Трилайф был самым большим порталом о триалоне, с которого началась история массового любительского триатлона в стране. Сейчас мы собрали лучшие статьи, которые актуальны по сей день, чтобы вы смогли начать заниматься триатлоном или узнали больше о данном направлении.

Спасибо
  • Отчеты
  • 01 сентября 2016

UTMB 2016: Страдания и боль v2.0

«Тебе приходилось что-нибудь делать 32 часа подряд? Хотя бы просто сидеть на одном месте?»  «Можешь ли ты проехать велоэтап айрона, проложенный прямиком через альпийские вершины (5 перевалов с высотой более 2’500 метров и еще 6 с высотой более 2'000), с суммарным набором 10'000 метров? Хотя бы на шоссейнике? Хотя бы по гладкому асфальту?» Такие вопросы вертелись у меня в голове муторной каруселью в ночь с 25 на 26 августа в душном отельном номере, когда я безуспешно пытался успокоить нервы и отдохнуть перед предстоящими «веселыми выходными» в окрестностях Монблана.   Краткая предыстория:   Когда в 2014 году я первый раз вступил на скользкую тропу горного трейла, практически сразу возник вопрос: что это за загадочные UTMB points, которые стремится иметь на своем сайте каждый приличный организатор? Почему весь трейловый мир равняется на одну единственную гонку? При всем многообразии гор на этой планете все хотят бежать именно UTMB. Даже в триатлоне с культом Коны такой концентрации устремлений не наблюдается.   По этой причине, выбор конечной цели устремлений в трейле был довольно простым. Дело оставалось только за малым: насобирать достаточное количество квалификационных очков. Чтобы иметь право подать заявку на UTMB, надо пробежать как минимум три высокогорные «сотки». Каждая из таких соток означала в среднем 16 часов тяжелого горного бега, стертых в хлам ног и зачастую очень тяжелого физического состояния после (а часто и во время) гонки (на эту тему мне недавно попалась интересная статья). И при этом никаких медалек и футболочек.   В августе прошлого года, финишировав в «младшем брате» UTMB (отчет здесь), очки были собраны и заявка подана. Так как число участников гонки строго ограничено 2300, помимо очков надо пройти лотерейный отбор (начиная с 2006 года гонка переподписана, в среднем количество заявок составляет 6000). С удачей в лотереях я традиционно имею сложности (четыре года безуспешной подачи заявок на Норсмен подтверждают это), но к счастью, имея очки, в UTMB можно попасть через благотворительные фонды. Итак, в январе мечта начала стремительно сбываться - я в списке участников.   Начало сезона было хорошее – набрав неплохую базовую форму в процессе подготовки к эпической скитуринговой гонке Patrouille de Glaciers (которая в итоге отменилась из-за лавины за 15 минут до старта), в мае я пробежал 85 километровую Maxi Race Annecy, приобретя очередной бесценный урок о пользе здорового питания на подобных мероприятиях (спойлер: не пытайтесь бежать 16 часов на 5 гелях!). Потом спортивные цели сезона как-то стали размываться: семидневный Tour Transalp с друзьями, потом Challenge Roth… Короче, про горный бег мы вспомнили 17 июля, отмечая финиш в Роте. “Кстати до UTMB осталось шесть недель”, между прочим бросил Артем Ситников, также туда зарегистрированный. Радость от финиша на легендарном баварском триатлоне тут же улетучилась.   Итак, пятница, 26 августа, Шамони. Весь город переполнен бегунами. Ведь в рамках UTMB есть еще 4 сателлитные гонки, и город перманентно отправляет тысячи заряженных бегунов в горы и встречает их же, измученных, но счастливых. За пять часов до старта обедаем в итальянском ресторане. Рядом гуляет большая международная команда закаленных горами бородатых спортсменов, финишировавших 119 километровый TDS. Магнумы красного Бордо исчезают с пугающей скоростью, и даже горячий сыр, вылитый из пиццы кальцоне на голову самому высокому и бородатому из них, не снижает градуса веселья. Вообще, трейлраннеры – самые отвязные спортсмены из тех, кого я видел. Гулять так гулять. Потягивая минералку, мы с завистью смотрим на это завораживающее зрелище. Лишь красные ленточки с буквами UTMB, идентифицирующих нас как главных «терпил» этого праздника страданий спасают нас от полного игнорирования официантами. В последний раз на ближайшие двое суток едим сидя нормальную еду. Нас провожают участливыми взорами.   Время летит с пугающей скоростью. Несемся в другой конец города оставить мешок с вещами (так называемую «закладку»), которые мы сможем получить в итальянском Курмайоре примерно на середине пути. Что может понадобиться человеку, всю ночь бежавшему 80 километров через горы? На всякий случая кладем полный комплект одежды, кроссовки, еду, второй гармин (нет пока таких дивайсов, способных запротоколировать весь UTMB!). Пластыри, бинты, хирургические инструменты для борьбы с водянками, панадол. Положить бы еще вторую пару ног. Последний раз проверяем содержимое увесистых рюкзаков с обязательной экипировкой (жара 29 градусов – зачем нам непромокаемая куртка, штаны, флиска? Два фонаря, каждый с запасным комплектом батареек?). Но организаторы строги – комплект проверяют не только на регистрации, но и несколько раз в течение гонки. Так что no shortcuts. Тащим все.   Полчаса до старта. Площадь набита до отказа. Протискиваемся в конец. «Парни, вы в первый раз? Вы даже не представляете что вас ожидает!», подбадривает один из бывалых участников. Да, действительно не представляем. Играет Вангелис, над головой висит звено дронов и вертолетов. Похоже, уже старт! 

Толпа продолжает стоять на месте. Странное ощущение, особенно когда со всех сторон тебе в упор кричат “Allez! Allez!” тысячи зрителей. Стоим и глупо улыбаемся. Кричащим тоже становится смешно. Минут через пять начинаем продвигаться вперед шагом. Первые двадцать минут гонки идем по узким улицам Шамони в толпе зрителей. Напоминает Solar Hill в Роте. Улыбаемся и машем, несмотря на то, что потеряли уже уйму времени. Пока терпимо!

Первую десятку до Les Houches бежим с Артемом по лесным тропинкам с холмистым рельефом, постепенно перемещаемся вперед. Бежится легко, болтаем «за жизнь». После Les Houches начинается первый серьезный подъем – все переходят на шаг, наслаждаемся видами на предзакатный Монблан. Очень хорошо виден классический маршрут восхождения на эту вершину. 

На спуске стремительно наступает темнота, все достают фонари. В первый большой пункт Les Contamines прибегаем через 4 часа после старта. Здесь разрешена помощь членов семьи (всего таких пунктов пять), поэтому в палатке суматоха. Начинаются первые сходы – как выяснилось позже, более 120 человек уже здесь решили не продолжать. Прощаемся с Артемом, чтобы бежать каждый в своем темпе. Пробегая уютный кэмпинговый городок Montjoie, вижу последних нормальных (то есть не бегущих в темноту) людей на ближайшие восемь часов. Кутаясь в теплые пледы с кружками чая в руках, эти добрые люди желают мне «хорошо провести ночь». Впереди узкая тропинка через темный лес, ведущая на высоту 2600 метров. Становится тоскливо и неуютно.   За первую ночь остались позади 70 километров пути и 4’500 метров набранной высоты, разбитые на три перевала. Для прохождения этого пути были задействованы восемь тарелок супа, пять чашек псевдокофе Нескафе, одна аудиокнига Довлатова. К утру наметившаяся монотонность пейзажа (флуоресцентные мазки разметки на фоне Квадрата Малевича) тут же была развеяна  первыми отблесками рассвета, осветившими величественный Монблан. Оказывается, я уже на другой его стороне – государственная граница с Италией была пройдена час назад. Courmayeur покрыт пеленой облаков, из которой торчат подсвеченные рассветом скалы. Картина красоты, не передаваемой ни фотоаппаратом, ни словами. Даже угрюмый чешский страдалец, с которым я в ночи несколько раз пытался завязать разговор, приободрился и почему-то по-немецки пожелал мне доброго утра.

  Бесконечный десятикилометровый спуск в Courmayeur. В семь утра улицы итальянского городка пустынны. В спортивном центре, который я помню с прошлого года, организован большой пункт. Здесь я наконец встречаю свою жену (на первый пункт в Contamines ей из-за пробок пробраться не удалось). Переодеваюсь, завтракаю овсянкой из термоса, инспектирую ноги. Пока все относительно хорошо. Здесь я делаю свою главную ошибку – сменив кроссовки, забываю переставить ортопедическую стельку (у меня сильное плоскостопие). Выдвигаемся с крохотной японской профессиональной бегуньей на пустынные улицы. С холма навстречу нам спускается длинная вереница измученных людей с номерами UTMB. Это снявшиеся, которых всю ночь собирали спасатели и привезли в Courmayeur на автобусах. Японка нервничает, я успокаиваю – мол, я знаю маршрут с прошлого года, осталось всего чуть более 90 километров маршрута ССС. Сказал и сам занервничал – все, что может болеть, уже болит, концентрация несмотря на две банки Red bull сильно снизилась, а осталось еще «всего 90» с набором 5’500.   В следующие восемнадцать часов я в очередной раз убедился, что человеческая память – удивительная штука. Как выяснилось, я детально помнил этот стокилометровый маршрут и рельеф, который прошел год назад. При этом память услужливо «подзабыла», как тяжело он мне дался. Страдания пришлось пережить заново, да еще и помноженные на усталость от бессонной ночи и первых 80 километров пути. На бесконечном Grand Col Ferret, который и в прошлом году был самым жарким, нас испепеляла 30 градусная жара, единственным краткосрочным спасением от которой явился швейцарский вертолет, висевший прямо над нами несколько минут и охладивший нас мощной нисходящей струей воздуха. Недешевый вентилятор! Несмотря на жару, недалеко от вершины на прямом солнцепеке возлежал на острых скалах американский бегун и трясся от холода. Явно заголодал. Накормив его гелем, отправил к нему с вершины спасателей. Его гонка в тот день закончилась.   Длинный спуск в швейцарскую долину Valais и далее подъем в Champex. Здесь  в прошлом году я был примерно на 110 позиции и еще полон сил. В этом году позиция была почти та же, но вот с силами были проблемы. Последние три часа каждый шаг давался через мучительную боль в ступнях, а в кроссовках что-то подозрительно хлюпало. Вытащив обычный набор для борьбы с водянками, снял носки. Пять кровавых водянок и несколько лопнувших. Привет моим плоским ногам от стандартных стелек. Без визита к доктору не справлюсь. В медицинской палатке – духота, стоны, очередь. Наконец приходит мой черед – через полчаса я уже «прооперирован», забинтован и главное - вооружен новыми знаниями по предотвращению подобных ситуаций в будущем. Две таблетки панадола – и в путь. Остается 55 километров и самая тяжелая часть – три бесконечных подъема и самые технические спуски на дистанции.   И тут разверзлись хляби небесные. Сначала это даже оказалось очень кстати: крупные капли картинно падали из ясного небо и красиво отражали вечернее солнце. Ливень был теплый и периодически, как и всякий ливень, прекращался, давая футболке высохнуть на бегу. Но после долины Trient, все вокруг внезапно и не по времени потемнело. Тьма, пришедшая вовсе не со стороны Средиземного моря, а из долины, которую мы только что пробежали, сверкала молниями и стремительно нагоняла нас. И самое неприятное, что такая же тьма маячила со стороны перевала, который нам только предстояло покорить. Пошел плотный холодный душ. Вместе с еще тремя бегунами мы быстро одели все непромокаемые вещи (вот зачем мы тащили их целые сутки!) и стали пытаться считать промежутки времени между молниями и раскатами грома. Так как ни первые, ни последние уже практически не прекращались и слились воедино, понять степень опасности возможным не представлялось. Один из попутчиков рассказал, как в Норвегии один разряд молнии в горах убил 323 оленя за раз. После этого мы уже не разговаривали и старались преодолеть перевал как можно быстрее. Когда начался спуск, мне стало совсем тяжело – и без того сложный каменистый трейл стал скользким, и быстро бежать по острым камням на поврежденных ногах я уже не мог. Мои попутчики оторвались от меня, и бежать через стихию пришлось в одиночку. Спуск, как и в прошлом году, оказался бесконечным и крайне болезненным для израненных ног. Добравшись до Vallorcine, я встретил своих попутчиков. Один из них судорожно пытался позвонить «главному начальнику UTMB», чтобы лично от него получить заверения в безопасности продолжения гонки в таких условиях. Второй спокойно ел пятую тарелку супа, вознамерившись выбегать дальше только по окончании дождя. Третий принял решение сойти. Я же, выпив пятую банку Red Bull и еще две таблетки панадола, с бессмысленной улыбкой выбежал обратно в ливень. Я ведь очень обрадовался, что гонку не остановили и не сократили – ведь это означало бы необходимость пройти все это еще раз.   Впереди был самый тяжелый подъем всей гонки. Я очень хорошо помнил с прошлого раза, насколько он бесконечный и технически сложный. К счастью, гроза прекратилась и дождь стал довольно слабым. Преодолев первые 4 километра затяжного подъема бегом, уперся в подножие крутой горы и увидел мерцающие вверху пару фонариков. Это моя цель. Я знал, что это лишь первая ступень этого коварного подъема, но желание догнать хоть кого-либо и поскорее финишировать очень мотивировали. Через полчаса я обогнал двоих бегунов и уверенно начал от них отрываться, но тут случилось непредвиденное – внезапно мой испытанный Petzl Nao, весело мигнув три раза, окончательно погас. Оказалось, что я давно был на резерве второй батарейки. Подсвечивая себе телефоном, достал свой запасной «фонарь» – крохотный аварийный Petzl e+Lite. Это чисто формальная побрякушка размером с пятирублевую монету на двух часовых батарейках пользовалась на экспо большой популярностью из-за крошечного веса. Формально она зачитывалась за второй фонарь, но практически таковым не являлась. Спотыкаясь и ругаясь, побрел в призрачном свете одного LEDа по валунам, плохо разбирая дорогу (флуоресцентные полосы, служившие ориентиром при нормальной подсветке, на мой фонарик не реагировали). Результат не заставил себя долго ждать: сломал в расщелине палку. Спрятав останки верных карбоновых попутчиков в рюкзак, принял решение пропустить обратно вперед тех двоих и идти в их свете до начала более предсказуемой дороги. Так и сделал. Спустя пару часов ковыляния в потемках через валуны, добрался до последнего пункта, где на вопрос сердобольной тетеньки-волонтерши «Что бы ты хотел сейчас?» ответил, что единственное что я хочу – поскорее добраться до Шамони и больше никогда сюда не возвращаться. Получив в ответ предсказуемое «Ну тогда увидимся здесь ровно через год», побежал вниз последние 8 километров. Спуск был бесконечным и очень техническим, но впереди уже маячили огни Шамони. По пути вниз меня прошили два японских бегуна с двузначными стартовыми номерами. Я позавидовал даже не столько их технике бега, сколько прекрасным фонарям. В свете моей пилюльки даже темп 7 минут на километр казался запредельно высоким. Наконец показался асфальт и тусклые фонари. Последние два километра по Шамони традиционно лечу на панадолово-редбульных парах, обгоняю одного из японцев. В городе к сожалению почти никого нет: в два часа ночи не стоит ожидать бурного приема, которого удостаиваются дневные финишеры. ССС я тоже заканчивал в это же время, поэтому не расстраиваюсь. Лучше так, чем еще одна ночь в горах. На финиш бежим с женой, по дороге встречаю болельщика-приятеля. Так уже лучше. Финиш с кучей фотографов, камер, организаторов. Неужели Это закончилось? Обнимаемся с японцами и еще несколькими попутчиками. Свершилось: я финишер UTMB. 32 часа 13 минут. 120ое место в абсолюте из 2’300 стартовавших (из которых финишировало 1'470). Знаю, что на финише лучше не засиживаться – разбитые ноги уже не слушаются, сейчас наступит знакомая слабость и сильнейший озноб. Укутываюсь в уютную финишерскую жилетку, выпиваю две чашки горячего бульона и спешу в отель. Там начинается что-то странное – резко наступают все синдромы гриппа, поднимается жар, мозг продюсирует малоприятные галлюцинации. Остаток ночи проходит крайне беспокойно и тяжело, но под утро все синдромы снимает. Свежим взглядом, наполненным ужасом, смотрю на остатки ступней, спешу в медчасть. Большой спортзал, уставленный койками со стонущими людьми. Перемазанные кровью и йодом медики. Даже в такой обстановке вид моих ступней приводит молодого доктора в замешательство. “Shit. Look at this. Where do I start?” спрашивает он коллег. Полчаса спустя и 15 волдырями меньше, ковыляю на забинтованных ногах на финиш встречать Артема. Он подозрительно свеж. Делимся ужасами. К нам присоединяются Алексей и Гарыня. Последний говорит, что моя проблема с ногами – это относительная мелочь для ультрараннеров. Тут я понимаю, что, наверное, я действительно еще не готов полностью переходить на этот вид спорта и принимать такие жертвы регулярно. Хотя кто его знает? Ведь память – действительно удивительная штука!   В заключении как обычно несколько практических советов (если вдруг это рассказ не отбил желание пройти этот непростой путь):   1.     Подготовка. Одного только бегового объема для такой тяжелой гонки явно недостаточно. Чтобы сохранить возможность двигаться по горному рельефу 30 часов и больше, необходима силовая работа и растяжка. Весь месяц до старта я по 3-4 раза в неделю занимался растяжкой и силовой йогой. Уверен, что без этого поясница и квадрицепсы не выдержали бы ударной нагрузки на спусках и длинных выпадов на подъемах. 2.     Бегайте спуски! Бегайте большими шагами и быстро. Так, чтобы потом невозможно было без перил спуститься по лестнице три дня. Мучайтесь, восстанавливайтесь. Снова бегайте спуски. И так несколько месяцев подряд. Это самая важная часть беговой подготовки. 3.     Заранее готовьте ноги. Вот то священное знание, которое открылось мне в медпалатке Champex: за три недели до старта мажьте ноги соком лимона один раз в день. Это сделает ступни грубыми и устойчивыми к образованию мозолей и водянок. Перед гонкой не заклеивайте ноги пластырем, а помажьте кремом против натирания типа NOK. За данный совет ответсвенности не несу, так как пока сам не проверил. 4.     Приезжайте в Шамони пораньше, а не за несколько часов до старта. Время летит быстро, а дел надо успеть сделать много. Экспо – выше всяческих похвал (утверждается, что это самое большое стартовое экспо в мире). Атрибутика в размере S разлетается за два дня до старта. 5.     Обязательно берите с собой ДВА НОРМАЛЬНЫХ ФОНАРЯ! 6.     Заклейте всю спину под рюкзаком тейпом. Иначе будете долгое время иметь мраморное мясо вместо спины. 7.     Постарайтесь взять с собой группу поддержки. Правила разрешают присутствие одного члена семьи в пяти пунктах на дистанции. Это не то чтобы экономит время, но очень сильно помогает психологически. Предупредите ее/его, что эти сутки с небольшим будут почти такими же трудными, как у вас. И не гоняйте человека в первый пункт в Contamines. Это бессмысленно для вас обоих. Пусть лучше выспится спокойно. 8.     Если цель группы поддержки для вас – максимально экономить время на пунктах, постарайтесь найти кого-либо, кто уже бегал эту дистанцию. Или хотя бы ассистировал несколько раз. Там очень много мелких, но важных лайфхаков.