Велобеговой Байкал

Рассказ о моём небольшом велопутешествии на Байкал и первом тренировочном ультразабеге 85 км на острове Ольхон в рамках подготовки к первому айронмену.

TRILIFE.RU
1060
11
2018-12-22T19:36:08+03:00
3765 5020

Случилась эта история со мной в этом году. В мае-июне 2018-го.

Весной я находился в состоянии подготовки к своему первому айронмену, и меня не отпускала мысль о сверхдлительной тренировке на беговую выносливость. Марафон свой первый я уже пробежал в 2017 году, а вот чтобы пройти железную дистанцию триатлона — одного марафона уметь бегать мало. Надо попробовать пробежать ультрадистанцию. Ультрамарафон (или сверхмарафон) — это любая дистанция в беге, длина которой превышает классический марафон 42,2 км.

Какую же мне выбрать сверхдистанцию, чтобы потестить себя и заодно потренироваться к айронмену? А давай умножим на 2. То есть, грубо говоря, 85 км.

Итак, дистанция определена, а вот геолокация, маршрут — непонятно, где бежать. Выбирать маршрут где-то в Московской области не хотелось, хотелось чего-то медитативного, без автомобилей, электричек и прочего транспорта, который пронизывает подмосковные ландшафты.

И так кстати случилось, что я наткнулся на информацию о том, что авиакомпания «Победа» открыла новое направление Москва — Иркутск. Байкал! Вот чего мне не хватало в жизни до этой секунды. И на Байкале я не бывал ранее, и всегда очень хотел. И наверняка места там красивейшие – и как мне и хотелось — «медитативные». И воздух и вода, что еще надо будущему айронмену. Вперед! Загугливаю «Самое популярное туристическое место на Байкале». Мозг поисковика, пошуршав электронами выдаёт ответ — остров Ольхон. Что это, где это? Лезу в разные карты, программу Google Earth, изучаю местность, рельеф, дороги, как добраться.

Оказывается на Ольхоне есть центр притяжения гостей острова — посёлок Хужир с населением около 1300 человек. Смотрю что за остров, какие там дороги, прочие населенные пункты, достопримечательности. После изучения всех подробностей определил примерный маршрут забега. Нужно стартовать в поселке Хужир и достичь восточной оконечности острова — мыса Хобой, до которого 42 км. И столько же обратно. И стимул будет вернуться, добежать обратно до посёлка. Сойти с маршрута, сесть на электричку — не получится. Поймать попутку — весьма сомнительно. Значит мотивация к бегу суперская.

Что-то еще не хватает. Как добраться до Хужира. От Иркутска померял — чуть более 300 км. Разве это расстояние для бывалого велотуриста?! Конечно, это же классная велопрогулка. Разделю на 3 дня, и будет мини-велопутешествие по новым, ранее не изведанным мною землям.

Набросал план по дням (забегая вперед, скажу, что выполнить его в первозданном виде не удалось :)

Итак, Велосипед! И в самолёт. Опыт путешествий со своим велосипедом в авиабагаже у меня уже был: возвращение из велопробега Киров — Керчь (2012), тогда я летел на Як-42 «Ижавиа» из Анапы; Турция, Кемер (2014), чартер Казань-Анталья-Казань; возвращение из Гибралтара (2014) через Лондон (после велопробега "Вятка-Гибралтар" за 50 дней); Черногория, Тиват (2015, 2016).

На дворе еще конец марта. Беру билеты на рейс Москва (Внуково) - Иркутск на конец мая и обратно на начало июня. Общая длительность миссии - 12 дней . Стоимость билета на "Победе" всего 6000 р. в одну сторону! За 6 часовой перелет на расстояние 4200 км. Плюсуем опцию "Велосипед", это еще 1500 р. Итого туда-обратно с велосипедом дорога получается 15000 р.

Дни до поездки пролетают в триатлонных тренировках и в спортивных мероприятиях (впервые принимал участие в дуатлоне в Бронницах). В апреле выкатился на шоссейном велосипеде на первый после зимы веломарафон-бревет 200 км, а в мае удалось впервые поучаствовать в велогонке в Москве по Садовому кольцу (78 км), а также закрепить 200 км в бревете "Кировский 200".

23 мая. Жуковский. День нулевой. Жуковский - Внуково. 82 км

Наконец наступает день вылета. Велосипед проверен, две багажные сумки собраны. Для того, чтобы добраться с велосипедом и багажом в аэропорт Внуково из Жуковского есть разные варианты (в основном это электричка + МЦК + своим ходом).

Но что нам - велотуристам разве напрямую Жуковский - Внуково не осилить? Да легко: 82 км. Всего то 4 часа 18 минут со средней скоростью 19 км/ч. На общественном транспорте вышло бы не меньше с учетом пересадок с электричек на МЦК.

Вот такой получился маршрут. Подробно можно посмотреть на GPSies

Добравшись до Внуково заблаговременно до вылета не забываю о селфи у легендарного Ту-104.

Солнце постепенно движется к закату, загружаюсь в самолёт. Небольшая очередь на взлёт. В воздухе краски заката заиграли с удвоенной силой.

Через несколько минут после взлёта наблюдаю под крылом Жуковский, который я покинул буквально в обед. Пока летели до Жуковского удалось разглядеть участки сегодняшнего веломаршрута, по которому я добирался во Внуково. А вот и узнаваемый рисунок скрещенных полос ЛИИ им. Громова (аэродром Раменское).

Впереди 6 часов полёта, по расчётам прибудем в Иркутск около двух ночи по Москве (а по местному в 7 утра, разница во времени +5 ч). В "Победе" как известно не кормят, ну что нам ночью, зачем есть. Летим. Иркутск впереди.

24 мая. Иркутск. День первый. Акклиматизационный.

В самолёте крепко не поспишь, конечно, что-то урывками удалось ухватить. Но всё равно следующий день после перелета я запланировал на устранение "джетлага". Заселиться в хостел, поспать, погулять, еще поспать)

Рассвело, заходим на посадку в аэропорту Иркутска. Заход прямо над городом и рекой Ангарой. Приземлились. Спасибо, Победа! Состояние пространное. Заторможенно завтракаю в аэропортовском буфете, затем собираю велосипед. Времени еще 9 утра, а в хостел по правилам заселяют после 12. Выехав от аэровокзала, практически сразу попал в город. Аэропорт находится в черте города, очень удобно.

Еще 3 часа как невыспавшийся зомби катаюсь по центру города, коротая время. Впечатления от города пока не лезут на нужные полки, по Москве мои биологические часы еще на 4-5 утра. Наконец к 12 дня (7.00 МСК) заруливаю в хостел Иркутские берега. Алилуййя, кровать! Полдня проспал, после обеда прогулялся по окрестностям, по магазинам, зашёл в какой-то бар, выпил кружку иркутского пива, поужинал, и пошёл дальше спать.

25 мая. Иркутск. День второй. Стартую на Байкал. Иркутск - Усть-Ордынский. 80 км

По плану сегодня надо доехать до посёлка Усть-Ордынский, до которого около 80 км. Специально для начала решил не стартовать резко на длинную дистанцию больше 100, чтобы втянуться в местность и насладиться природой.

Погода как назло пасмурная и местами по области дожди. Морально готовлюсь к барабанящим по лицу каплям на маршруте. Зашел в пару магазинов туристического снаряжения, прикупил на всякий пожарный пугач-ракетницу от медведей, взял еще и перцовый баллон от диких животных на крайняк. Их там нет на самом деле, но, говорят, были случаи, что на остров медведи заходили, переплывая пролив. Если не ошибаюсь было это осенью 2015-го, когда на побережье Байкала бушевали лесные пожары и мишки искали еду. Тогда на острове обнаружили и выловили 3 медведей, медведицу с медвежатами. Одного медведя так и не удалось найти. Значит он где-то там сейчас. Забегая вперед, скажу, что когда бежал забег по острову, то там в лесу он мне, зараза, мерещился в каждом чёрном пеньке :)

Отъехал недалеко от Иркутска, дождик моросит. "Стоп. Кантри"! КУДА ехать? А фиг его знает, дорога одна)

А вот и он, Медвед! Превед!

Наконец, дождливые облака, застилавшие небо немного рассеиваются, солнце переливается в дальних далях по всему горизонту, и я уже по-настоящему начинаю ощущать этот дух свободы. Вот оно, начинается! Предощущение Байкала.

Вглядываюсь в даль, в горизонт, куда бесконечной нитью уходит дорога. Справа низко над горизонтом замечаю какую-то точку. Она приближается, увеличиваясь в размерах. НЛО? Наконец видно, что это человеческий рукотворный летательный аппарат. Издалека чуть слышен рокот двигателя - в стороне, в степнине пролетает военный вертолёт.

Наконец, появился монумент посёлка Усть-Ордынский - на въёзде в населенный пункт, на развилке стоит каменный всадник. Встречает меня и местный житель - пёс с поджатым хвостом.

Что еще нужно уставшему путнику - ужин и спать. Насчет ужина - есть идея, раз я в "около бурятских" краях, то непременно надо в посёлке найти позную. Это типа маленькой кафе-столовой, где делают местное блюдо - позы, или как на родине в Бурятии их еще называют - "буузы". Ура, нашел заведение. Отведал. Впечатление не произвело, к сожалению. Просто большой пельмень, который надо есть руками. Может еще недалеко от Иркутска отъехал. Советуют позы пробовать где-то в дальней глубинке.

Надо искать ночлег. А гостиница то у меня заблаговременно забронирована. Поехали её искать. Буддистский колорит проявляется в некоторых постройках.

Но в основном своём обличии посёлок выглядит как-то так:

Как тебе такое, Илон Маск?

Добрался до гостишки. Сегодня не пьём!

Ну а завтра с утра продолжу путь к священному морю, великому Байкалу.

Итого за Велодень 1: расстояние веломаршрута 80 км из 300. Трек на Страве https://www.strava.com/activities/1595885416 Трек на Gpscies https://www.gpsies.com/map.do?fileId=hyfamxtcsqkraqjn

26 мая. День третий. Путь на Байкал. Велодень 2. Усть-Ордынский - Баяндай. 66 км

По планам на второй велодень я хотел доехать до Еланцов. То есть планировался максимальный рывок на 130 км, чтобы потом осталось только 90. Но, увы, всё пошло не так.

А начиналось всё прекрасно. Выехав утром из Усть-Ордынского, переждав небольшой дождик под навесом Сбербанка, я покатил по трассе, подгоняемый попутным ветром и подогреваемый выглянувшим солнцем. Разогрело так, что пришлось остановиться и снять лишнюю дождевую экипировку. Яндекс-радар погоды показывал "переменный дождь", ветер западный. Мой курс был на северо-восток, поэтому попутный ветер был сзади и немного слева.

Ранний день стоял чудесный, ветер разогнал тучи на маршруте моего следования, я уже проехал 10 км, и все не предвещало ничего плохого. Периодически я оглядывался назад, чтобы посмотреть как обстоят дела на горизонте, где формировались подозрительные темные облака.

Примерно минут через 10 я заметил, что огромное дождевое облако начинает нагонять меня с левой стороны. Пытаюсь понять, насколько наши пути пересекутся. Есть шанс оторваться от него, чтобы оно прошло слева направо за спиной. Или наоборот притормозть мне, чтобы тучку пропустить впереди себя. Решил оторваться и втопил по педалям.

Через 5 км понимаю, что туча нагнала меня, и висит уже совсем рядом близко, почти над левым плечом и смещается вправо! То есть через несколько минут меня должно накрыть. С надеждой оглядываю придорожные окрестности в поисках автобусной остановки - ни-че-го, пустынь и степь. Какой то посёлок виднеется в нескольких километрах справа, через поля.

Посмотрел налево-назад, в паре км от меня уже встала непроглядная серая стена ливня, которая бежит по холмистым полям и постепенно подбирается ко мне. Изо всех сил кручу вперед, чтобы как можно скорее попытаться найти хоть какое то укрытие. Останавливаться и надевать дождевик времени нет. Вот уже первые тёмные капли упали на серый асфальт. Ветер, как это обычно бывает перед большим дождем, мощным порывом прошелся по местности, по дороге, по верхушкам одиноких деревьев, под которыми не укрыться.

Три, два, один. Всё. Меня накрывает лавиной с неба. Видимость снижается почти до нуля, и тут к ливню добавляется град. Вот это жесть. Очки спасают глаза от градин, стучащих по лицу. Еще минута и я промокну насквозь, надо спешиваться, и пытаться облачиться в дождевик. Но, краем глаза я замечаю, что влетаю на какой то мост, в под ним небольшая речка. Есть укрытие!

Перетаскиваю велосипед с сумками через дорожное ограждение, поскальзываясь скольжу вниз по крутой насыпи прямо под мост. Ура, я спасён. Всё, теперь ждать погоды.

Немного успокоившись, осматриваю убежище, есть даже сухая земля. С моста текут потоки воды. Речушка, практически пересохшая, начинает потихоньку оживать.

Вдруг краем глаза замечаю, что я здесь не один. На той стороне под сваями вижу сначала движение фигуры. Потом, смотрю, мотоцикл.

Похоже на местного. Направляется ко мне. Поздоровались. Это пастух-бурят, который поехал за стадом, тоже застигнутый дождем как и я. Пока шёл дождь, постояли, поговорили. Минут через 25 ливень закончился. Пора двигаться дальше.

Вроде бы снова погода начинает развеиваться. Едем дальше.

Населенные пункты как бы говорят мне "Газуй! Ололо!)". :)

Снова образуется окно в небе. Даже успеваю просохнуть. Надолго ли? По бокам обкладывает дождевыми облаками. А от сегодняшнего старта всего 20 км, а почти полдня прошло. Выехал поздновато, да и дождь тормознул еще в поселке на час, и вот теперь еще почти час потерял.

Проезжаю еще 10 км и небо закрывается, просветов больше не видно. Смотрю прогноз погоды. Как назло сегодня он с дождем. А завтра начинается "ясно". Ну что же, буду пробиваться через дождь насколько это возможно. Въезжаю в Баяндаевский район.

В итоге, проехав под дождем еще часа 2, понимаю, что промок, и энтузиазм ехать до Еланцов пропадает. Тем более до них еще 70 км, а это 4-5 часов пути под дождем да еще и в темноте.

Решаю найти место для ночёвки в посёлке Баяндай, что стоит на "Т-образном" перекрестке в месте, где идёт отворот на Байкал.

Действующих гостиниц здесь по данным Яндекса и интернета найти не удаётся, поэтому спрашиваю у местных на автозаправках. Советуют идти в кафе "Багульник" на перекрестке. Говорят, у них на 2 этаже есть гостиница, которая еще не открылась в регулярном режиме, но пускают переночевать.

В итоге я обрел сегодняшнее счастье в виде целого этажа мотеля, в одной из комнат которого я и переночевал с прекрасным видом на багровое закатное солнце, которое появилось всё-таки на 5 мин в щель между тучами и горизонтом. Значит погода завтра будет отличная. А пока максимально отдохнуть, ведь придется наверстывать километры. До Хужира остался один день и 160 км.

Итого за Велодень 2: 66 км, суммарное расстояние веломаршрута - 146 км из 300. Трек на Страве https://www.strava.com/activities/1596521464 Трек на Gpsies https://www.gpsies.com/map.do?fileId=rurseqiyfwbjmglx

27 мая. День четвёртый. Прибытие на Ольхон. Велодень 3. Баяндай - Хужир. 167 км

Утро не обмануло ожиданий. Рассветная дымка немного постояв над горизонтом рассеялась, и зарождался шикарный солнечный день, что в конце мая в прибайкалье при температуре воздуха +15+18 градусов было просто супер.

Выехав из Баяндая я почуствовал, что сегодня складки местности здорово поднапрягут меня). Уже сразу после Т-образного перекрёстка дорога Баяндай - Еланцы пошла в гору. Несколько километров плавного затяжного подъёма. А чем дальше к Байкалу, тем гористые холмы всё круче и круче.

Путь до Еланцов занял около полдня (примерно с 8:30 до 14)

Дорога классная, асфальт ровный, виды обалденные. Местность холмистая. Добрался до Еланцов. Там перекусил в кафешке при заправочной станции.

После выезда из Еланцов обнаружил что лес исчез, и начались совсем голые пространства. Ветер переменился из попутного во встречный, а по рельефу равнина чередовалась с довольно затяжными подъёмами. Дорога резко потеряла свой былой шик и превратилась в грубое залатанное полотно.

Пейзажи стали почти космически-марсианскими

Добравшись почти до вершины очередного подъёма вижу вывеску "Буузы - Позы". Надо, думаю, еще раз отведать местного блюда и заезжаю в придорожное кафе "Тажераны". Тажераны - это название прибайкальской степной местности, которая больше похожа на монгольскую степь.

Встречает усатый хозяин.

Небольшой позный ланч)

На сытый желудок куда приятнее въезжать к Байкалу. По крайней мере докрутить до вершины перевала, чтобы потом начать движение к финальному спуску к берегу.

И вот, наконец, то на горизонте я увидел синие воды Байкальского моря!Да, это тот самый момент, от которого захватывает дух! Примерно похожие ощущения были у меня, когда я увидел Гибралтар на горизонте)

Мчу на всех парах, чтобы скорее погрузиться на паром и переправиться на остров Ольхон через пролив Ольхонские ворота. Это финальный отрезок шоссе, который упирается в причал. На той стороне - остров Ольхон.

Привет, могучий Байкал! А я почти расслабился, забыв на миг, что мне еще по острову добираться 35 км. И что самое весёлое, это то, что как оказалось, на острове нет асфальта)

Подплывает паром. Ходят довольно часто, раз в полчаса. Расстояние пролива 2 км, время переправы около 15 мин. И что самое удивительное - БЕСПЛАТНО.

Погрузились. Плывём! На открытом водном пространстве как обычно задувает постоянный сильный ветер. Впереди приближается причал острова.

Ольхон встречает туристов.

Ольхон - ты космос!

Солнце садится, за плечами 130 км, впереди еще 30. Там, где-то в Хужире, на турбазе меня уже ждут, я созвонился с администратором. Уже затопили баньку.

А я еду в абсолютной космической тишине. Ветер стих.

Финальные километры уже ехал при свете велофары. Наконец на горизонте зажглись огни посёлка.

Под колёсами сплошной песок. Весь остров стоит на песчаной почве. Все грунтовые дороги - это укатанный песок. Причем местами укатанный до состояния стиральной доски, не знаю как это получается, но приходится всё время искть ровную дорогу и это иногда сильно выматывает.

Добираюсь до нужного адреса, времени уже одиннадцатый час. Ворота турбазы открыты. Заезжаю во двор, там горит фонарь на столбе. Озираюсь в поисках главного входа - "ресепшн", но не вижу вывески. Приходится долго плутать меж постройками, наконец вижу человека. Это девушка-администратор, она идет по двору с ведром в руке и с фонариком.

Ура, я спасён.

167 км за день по непростому рельефу, и финальные 35 км по песку просто загрузили меня по полной, давно так не уматывался) Но приятно. Теперь быстро в баньку сполоснуться и спать. А завтра начнём изучать остров.

Итого за Велодень 3: 167 км, расстояние веломаршрута 313 км из 300:) (13 км добавились из-за различных заездов в посёлки и вероятно погрешности GPS). **Трек на Страве https://www.strava.com/activities/1599816107 Трек на Gpsies** https://www.gpsies.com/map.do?fileId=rhxdumylohwfkule

Четыре дня на острове. 28 - 31 мая. Подготовка к забегу. Эти четыре дня прошли в осмотре острова, посёлка Хужир, посещения музея, велопрогулках, небольших утренних пробежках и моржевании в Байкале). Кому интересно есть пост в виде больше фотогалереи, чем рассказа, можно посмотреть здесь, в моём жж. Ну а мы перейдём к заключительному дню на острове, ради чего вся эта затея и была предпринята.

1 июня. День забега.

К слову сказать, за пару дней до забега я переселился из турбазы "Матрёшка" в другое место, в гостевой дом "Ольхонский". Это было сделано мной по причине того, что, во-первых, хотел посмотреть побольше вариантов размещения в Хужире, во-вторых, для подготовки и восстановления после длинного ультрамарафона хотелось иметь в идеале свой санузел с ванной в номере. Но, в итоге, как оказалось, именно ванны, где можно лежать, нигде в номерах не оказалось (есть подозрение, что в Хужире такого нет вообще, так как хозяйка сделала удивленные глаза, когда я спросил, а бывают ли здесь где-то номера с полноценными ванными комнатами). Только отдельные кабинки типа душевых, с "недованной", куда можно поставить ноги в горячую воду чуть выше щиколоток. В гостевом доме очень понравилось, большая светлая столовая, спокойно, суеты нет, так как май месяц - это не туристический сезон. Кроме меня тут еще пара иностранцев и парень с девушкой. После завтрака вчера я познакомился с одним иностранцем, его зовут Марьян, поляк, немного говорит по-русски. Он не первый раз на Байкале. Сейчас здесь в рамках волонтёрской деятельности по очистке лесов от мусора и обустройстве ББТ - Большой Байкальской тропы. Марьяну за 60, он  живет в Швейцарии, неподалёку от Женевы, приглашал в гости).

Итак, утро пятницы наступило. Подъём в 6:00, никаких плотных завтраков, чтобы ничего не бултыхалось в животе. Максимум банан.

в 7:40 я стартовал с окраины посёлка Хужир и сразу выбежал на лесную дорожку, естественно песчаную. Темп по началу взял около 7 мин/км. За спиной лёгкий рюкзак, притянутый ремешками. С собой немного воды, пара бананов, тройка гелей, какие-то батончики-мюсли и банка таурино-кофеинового энергетика. Энергетик я решил спрятать примерно на 70 км маршрута, то есть на 15 км от начала. Так как предчуствовал, что "бензин" может кончиться и на одной силе воли не добежать). Так же из одежды сверхлегкая ветровка, перчатки, вязаная шапка и легкие штаны-непродувайки.  Одежда могла пригодиться на вечерний этап, так как температура вечерами в мае на Байкале может опуститься до 6-9 градусов.

Раннее утро в Сарайском лесу.

Через 6-7 км пробегаю мимо знакомого уже аэродрома в деревне Харанцы.

От старта я наметил основные точки маршрута. Это:

  • Хужир (старт 0 км)
  • Песчаная (21 км)
  • Мыс Хобой (42 км)
  • Песчаная (63 км)
  • Харанцы (79 км)
  • Хужир (финиш 85 км)

До Песчаной остается примерно 11 км, вокруг нереальной красоты просторы с видом на Байкал. Пробежал уже 10 км, темп колеблется примерно от 6:30 до 7:30 мин/км, бежится прекрасно, рюкзак начал натирать какой-то нижней жесткой точкой прямо в поясницу. Обвязался вокруг пояса флиской, сделав между низом рюкзака и спиной прокладку, стало лучше.

В поле грунт не такой песчаный, а местами даже похож на какой то глинозём. Так что в поле песок пока не набивается в кроссовки.

Через 15 км от старта появляется какая-то ранее мной не зафиксированная деревушка. Потом по карте посмотрел название - Улан-Хушин. Сразу после неё решаю делать "закладку" - да, тот самый НЗ - банку энергетического напитка. Зарываю его в хвойную массу у ствола под ёлкой в примеченном месте у дороги. Скинул 0,5 кг из рюкзака, уже хорошо) До Песчаной остается 5 км. Бегу уже около 2 часов, времени около 10 утра, солнце поднялось и начинает припекать. Запас воды, который я взял при выходе на старт был небольшой, около 0,5 л и я его скоро уже допью.

Через 2 часа 40 мин после старта я, преодолев дистанцию полумарафона 21,1 км, попадаю в район деревни Песчаная. Название говорит само за себя. Везде песок, бежать непросто. Бороться с вязнущими ногами особо смысла нет, поэтому продвигаюсь с таким темпом, который получается с минимальным усилием. Расходовать силы нельзя, позади только одна четвертая пути.

Подхожу в деревне к местным, спрашиваю, где тут у вас воды можно набрать. Мужик смотрит на меня как на дурачка и показывает рукой в сторону берега - вон там, Байкал.

Ну точно ведь, как я сразу не сообразил. Вода в озере по вкусу ничем не отличается от артезианской. Вот тут только до меня дошло, какое же сокровище - озеро Байкал.

Погода просто как на курорте, ясно, но не жарко, лёгкий ветерок, тишина и спокойствие. Идеально для легкого неспешного бега.

За плечами деревня Песчаная.

В лесу стоит знак, показывающий, что до конца острова еще 20 км.

Эти 20 км я преодолевал с 10:30 утра до 13:30 дня. Что обычно происходит в это время? Правильно. Просыпаются туристы в Хужире и едут на экскурсии на одно из самых красивых мест - мыс Хобой. Так и вот, пока эти 3 часа я бежал от Песчаной до Хобоя, меня обогнало наверное около 10 буханок УАЗиков с китайцами. Пару буханок меня обогнали еще раньше утром, где то в районе Харанцов. Китайцы махали мне из окон руками и фотографировали им непонятного человека, бегущего посредине Ольхона в степи.

Рельеф местности ближе к мысу становился более гористым. Средний темп упал до 8-8:30 мин/км. В горку медленно пыхтишь, но зато под горку на расслаблении сбегаешь на скорости. Фляжка с водой, которую я набрал в Песчаной израсходовалась за 2 часа. Еще час бегу без воды, надеясь на мысе набрать. Чтобы отвернуть в сторону от маршрута к Байкалу для забора воды - это потеря времени и лишние пара километров, да и неизвестно есть ли подход к воде, так как берега на северо-восточной части острова - обрывистые.

Время около полвторого дня, во рту пересохло, на горизонте за каждым холмом мерещится конец острова и бескрайняя гладь Байкала. Но пока по-прежнему, взбегая на одну сопку, открывается похожий вид на следующую. Наконец, вдалеке вижу скопление точек - групп людей - туристов. И рядом поотдаль  - стоянку УАЗиков-буханок. Пробегаю сквозь туристов. Китайцы рукоплещут, мелькают фотовспышки. Показывают мне большой палец. На мгновение чуствую себя Форрестом Гампом.

Где же взять воды. Добираюсь на самый конец острова, вокруг неимоверная красота, воды - просто океан, но как до него добраться, чтобы зачерпнуть) Мыс находится на высоте около 150 м над уровнем озера на скалистых берегах.

Флора радуется первому летнему дню.

Иду по горным тропинкам, продираясь через скалы, в надежде обнаружить спуск к воде. И вскоре мне удается заметить тропу, которая петляя спускается между двух скал.

Спуск был непростой, предельно аккуратный, где мне пришлось применить все свой навыки, которые я еще не успел подзабыть со школы альпинистов в Безенги. Занял спуск около получаса. Жажда уже мучила неимоверно. Но вода была уже так близко. Цепляясь руками и ногами за камни, потихоньку спускаюсь к воде. Самый сложный участок - последние метров 10, где тропы уже не было, а остались лишь камни. Там было уже чистое скалолазание.

Вот-вот, уже скоро. Чистые волны, от которых веет прохладой, плещутся уже совсем близко. Кристально чистая вода, виден каждый камень на дне.

Добираюсь до самого низа. Тело и ноги гудят от 6 часового забега. Дистанция 42 км. Так медленно марафон я еще никогда не бегал). Спускаюсь к воде на большой плоский камень. Опускаю ноги в ледяную воду. Просто это блаженство какое-то, словами не описать. Немедленно раздеваюсь и, затаив дыхание, заныриваю в виде морской звезды в Байкал, а точнее в виде байкальской нерпы. Ледяные иголки прошивают всё тело, наливая его новой силой, так необходимой для возвращения обратно. Жажда мучает так нестерпимо, что ждать пока наберу воды во фляжку - невозможно. Поэтому пока лежу лицом вниз, плавно качаясь на водах озера, просто открываю рот под водой и начинаю пить прямо из Байкала. Невероятные ощущения.

Все, больше минуты нельзя, главное не переостудиться. Мои ноги, охлажденные ледяной водой Байкала как будто обрели какую-то волшебную анестезию. Выбираюсь из озера на камень и еще мин 10 просто в блаженстве подставляю свои бока солнцу первого летнего дня. Ветра в этой уютной бухточке нет, поэтому солнце греет ощутимо.

Выбравшись обратно (а подъём из бухты занял уже чуть меньше времени, около 15 мин), я немного потусовался с туристами. Сфотографировался на каком-то видимо классическом месте для фотографирований.)

Ну что. Теперь пора бежать назад. Впереди ещё вторая половина забега - оставшиеся 42 км. Солнце потихоньку перевалило через зенит и начинает клониться к горизонту. Времени на часах около 14:30.

Обратный путь, естественно, дается тяжелее. За пару часов отбежал от Хобоя на 16 км. Итого на спортивных часах цифра уже 58 км. Ого, так много я еще никогда не пробегал. Темп уже падает до 8-9 мин на км. Иногда через 5-6 км на несколько секунд перехожу на шаг, начинают ощутимо побаливать мышцы, связки, колени, ноют стопы. Постояв, поразминавшись и порастягивая ноги, встряхиваю, делаю мини самомассаж забитых икроножных и квадрицепсов. Начинают потихоньку ныть еще неизведанные до этого мышцы и связки в области тазобедренных суставов.

Опять заканчивается вода. Теперь я решаю сделать небольшой крюк вправо к берегу озера. Там издалека виден пологий спуск, да и я заранее по гугл снимкам посмотрел, что в этом месте есть что-то вроде небольшого пляжа и есть подъездная дорога. Значит крутого обрыва нет, и можно трусцой туда подобраться. Спускаюсь по пологому холму напрямки, прямо по редкой степной траве.

Ура, снова ледяная вода спасает усталые ноги. Бреду вдоль берега по колено в легких волнах и чуствую, как усталость Байкал забирает себе. Волны подняли какую-то муть и водоросли, и теперь сложно найти место, чистую спокойную заводь, чтобы набрать воды без посторонних частиц. Наконец удается. Но, какие-то песчинки все равно попадают и оседают на дне фляжки.

На часах время - полшестого вечера, расстояние 62 км. Осталось 23 км до финиша. Солнце садится около восьми вечера. Понимаю, что до заката уже не успеть.

Снова знакомый лес в районе Песчаной. Кто-нибудь знает, как эти цветы называются?

В лесу спокойно и тихо. Температура воздуха наверное около +15 градусов, когда бежишь - не холодно. Вдруг где-то в стороне за лесом, вдалеке слышу странный шум. Как будто ветер разгулялся по вершинам сосен, или словно водопад огромный где-то шумит. Ничего не могу понять. Посмотрел на верхушки деревьев, не колышутся даже. Что такое. Через некоторое время верхушки деревьев начинаю чуть шевелиться. Шум вдалеке справа по прежнему мощный и широкий. Внезапно понимаю. это же Байкал шумит. Надвигается шторм.

Выбегаю из леса к деревне Песчаной. И тут же меня сносит ветром. Как изменился разительно Байкал. Какой он был спокойный и ясный днём, и какой суровый стал сейчас. Облачаюсь в одежду, штаны, ветровка, шапка. Ветер настолько пронизывающий, что приходится даже надеть лёгкие перчатки (типа строительных, которые я еще купил на автодороге Иркутск - Усть-Ордынский в первый велодень, пригодились!)

Деревня Песчаная.

Суровый Байкал.

Ветер задувает мощно. Волны почти как на море.

Набираю снова запас воды, надеюсь, что хватит до финиша. Попутно надо вытрясти песок из кроссовок. На песчаных участках приходится делать это через каждые 5 км иначе бежать невозможно. Нахожу заброшенный полуразвалившийся дом на берегу. За стеной, спасаясь немного от ветра, снимаю кросовки и вытряхиваю песок. Все происходит очень медленно. Ноги еле сгибаются, ступни ломит от усталости.

Проклятый старый дом в Песчаной.

В укрытии хорошо, но надо двигаться дальше. Осталось всего 20 км. В обычном состоянии я легко пробегу это за 2 часа, но сейчас, после 65 км пути мой темп упал настолько (до 10 мин/км), что как будто просто иду быстрым шагом со скоростью 6 км/ч, то есть по рассчетам до Хужира мне пилить более 3 часов. А то и намного больше со всеми остановками на переодевание и вытряхивание кроссовок от песка. Продвинувшись еще на 4 км, я чувствую, как начинает накатываться общая усталость и закрываются глаза на ходу.

Самое время вспомнить о тайнике с энергетиком. Через 5 км -  рубеж 70 км, здесь под ёлкой меня ждёт баночка с порцией кофеина и таурина и ещё чего-то там, мельдония бы еще что ли туда положили, было бы совсем хорошо)

Выкапываю банку. Жидкость заливается. Чуствую, что что-то начинает происходить, но не понимаю что. Побежали дальше.

Улан-Хушин. До финиша 15 км.

Темнеет, времени на часах 20:00. Кто бы знал, что на эти 15 км мне придётся потратить аж 2,5 часа! В сумерках продвигаюсь по полю, широченному плато, с правой стороны в полутьме шумит Байкал, на том берегу еще просматривается гористый берег, с сопками, вершины которых закрывает длинный слой туманных облаков, который перекатываясь вокруг них спускается к воде и исчезает. Накатывает ощущение сюрреалистичности происходящего, которое усиливается звучанием альбома группы Cats Park в наушниках.

Ветер, который был у воды здесь почти не чувствуется, видимо потоки как то по разному идут. Впереди на горизонте зажигаются огоньки. Это деревня Харанцы, там, где аэродром. До неё еще 5 км. Я сбился с полевой дороги и пытаюсь вырулить визуально на тот путь, по которому бежал утром. Поле ровное с короткой растительностью без особых кочек. То ли бегу, то ли иду - непонятно. До деревни еще пара километров. В резко наступившей темноте забегаю в деревню. Редкие собаки гавкают из-за заборов. Разыгрывается аппетит. Ба! Да я заголодал. Все гликогены поистрачены, действия энергетика тоже ненадолго хватило.

Вижу огонек, это магазинчик деревенский, тот самый, где я туалетную бумагу "Байкал" покупал. Похоже он работает допоздна. Не 24 часа конечно, но вроде до 22:00 судя по расписанию.  Заваливаюсь в магазин, беру какой то сникерс и кока-колу. Ноги совсем не бегут. Просто чисто физически не сгибаются. Выхожу из магазина, выбираюсь на дорогу Харанцы - Хужир, но беру чуть левее по параллельной грунтовке, где нет траффика. Ковыляю как сломанный терминатор по лесной дороге в полной темноте. Фонарика у меня не было, только тот, что в смартфоне. Но он не требуется. Небо еще в сумерках и в лесу светлая песчаная дорога видна. Да вот только теперь каждый пень в лесу всё больше и больше похож на медведя. Но его точно здесь нет, это я знаю) Изредка раз в 15 мин справа за соснами метрах в 200 проносится какая-либо машина.

На автопилоте уже выбираюсь из леса к посёлку Хужир. Как прекрасен этот мир. Звезды в небе. Огни посёлка. Вышки связи с красными огнями наверху. Найти бы нужный поворот, где мой гостевой дом. Поворачиваю. Знакомые очертания ворот. Калитка. Ищу свой домик, заползаю в номер. Еле сдираю кроссовки. Зрелище не для слабонервных. Пара здоровых мозолей изнутри ближе к пятке, это о край стельки натёрло.

Ну, вот и всё, mission: possible!

Итого за беговой день: 85 км, из которых последние километров 5 шел пешком, так как бежать вообще не получалось) Трек на Страве https://www.strava.com/activities/1610148037 Трек на Gpsies https://www.gpsies.com/map.do?fileId=lwzudxciflnlqmoj

Только сейчас заметил, что оконечность острова Ольхон похожа на ногу. Видимо всё это неспроста)

Фотоэпилог. 2-4 июня. Иркутск. Возвращение в Москву.

Возвращаться с Ольхона в Иркутск, конечно же я планировал не на велосипеде. После вчерашнего это было просто невозможно. Всё таки у меня не ULTRAMAN еще какой-нибудь.) За 6 часов доехал с погруженным в багаж велосипедом на микроавтобусе. Цена Хужир-Иркутск на микрике - 1000 р. (незадолго до этого была 800 р., но буквально с 1 июня её подняли)

Пару дней и ночей в Иркутске я провел в Хостеле совсем близко к центру, это хостел Viva-Baikaler И ура, в этом хостеле была полноценная ванна, где можно было вытянуть ноги. И тут же по приезду немедля я произвел процедуру противовоспалительной практики, а именно 12 минут подержал ноги в ледяной ванне. Это позволяет ускорить процесс восстановления.

В субботу я больше отдыхал, общался с ребятами по комнате. Тут со мной были пара из штатов, паренёк из Франции, девушка из Германии. Было общительно и весело. Я им рассказал историю, которую мне рассказала местная женщина, уборщица в гостевом доме.

История о том, как на Ольхоне группа местных поехали в заповедник на южную часть острова и там от группы потерялась одна женщина, её потом неделю искали всем островом. Через месяц её нашли где-то на другом конце, как раз в районе мыса Хобой. Она сидела на дороге, её обнаружили местные. Взгляд её был какой-то отрешенный. Она рассказывала, что всё это время брела по берегу, по скалам, и с ней всё время был могучий седой бородатый старец. Женщина сидела на просёлочной дороге, обувь у неё была разодрана в лохмотья, из которых сочилась кровь. А тот старец был - Хозяин Байкала.

Пара дней в Иркутске пролетела как секунда. Очень понравился город. Надеюсь, когда-нибудь ещё сюда вернуться. Конечно же и на Байкал тоже.

Утром в понедельник, 4 июня, за полчаса доехал из центра в аэропорт. Иркутск уже знаком, как родной.

Победа, как много в этом слове теперь для меня)

До свиданья, Байкал!

Жуковский, привет!

А вот и Домодедово виднеется вдалеке. Ну а нам дальше, во Внуково.

Крутим разворот на Внуково.

Привет, Москва. Прибываем в 8:30 утра, хотя вылетели в 7:30 из Иркутска. Красота, целый день впереди)

Спасибо за внимание!

Всем лёгких ног!)

Читайте также

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

08:17, 23 Декабря 2018
природу на Байкале конечно одним словом не описать, и даже фотографиями... это надо почувствовать самому! Молодец что поехал так далеко чтобы покататься и побегать там. Цветы называются Рододендрон даурский, или "багульник" по народному  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

09:00, 24 Декабря 2018
Хороший отчет! Но мероприятие не одобряю. Слишком много рисков. Не было плана по воде, ведь сам пишешь что не сообразил сначала что вода из озера питьевая. Не было питания нормального. Вывалился в темноту в конце, да без фонаря. Стопудовая договоренность об эвакуации на случай подвёрнутой ноги была с кем-нибудь? Надеялся на попутки или на 112? А связь телефонная везде по трассе была? По мне, весь забег - опасные для здоровья романтические глупости. Но победителей не судят, и за отчет спасибо.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

10:11, 24 Декабря 2018
Спасибо за отзыв! Насчет рисков - не согласен, это же не пустыня) Населенные пункты через 5-7 км, редкий траффик УАЗов и легковых автомобилей присутствует (просто акцента на это не делал). Бежал по достаточно оживлённому маршруту.

Мобильная связь работает всегда, без проблем позвонил бы в гостиницу в случае чего, интернет только не всегда.

Про воду, ну конечно же приукрасил свое удивление от чистоты воды. Всем же известно про питьевой Байкал.

Питание. Что значит, почему не было нормального. Бананы, гели, батончики были. Плюс огромная углеводная загрузка за 2 дня до забега. А что по вашему нормальное питание для бега - первое второе, суп, второе, третье?)

Насчет фонаря налобного, да, тут был просчет. Но, в смартфоне был фонарь какой-никакой, если что. И еще был второй телефон, пылеводозащитный, противоударный, там тоже фонарь был. Про него не написал.

Завсегда пожалуйста).  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

11:51, 24 Декабря 2018
Я дальше бурчать не буду. Хотите отрицать очевидное - ваше право. Даю только справку по питанию. Питание, цитирую вас "пара бананов, тройка гелей, какие-то батончики-мюсли", - не вяжется с дистанцией. Процитирую вам Джо Фрила: "обычный триатлет весом 70 килограммов тратит около 70 килокалорий на то, чтобы пробежать один километр". В банане запас энергии примерно 100 Ккал на 100 граммов плода. Вам нужно было на дистанцию около 6 000 Ккал, из них малую часть вы получили из гликогена вначале (закончился через час-полтора после старта) и часть из жиров. Но  на 4 000 Ккал плюс-минус вам лучше было бы заправляться извне. Это 5 кг бананов с учетом кожуры.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

12:16, 24 Декабря 2018
Так я ведь бежал не в соревновательном темпе, чтобы тратить столько калорий) я же трусцой. Это во-первых.
Во-вторых побочным эффектом была как раз задача пожечь жиры. Это к тому, что я входил в форму 75 кг из 85 (начиная с апреля, чтобы к августовской железке быть максимально сухим).
В третьих гликогена мне хватило не на час-полтора, а наверное на половину дистанции (так как углеводная загрузка была очень мощная).  А вообще я марафон обычно пробегаю на двух гелях - один на 21 км, второй примерно на 35 км.
Нужно тратить запасы уже растворенные в крови, чем заставлять работать желудочно-кишечный тракт, кровь пусть в мышцы уходит, а не на переработку пищи в момент активности.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

14:12, 24 Декабря 2018
<Нужно тратить запасы уже растворенные в крови>

Этих запасов примерно столько же, столько бензина находится в трубочках от бензобака к двигателю))
Углеводная загрузка,  даже правильно исполненная, вообще ничего не решает на такой дистанции. Основное здесь- умение организма работать на жирах. Но этот навык не тренируется одной гонкой.
А вообще вы молодец, хоть и авантюрист -  в одиночку перебежать Ольхон. Удача была на вашей стороне.  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:05, 24 Декабря 2018
Спасибо, не спорю, удача, безусловно была)
Скорее всего да, липидный обмен был натренирован ещё на велопутешествиях, где на низкой интенсивности крутишь по 10 часов в день в течение месяца-полтора.
А авантюрист - это вон, тот испанец, которого выловили с трассы под Магаданом при -50 мороза.:))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

16:13, 25 Декабря 2018
Денис, очень интересный рассказ!
Я сам был на Ольхоне несколько лет назад. Прям вспомнилось все по вашим фоткам.

С точки зрения подготовки к айрону бегать двойной марафон - дело ненужное, по-моему. На айроне же дистанция меньше. И тренеры советуют бегать не больше 20-25 км. Кому сильно хочется - 30.

А вот веломногодневка - вещь полезная. Здорово повышает велосипедную выносливость. Которая, в свою очередь, и определяет во многом результат на марафоне на айроне.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

10:51, 26 Декабря 2018
Иван, соглашусь, наверное, что двойной марафон скорее полезен для  беговых соревнований. Кстати, после всего этого (Ольхон, тренировки к айрону и 226 в Зарайске) в сентябре я пробежал марафон за 3:40, улучшив на 43 мин результат первого марафона в 2017 году (4:23).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

08:35, 26 Декабря 2018
Денис, спасибо за насыщенный отчёт и прекрасные фото Байкальской природы! Расскажите пожалуйста про ваш велосипед. Что за модель, какой апгрейд делали для таких дальних поездок? Айронмэн на шоссейнике проходите?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

11:03, 26 Декабря 2018
Александр, рад, что понравился отчёт про Байкал.
Велосипед, на котором я там путешествовал - это туринговый велосипед на хромолевой раме, собранный мной с нуля специально под многодневные дальние велопутешествия. В 2014 году на нём я за 50 дней проехал 6000 км по Европе, по маршруту "Вятка - Амстердам - Гибралтар". Отчет о путешествии. Подробнее о его конструкции можно прочитать в моём Живом Журнале здесь
Айронмен, да, на шоссейнике, конечно. Но, первый триатлон, олимпийку в 2016, как-то пришлось даже на МТБ проходить. Тогда еще не было шоссера у меня.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь