной» дистанции оборудование имеет большое значение. Всё равно тот, у кого круче вел, имеет больше шансов на победу при прочих равных. А если нет планов войти в топ лист в протоколе, то айрон нужен для здоровья и развития выносливости. И на «плохом» велосипеде вы потратите больше калорий, что принесёт вам лично больше здоровья за меньшие деньги. Да и Т.О. «дешманского» велосипеда будет стоить намного дешевле, и его нужно будет делать реже, т.е. меньше морочиться.

     С велосипедом разобрались. Гидрик – у меня обрезанный (без рукавов и нижней части ног), куплен на распродаже осенью тысячи за 2,5 – 3 рублей. Снимать легче, удобен на свимране (swimrun), не нужно покупать 2 гидрокостюма (и хранить их), для железки подходит. 3.8 км можно и без гидрика, но бывает прохладная вода, да и плавучесть в гидрике лучше, так что оптимум.

     Трисьют – нужен или нет? Я не вижу для себя большой необходимости. На спринте – однозначно нужен, не нужно тратить время на переодевание в транзитках. На железке +/- 2 минуты роли не играют. Да и бежать 42 км в костюме с пемперсом не очень приятно, а без памперса будет плохо ехать на веле 180 км - копчик будет отбит. Я плыву в синтетических трусах под гидриком, потом одеваю на них велотрусы с пемперсом, а на бег одеваю обычные шорты. Трачу на переодевание на несколько секунд больше, чем если бы был в трисьюте.

     Затраты на соревнования в рамках подготовки к «железной дистанции»… Я бы не стал их включать в перечень затрат. Что-то мы делаем просто для своего здоровья, в том числе, участвуем в соревнованиях, которые позволяют максимально мобилизоваться, в отличие от тренировок. Мы же не вычитаем из затрат на спорт гипотетическую стоимость лечения и стоимость таблеток, которые мы могли бы покупать и принимать, если бы заболели по причине отсутствия нормальной физической нагрузки. Вообще, наше здоровье бесценно!

     Тренировки… Для прохождения «железной» дистанции нужно, в первую очередь, иметь выносливость на достаточном уровне. Конечно, техничность плавания и велоэтапа очень важны, но если задача уложиться в лимит и просто получить хорошую нагрузку стоИт на первом месте, нужна выносливость, выражаемая в уровне МПК (VOmax), которая накапливается за определённый период, для кого-то год или больше, в зависимости от исходного уровня. Выносливость можно наработать с помощью бега. Сначала короткие дистанции: 5 – 10 км, потом полумарафоны, марафоны, ультра… В общем, если уже 2 – 3 раза пробежали по 100 км из 11 часов – норм, можно замахиваться на самого «Вильяма Шекспира», т.е. – на «железку». Это я очень коротко рассказал, но смысл в этом – наличие беговой выносливости позволит уверенно пройти классическую триатлонную дистанцию. По крайней мере, так было у меня. Сколько у вас займёт времени выйти на уровень ультра-бегуна? Зависит от вас, от вашего текущего уровня, дорога может быть долгой, но не сильно затратной по времени и по деньгам. Можно в ютюб найти ролики о технике бега, почитать книги, пойти на бесплатные тренировки в какой-нибудь клуб или найти себе тренера по бегу, взять у него несколько занятий. Этот путь может вывести вас через некоторое время на уровень "железки", а в процессе можно тренировать триатлонные спринты и олимпийки.

     Конечно, только выносливость и способность пробежать 100 – 110 км – это ещё не всё, нужно немного натренировать плавание.

     Плавательный этап должен «отлетать от зубов» - это must have. Техника плавания, если она уж очень корявая, потребует занятий с тренером, или если вы не умеете плавать вообще. Здесь всё индивидуально. Но дальше – тупой набор объёмов в бассейне: 1 км, потом 2, и, наконец, 3 – 3,5 км из 2-х часов – всё вы полностью готовы для «железки»!

     В позапрошлом году я прошёл «железную» дистанцию в Минске, стоимость регистрации у ассоциации триатлона Белоруссии (www.tri.by) была около 50 евро. 50 а не 500! Да, было 6 кругов в воде с выходом на берег, 12 кругов на веле на обочине шоссе с двигающимся транспортом рядом… Из затрат – стоимость бензина от Москвы до Минска и обратно, аренда квартиры в Минске ($20 в сутки), 1 штраф за превышение скорости, питание – но это можно отнести в счёт затрат на туризм. Копейки. При том, что еды на трассе, заботы волонтёров было достаточно, организовано было чётко, красивая медаль, майка, которую я до сих пор ношу. Почему-то больше они не делали «полный», ни в прошлом году, ни в этом.

      «Железная» дистанция в Зарайске от Алексея Ческидова (Титан) стоит дороже, около 7 тыс.руб., водный этап 2 круга в реке Осётр, велосипедный этап с перекрытием дорог для транспорта, организовано идеально. Допзатраты: бензин до Зарайска, проживание в гостинице, но если есть желание экономить – можно разместиться в общежитии или в палаточном городке.

     Я читаю статьи и комментарии в Трилайф, споры о том, что «IRONMAN не настоящий!» ведутся давно. Конечно, IRONMAN – это брэнд, но по уровню организации Титан, я уверен, на уровне, а по соотношению цена/качество – вообще не имеет равных. Я за импортозамещение! 

     Ну и в заключение: IRONMAN, что брэндовый, что нет - не слишком крутая нагрузка, гордиться, особенно не чем. По сравнению даже с суточным бегом, например, достаточно себе средняя. Есть в мире и двойные "железки", Владимир Волошин, например, недавно за четыре дня преодолел пять дистанций "железного" триатлона, максимально в Америке есть 10-кратный IRONMAN. Но если вам он так нужен, да не вопрос, сделаете, все ограничения в нашей голове, не стоит эту дистанцию считать чем-то сверх естественным.

     В качестве предупреждения: мои «вредные» советы подходят не всем, тренируйтесь «правильно», никого не слушайте! Если есть необходимые средства, амбиции и желание - регистрируйтесь на настоящий IRONMAN.

 

     Всем спасибо и до встречи на стартах!      Видео с «вредными» советами: https://youtu.be/PW-qzaXUgnI       Видео с "железной дистанции" Титан в Зарайске: https://youtu.be/H30m4KaGK_A 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

10:32, 1 Июля 2017
В Минске не делают длинный триатлон потому, что нет желающих, в том году хотели провести зарегистрировалось два человека и отменили, осталась половинка, будет завтра 02.07.17

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:03, 1 Июля 2017
Понятно, спасибо за комментарий! Все к Ческидову поехали :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

21:27, 1 Июля 2017
Автор сильно переоценивает вес велосипеда на длинной равномерной темповой работе на равнине. Не тренированный обыватель поедет на дорогом и легком велосипеде незначительно быстрее, чем на чугунном якоре. Дебютанту, не бьющемуся за свой максимальный результат должно быть пофиг на вес вообще, на первый план выходит вопрос комфорта на велоэтапе

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:32, 1 Июля 2017
Игорь, классные вредные советы. Но есть вариант более бюджетный :доехать до места старта автостопом, взять в прокате байк, перед стартом покрыть себя пеной из баллончика, пока едешь на арендованном шоссере, пена отлетит, затем на бег накинуть трикушку с майкой, китайскими кедами, и ты уложишся в 14:48:40!!  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

08:35, 3 Июля 2017
Точно Сергей. Так я и сделал поплыл в советских плавках, вода около 15 градусов и всю дистанцию лодка со спасателями за мной плыла, думали наверное утону, майку одел с лыжного марафона полуголый в дождь, холодрыга (комиссары на мотоциклах все спрашивали не задубел ли я ) поехал  на китайском байке,  все пальцы пообломал на переключениях передач и побежал в китайских кедах все камни через подошву чувствовал и уложился в эти цифры, правда половинка около 7 часов. Самое главное все это проделал легко никакого напряжения, с юмором, самое феноменальное я не ел и не пил 12 часов и хотелось еще дальше бежать. Мне 62 года  и триатлонная братия за этот цирк  меня не презирает и очень удивляется и восхищается , что такое возможно  . В жизни все возможно. Я всю жизнь занимался физкультурой, 40 лет занимался общей хирургией и там нужна была выносливость,  мог оперировать сутками и при этом  не ел и не пил, как только это сделаешь сразу пот застилает глаза, хочется спать, вялость, реакция замедленная- это плохо. Я много участвую в соревнованиях на выносливость, особенно люблю суточные гонки, так что я очень подготовлен к таким гонкам и не рекомендую не подготовленным идти на такую авантюру

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:19, 3 Июля 2017
Владимир, видел вас вчера на гонке в Бронницах. Вы молодец, я впечатлен.
Я все переживал, чтобы вы в лимит уложились )

И 3:15 велоэтап на китайском чугунном веле - это круто

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

17:44, 3 Июля 2017
Иван, спасибо, что вы вдохновляете меня, а мы вас, смотрю на молодежь вчера на гонке и думаю с такими пацанами мы не помрем. Я на вело поднимался на знаменитый торчок, правда пришлось мне привстать и попотеть немного рядом ехал пацан в капле, велосипед супер, дисковые колеса, обтекаемый и он слился с велосипедом и я с ним вместе поднялся, он был в восторге и крикнул красава, а вниз сразу от меня улетел как пуля, а я не могу пригнуться, сопротивление огромное, вот что делает эпикоровка, именно так надо делать, а нам старикам это ни к чему

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

11:05, 4 Июля 2017
Вовчик красавчик, так держать! Только не надо жалоб на возраст, мы еще многим молодым вставим по самую "нехочу "!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

19:11, 4 Июля 2017
Спасибо, Сергей. После финиша ко мне подошел Валера Барановский и напомнил мне, что я в 50 лет ориентирование бежал 5 мин на км, это круто, но сейчас бегу 12 мин на км, возраст штука серьезная и выше своего функционала не побежишь, конечно, если как положено экипируюсь, то 2 часа на железке можно сбросить, можно в районе 14 часов бежать и не более, но придется немного покушать и попить, а  это тяжело для кишечника

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:41, 1 Июля 2017
Да, забыл. Тренировки на хрен не нужны. Сказал жене, что поехал на тренировку. А сам в кабак, снял пару тёлок, отжарил их в бане, можешь спокойно ехать домой уставший от длинной велотренировки!!  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

18:36, 3 Июля 2017
К такому "Banya Man", почти все готовы, хоть завтра, а то и сегодня :)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

06:57, 2 Июля 2017
Автор любит сотки, разрушающие организм. Я не бегал в подготовке более 25 км никогда.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:43, 2 Июля 2017
Советов много разных от сильных гонцов и не очень,кто то может их принять,кто то нет,каждому свое.И каждый сходит с ума по своему.А что тот же Айрон из 8 ми часов офигенно добавляет здоровья? :D Или велосипедисты с безумными объемами блещут суперздоровьем.?То колени,то спина,то переломанные ключицы с руками и ногами....И комплекция. как у дистрофика...Да и никто и никогда не увидит ту грань,где уже больше вреда чем пользы от сверхнагрузок.Все очень зыбко.. ;)  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

17:27, 3 Июля 2017
У меня пожилой возраст и иногда думаю когда в своем возрасте ты один правильно ли ты это делаешь, но с другой стороны на мире в моем возрасте бегут полтора десятка людей  на железке и это меня вдохновляет. Я допустим не дистрофик, вес 80 кг, подтягиваюсь 10 раз на турнике больше остерегаюсь, хотя в молодости 36 раз подтягивался и очень берегусь от травм, в нашем возрасте это катастрофа лучше я очень осторожно и аккуратно пробегу, чем потом после всяких рывков травмы залечивать и возможно не вылечишь ее

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:21, 3 Июля 2017
Отличный отчет, со всем согласен.
Можно вообще никуда не ездить и самому проходить. Альпинистам не нужны соревнования, чтобы покорять вершины, так почему бы так не делать триатлетам?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

09:40, 5 Июля 2017
Приезжайте в Эстонию на полную дистанцию, у нас  19го августа  будет в этом году - или на следующий год запланируйте.   По первой регистрации 60 евро стоит, организация очень хорошая.  http://triathlonestonia.ee/en/
проводится полная дистанция, половинка, олимпийка и спринт.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

14:57, 5 Июля 2017
8 кругов велоэтап?! голова ж закружится!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

09:48, 22 Августа 2018
если про Минск, то автор написал 12 кругов вело.
А в Зарайске 4 круга вело железка.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:59, 3 Августа 2017
Полностью согласен с автором. Если тебе доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс, то нет разницы между статусным Ironman, Challenge или простой длинной в Эстонии или Белоруссии. А в остальном уж как позволяют финансы и желание их потратить на себя любимого, желательно без травм моральных и физических:::)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь