Pierra Menta 2017: Лучше гор могут быть только… горы зимой!

TRILIFE.RU
2171
0
2017-03-17T21:49:57+03:00
270 938

Pierra Menta 2017: Лучше гор могут быть только… горы зимой! Правду говорят, что единожды попав в горы, всегда хочется туда вернуться. Даже когда наступает зима и горные трейлы засыпаны многометровым слоем снега, есть способ получать очень хорошую физическую нагрузку, перемежая ее адреналином от очень непростых спусков и захватывающих видов. Называется он ski mountaineering (ski-mo для краткости) или лыжный альпинизм. В отличие от вертикальных гонок, распространенных на горнолыжных курортах (типа Millet 500 или KV Plum 1000, где отсечка времени заканчивается на вершине первого и единственного подъема по ухоженной трассе), ski-mo гонки проходят в условиях диких гор, обязательно включают в себя спуски по неподготовленным склонам часто в очень узких и крутых местах типа леса или кулуара, и имеют элементы альпинизма (подъем и спуск на веревке, прохождение по каменным хребтам итд). Подобного рода гонок в Альпах и Пиренеях несколько десятков, но есть среди них три главные – ежегодная четырехдневная Pierra Mentha в живописной долине Бофортен около Альбервиля, которая является чемпионатом мира и главной гонкой сезона для всех любителей этого спорта; а также две сменяющие друг друга однодневки: организуемая швейцарской армией легендарная Patrouille des Glaciers (по четным годым) и итальянская Mezzalama (по нечетным) – обе проходят в районе знаменитого Маттерхорна с перевалами за 4 тысячи метров. Эти три гонки, и еще четыре второстепенные, объеденены в двухлетний тур под названием La Grande Course, в котором идет общий зачет и набираются очки наподобие ITU или ATP.

Участники подобного рода соревнований – довольно специфические люди. Практически все круглогодично живут и тренируются в горах. Много профессиональных трейлранеров – Pierra Menta тесно связана с UTMB, и на ней традиционно выступают победители и призеры последней. Из них только один человек - легендарный Killian Jornet - выиграл обе, причем неоднократно. Много профессиональных лыжников, которые могут проиграть пять минут на подъеме, а потом с лихвой нагнать их на спуске. Есть скоростные альпинисты, которые отыгрывают время на технических участках. Но в целом – все они живут и дышат горами, и случайных людей там очень мало.

Несмотря на максимально облегченные карбоновые ботинки и лыжи (полный комплект ботинок-крепление лыжа весят около 1.5 кг), в целях безопасности участники несут с собой в рюкзаке довольно обширный и увесистый список оборудования – лопата, телескопический шест и специальный датчик для поиска пострадавших от лавин, кошки, обвязка, несколько пар скинов (самоклеющиеся полоски синтетической «шкуры», позволяющей лыжнику идти по склону вверх), дополнительная одежда, аптечка и многое другое. Все это постоянно проверяется организаторами также строго, как на UTMB. Несмотря на всяческие ухищрения и попытки сэкономить вес, общий вес рюкзака составляет 5-6 кг. Учитывая, что типичный лыжный альпинист весит около 65-70 кг, дополнительная нагрузка на спину и ноги довольно ощутимая.

Усышал я об этой гонке прошлой зимой, когда готовился к швейцарскому Ледниковому Патрулю. Все ски-алпинисты говорили о PM как о большой цели, и естественно, мне тут же захотелось ее пройти. Выяснилось, что даже попасть в число участников очень непросто. Гонка строго лимитирована 240 командами по 2 участника, и попасть в нее можно только являясь членом ассоциации альпинизма в течении минимум двух лет, и собрав за тот период определенное количество очков на однодневных ski-mo гонках. Спрос на участие настолько большой, что на каждый старт приезжает 10 команд и ждет на stand by, если вдруг кто-то из участников не выйдет на старт в последний момент. Мне удалось несколько сократить этот путь, так как мой французский партнер делал эту гонку 8 раз, имел колоссальный опыт и обещал организаторам присмотреть за первым за всю долгую историю (Pierra Menta в этом году проходила уже в 32 раз!) участником из России. В общем, за три недели до старта нашей команде наконец официально подтвердили участие, несмотря на уже плотно обосновавшиеся сомнения на этот счет.

Каждый этап традиционно стартует и финиширует в одном и том же месте, но маршрут каждый день разный – живописная долина Areche-Beaufort предоставляет массу возможностей для разнообразия. У гонки есть несколько твердых принципов. Первый: гонка никогда за все 32 года существования не отменялась по погодным условиям, и согласно заверением организаторов никогда не отменится. Второй: общий набор высоты должен составить не менее 10 тысяч метров за четыре дня. Третье: спуски, насколько это возможно, не проходят по ухоженным лыжным трассам. Четвертое: последний этап всегда проходит через большой хребет, где собирается минимум 5 тысяч зрителей, причем в любые погодные условия. Эти четыре принципа и делают эту гонку столь трудной и желанной одновременно.

Минутный ролик, предваряющий телетрансляцию и вкратце объясняющий происходящее (на французском) https://youtu.be/Z53BnedBcmg

Несколько слов о подготовке. В ski-mo недостаточно просто быть в отличной физической форме (хотя быстрый подъем на высоте 2500-3500 метров с нагрузкой на плечах ее предполагает). Также важно быстро исполнять технические элементы (разворот лыж в зигзаге, одевание и снятие скинов и кошек (так называемые «манипуляции»), работа с веревкой), и наверное самое важное – уверенно, быстро и энергетически малозатратно спускаться на маленьких и легких лыжах (длина 160 см, ширина 6 см, вес 700 грамм, очень символические канты – представьте себе укороченные и чуть более широкие беговые лыжи) в самых разнообразных условиях. Именно последнее требование является причиной «нишевости» этого прекрасного вида спорта. Несмотря на 20 летний опыт катания, весь прошлый сезон я пытался привыкнуть к необычному оборудованию. В начале не верилось, что это вообще возможно - но как говорится, не Боги горшки обжигают, и суровая муштра в кулуарах под руководством моего партнера по гонке принесла искомый результат – падений стало меньше, а мышцы не «горели» в конце спуска.

По мере приближения гонки снега в Альпах становилось все меньше – южный теплый ветер и солнце стремительно уничтожали его остатки, оставляя неприятную твердую корку, поворачивать на которой было невозможно. Катание стало настолько неприятным, что я с ужасом ждал предстоящего. Но за неделю до гонки начался обильный снегопад, который достиг своего максимума за день до старта – выпало почти 2 метра снега за сутки. Лавинная опасность поднялась до максимальных 5 баллов, и мы стали сильно сомневаться, что первый принцип гонки не будет пожертвован в угоду безопасности. Но, пробравшись через продолжающий валить снег на оживленный брифинг, были вознаграждены заверениями, что несмотря за самые тяжелые снежные условия за всю историю, 32ая Pierra Menta стартует. К слову, брифинг на подобного рода соревнованиях несмотря на отсутствие требования посещения как в Айронмене  – вещь не только веселая, но и жизненно необходимая, так как требования к оборудованию и трасса меняются в последний момент. Поэтому если хочешь не потеряться в горах и быть в курсе изменений трассы и экипировки – ходи на брифинг!

На первом брифинге были представлены топовые команды - десять мужских и пять женских команд. В основном французы, итальянцы и швейцарцы – и все до одного чемпионы мира. Все много раз участвовали в PM, шутят на инсайдеровские темы. Мне как неофиту становится не по себе. Организаторы и журналисты весело интересуются стратегией выживания первого спортсмена из России. Хотя все разговоры очень дружеские, уверенности они не прибавляют.

Утром, прокопав от дома траншею к машине, едем на старт. Снег падать перестал, но его так много, что могучие деревья от его тяжести изогнулись. Закутанные в пуховики спортсмены медленно разминаются на стартовом склоне. Зайдя в стартовый створ (обязательная проверка лавинного датчика и всего оборудования), записываю на телефон видеопоздравление близким с 8 марта, и только успеваю положить телефон в карман, как слышу стартовый выстрел. Почти пятьсот обтянутых тонкими костюмами и оттого мерзнущих спортсменов буквально срываются с места и бегут в 20 процентный склон с такой скоростью, как будто финиш уже через полкилометра. Страшно подумать, что впереди 2600 метров набора и спуска на 23 км дистанции.

Очень тяжело и нервно, вижу куски сломанных карбоновых палок и прячу свои за спину. Подъем сменяется быстрым спуском (кто-то цепляет кант, падает и создает завал), потом километр бегом вверх по городским улицам в сплошном корридоре зрителей с лыжами на рюкзаке, и только на первом настоящем подъеме, выйдя в глубокий снег, все немного успокаиваются. Надо сказать, что за четыре дня старта я так и не привык к здешним нервным стартам. Даже на шоссейных гонках старты гуманнее. Зато потом все входят в ритм и становится легче. Первый подъем как правило 1000-1200 вертикальных метров, потом еще 2 подъема подлиннее (600-700 каждый) или три покороче (между ними, естественно, “манипуляции” со скинами и спуски), и длинный финальный спуск обратно в долину на финиш. Но в первый день из-за нестабильности снега гонка проходила ниже обычного, на пики нас не пускали, поэтому у нас было 7 относительно коротких подъемов и узкие спуски через лес. Последние были крайне техническими, так как к моменту нашего проезда снег на единственном пути превращался в огромные бугры, которые резко снижают скорость и убивают ноги. Спортсмены несутся вниз в режиме выживания, все падают. Вижу первого человека, сломавшего ногу – его упаковывают в специальные носилки. Несколько раз врезавшись в дерево, порвав костюм и потеряв очки, я все-таки приноровился и к своей радости понял, что я далеко не самый слабый лыжник. 14 манипуляций с постоянно отклеивающимся от мокрого снега скинами тоже сильно осложняли процесс, и в целом этап получился очень нервным, но интересным. Средний пульс на четыре час работы включая спуски составил 170 ударов в минуту. После такого страшно думать о следующем дне, но он неизбежно настает.

“Официальный” видеоролик о первом этапе: https://youtu.be/uF94eh_6FIs   “Неофициальный” взгляд изнутри гонки одним из ее участников (©: Steph Mougin) https://youtu.be/3m7QmGl8iTw

Второй этап был похож на первый – нервный старт, длинный бег через город, и потом два подъема по 750 метров, один небольшой подъем на 400 метров, относительно плоский участок вокруг озера и финальный подъем на 500 метров и спуск на финиш. На каждом этапе примерно на двух третих дистанции есть временной лимит, после которого не успевшие пройти его во время команды снимаются организаторами с гонки. Обычно в день по этому критерию выбывает 3-4 команды. Накануне мы с партнером прошли его с большим запасом, но в этот день лимит был очень жесткий: на прохождение 2000 метров вертикалных и 21 километра горизонтальных давалось столько же, скольк накануне на дистанцию в полтора  раза короче. Мы очень не хотели вылететь и поэтому резко нарастили темп. Тем не менее мы прошли отсечку с запасом всего в 12 минут (хотя потом выяснилось, что ее продлили еще на 15 минут, иначе пришлось бы снимать треть команд). Истратив все силы на первые три подъема и спуска, мы пришли к последней части изможденными, и поплатились – мой партнер сломал палку на подъеме, а я лыжу в последней части очень крутого спуска в лесу, изобилующего огромными буграми, камнями, пнями и грязью . Продираясь через последний спуск на сломанной лыже и активно используя пятую точку, я не мог поверить, что организаторы пустили нас напрямую через лес вместо прекрасной лыжной трассы, извивающейся где-то рядом. Но таковы правила – никаких спусков по ухоженным трассам. Финиш принес облегчение и большую радость оттого, что спонсор гонки Dynastar бесплатно поменял мне сломанные лыжи (стоимость пары – 900 евро).  

“Официальный” видеоролик о втором этапе: https://youtu.be/8zsBh3F7a60   “Неофициальный” видеоролик о втором этапе: https://youtu.be/HfSTrqh_X7o

Третий этап организаторы из-за лавинной опасности начали в 7 утра вместо традиционных 7:45, так что разминаться пришлось затемно. Традиционный нервный спринт, спуск, потом подъем в абсолютно ледяной склон, на котором даже опытные спортсмены проскальзовали, падали и чертыхаясь и сбивая конкурентов как кегли, летели обратно к самому подножью склона. Я тоже упал и потерял лыжу, но к счастью успел поймать ее и быстро остановиться. Потом быстрый спуск и начало огромного и узкого подъема +1400 метров, на котором организаторы проложили 128 зигзагов. Это тоже традиция – на каждой гонке должен быть кулуар, где их именно столько, и очень многое решает техника прохождения зигзагов (так называемые “конверсии”). Поднявшись на высоту 2500 метров, становится ветренно и холодно, но вид на освещенные утренним солнцем пики компенсирует эти неудобства. Наконец началась та Pierra Menta, которую я видел в фильмах: щекочущий нервы проход по тоненьким хребтам, крутые спуски по страховочным веревкам, быстрое катание по красивым открытым спускам. На каждом из четырех перевалов вдоль трассы стоят тысячи людей, и ощущения как на Тур де Франс. Многие знают моего партнера и поэтому меня – приятно слышать свое имя от сотен незнакомых людей. Несмотря на бОльший чем обычно подъем (2800 метров), усталость компенсируется ярчайшими впечатлениями. У всех участников чувствуются душевный подъем и предфинишная эйфория.

“Официальный” видеоролик о третьем этапе: https://youtu.be/Ur652jMduRA   “Неофициальный” видеоролик о третьем этапе: https://youtu.be/kB7RznTUj5w

Последний этап – это самая мифическая часть гонки. Она всегда проходит вокруг широкого массива, куда с самого утра стекаются тысячи людей. Когда в шесть утра мы ехали на разминку, очередь на подъемник была уже несколько сот метров. Мысленно пожалев мою жену и друга, которым предстояло продраться через нее, а потом в полутьме пройти на лыжах 800 вертикальных метров, движемся на старт. Рядом разминается легендарный многократный победитель UTMB и PM Killian Jornet, который накануне свалился в реку и, выбираясь из нее, потерял несколько драгоценных минут и вторую позицию в рейтинге. Старт не менее нервный, чем обычно, но сразу уходим в подъем +1200 метров. Он опять требует хорошего навыка «конверсий», и мы с партнером отвоевываем позиции. Но впереди сюрприз – участок скалистого гребня, который надо проходить со страховкой. Так как веревка одна, скапливается изрядная пробка. Минут 20 стоим и ждем своей очереди. Проход по скале очень страшный, парящий в 20 метрах телевизионный вертолет обдает абсолютно ненужной в этих обстоятельствах пульсирующей воздушной волной. Дальше – бег вверх по рыхлому снегу с лыжами за спиной. Первый раз вижу «действительно своих» болельщиков и очень радуюсь несмотря на усталость и нервное напряжение. Дальше еще три подъема и два технических участка со страховкой. Последняя часть финального подъема – 250 вертикальных метров карабканья вверх по рыхлому снегу – держимся из последних сил, но позиции не сдаем. Тысячи людей поддерживают нас наверху. На высоте 2500 метров температура +15: за эти четыре дня мы пережили трансформацию из полярной зимы в позднюю весну. Финальный спуск -1100 метров проходим быстро, и вот мы уже на финишной прямой. Нет чувства лучше, чем эти последние несколько минут когда мы непринужденно мчимся по залитому солнцем широкому склону к финишу! Здесь нас ждут сияющие на солнце улыбки, тепло, музыка, разнообразный алкоголь и знаменитый местный Бофор, родные люди, и конкуренты, ставшие верными друзьями за четыре дня прохождения сложнейшей трассы. 17 часов напряженнейшей работы, более 100 горизонтальных километров и 10 вертикальных, и никакой медальки или футболочки. Но зато в отличие от UTMB почти свежие ноги, никаких болячек и травм, ощущение полного счастья и, вопреки обыкновению не делать один и тот же старт дважды, острое желание возвращаться на эту гонку каждый год. Ведь маршрут здесь почти не повторяется, и горы никогда не бывают одинаковыми!

“Официальный” видеоролик о чевертом этапе: https://youtu.be/SdbnMvNg7BQ

“Неофициальный” видеоролик о четвертом этапе: https://youtu.be/v1tS2EPYDb4

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь