- Отчеты
- 29 апреля 2018
Patrouille de Glaciers 2018: незабываемый friday night в стиле милитари

Когда четыре года назад я начал заниматься лыжным альпинизмом, Большая Цель была определена сразу – Patrouille de Glaciers (в переводе с французского – Ледниковый Патруль), легендарное соревнование, впервые организованное швейцарской армией в 1943 году в качестве испытания своих горных частей. В своей презентации гонка описывает себя просто: самое тяжелое командное соревнование в мире. Не знаю, так ли это, но в мире лыжного альпинизма равной ей по длине нет даже близко. Высокогорная трасса из Церматта в Вербье проходит через ледники и многочисленные перевалы, протяженность гонки превышает 60 горизонтальных километров, а вертикальный подъем превышает 4000 метров. В горах это очень много. Когда швейцарская армия впервые организовала это испытание, прохождение занимало 4 дня без остановки. К сожалению, на третий год проведения этих соревнований случилась трагедия: из за плохой видимостинесколько патрулей провалились в ледниковые трещины и погибли. Гонку запретили, и только почти 40 лет спустя, в 1984 году, она была возрождена благодаря настойчивости энтузиастов и под патронажем армии (обеспечивающей безопасность трассы), и с тех пор проводится каждые два года. https://www.trilife.ru/upload/main/98d/98dee73e1fdbabcfedbfef7d308668b8.jpg Швейцарцы относятся к PDG очень трепетно. Несмотря на то, что на каждое соревнование бюджет тратит на обеспечение безопасности спортсменов 7 млн франков, и левые партии несколько раз ставили вопрос об отмене гонки на всенародное голосование, соревнование крайне популярно. Очень многие даже далекие от спорта люди досконально знают трассу и разбираются в нюансах ее прохождения. Изначально испытание было открыто только для действующих военнослужащих горных частей (причем неважно какой страны), но с относительно недавнего времени определенное количество стартовых мест (около трети) доступно и для спортсменов. Количество заявок растет с каждым годом, и несмотря на то, что гонка теперь проводится в два приема (в ночь на четверг и на субботу), выйти на старт среди примерно 1600 стартующих патрулей гражданскому человеку очень непросто. Отбор на основании имеющегося опыта производит командование PDG и лично полковник Макс Контессе, который руководил гонкой последние 30 лет и в этом году выходит в отставку к большому сожалению всех участников. Наш «патруль» был сформирован еще в 2016 году, и за «командира» в нем был мой друг, высокогорный гид и большой энтузиаст лыжного альпинизма француз Николя. Мы с моим другом Алексеем с точки зрения командования шли к нему довеском, и прошли отбор только благодаря тому, что Николя делал Патруль уже три раза, и довольно известен в узком мире горного альпинизма как быстрый и опытный гонщик. Но некоторым мечтам не суждено сбываются с первого раза. К сожалению, два года назад непосредственно перед стартом нашей группы на трассу сошла большая лавина, и старт был отменен. Командование повело себя корректно и предоставило несостоявшимся финишерам 2016 года приоритет в регистрации на PDG 2018. И вот, два года спустя, наш патруль, поднабравшийся за два года боевого опыта (в том числе и на Pierra Menta), снова в Церматте. https://www.trilife.ru/upload/main/9d2/9d2ffeb7e436187ea51a90b4281ca105.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/2ad/2ad5c70fdcf51a8c93838e90600bedb8.jpgТщательная проверка оборудования на регистрации (особенно тщательно проверяется веревка, лавинный датчик, лопата и почему-то ледоруб), строгий брифинг в милитари стилистике с генералитетом, кантональным президентом и епископом, заверения директора, что гонка таки состоится (встречено бурными и продолжительными аплодисментами, так как из-за аномально теплой погоды опять поползли слухи об отмене или как минимум урезании маршрута), финальный ужин, еще одна проверка оборудования на старте, и вот в 11 вечера мы уже в стартовой толпе. Полное отсутствие нервов и предстартового напряжения: все знают, что в ближайшие 10-16 часов будет очень тяжело, но самый большой риск отмены соревнований кажется миновал, погода идеальная и все в предвкушении одного из интереснейших приключений своей жизни. Атмосфера в городе замечательная – каждый час в сторону темного силуэта Маттерхорна отправляется очередная волна спортсменов, и все улицы полны провожающими. Бежим через толпу людей, выбегаем из города и очень скоро (намного быстрее чем обычно, из-за большого количества снега в этом году) добегаем до начала снежного покрытия, где нужно встать на лыжи. Николя на радостях глубоко режет себе руку кантом лыжи, но даже сильное кровотечение не портит ему настроения. https://www.trilife.ru/upload/main/657/6579719da2b0faca37c846f8da1f69f2.jpg Преодолеваем первые 1000 вертикальных метров в бодром темпе и доходим до ледника. Дальше надо идти в обвязке – на каждый патруль приходится 20 метров веревки, и с учетом узости трассы и возрастающей сложности рельефа продвижение становится более медленным. Свои и чужие веревки путаются под ногами и патрули начинают конкурировать за место на крутом склоне. Я в нашей связке иду первым, и мне надо постоянно принимать решения, ускоряться и пытаться ли обгонять очередной патруль или набраться терпения и экономить силы. Чаще выбирается первый вариант, и в веревке и команде начинает чувствоваться напряжение. В какой то момент трасса становится такой скользкой и крутой, что я принимаю решение снять лыжи и идти пешком, что позволяет нам переходить из колеи в колею, просачиваться через другие экипажи и конечном счете экономить силы и время. Через четыре часа после старта мы достигаем самой высокой точки гонки – Tete Blanche, 3670 метров. Здесь ветрено, и впервые за всю гонку в тонком гоночном костюме на голое тело становится очень холодно. Мы как можно быстрее пытаемся пройти через чекпойнт и начать спуск, но дотошный военный устраивает нам интервью на предмет проверки нашей вменяемости (это стандартная процедура). Многие патрули из предыдущих волн здесь утепляются и пьют чай из походной кухни, поэтому на маленьком пятачке тесно. Ехать вниз тоже надо в связке, и это является самым технически сложным командным элементом гонки, так как веревка постоянно запутывается и попадает в лыжи, и ритм должен быть очень ровным, что не всегда возможно на разбитом снегу в полной темноте. В целом проходим этот этап почти без падений, и вот уже очередной освещенный чекпойнт, где солдаты разрешают нам снять веревку, что мы делаем с большим облегчением. Впереди длинный и технический спуск в Ароллу, где по случаю середины гонки большой пункт питания. Спуск ледяной и бугристый, и единственное что меня беспокоит – как бы на нем не сломать лыжу как в прошлом году на Pierra Menta. В половине четвертого утра мы в Аролле, здесь светло и шумно от большого количества встречающих людей – это единственное место на трассе где участников могут подкормить их болельщики. Спокойно едим кашу с бутербродами и продолжаем путь. https://www.trilife.ru/upload/main/86b/86bbe970ce76eeffb291734ee8342dfc.jpghttps://www.trilife.ru/upload/main/c5b/c5bbfde7b1117a4034eeb11fca13c45e.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/9e1/9e170c4d96ff2e1993541c8eb10173cd.jpg 1000 метровый подъем от Ароллы на перевал Riedmatten запомнился мне как крайне тяжелый. Очень крутая леденистая трасса была с трудом проходима на лыжах: скины проскальзывали, отнимая драгоценную энергию и нервы, люди падали и шли поперек склона. Далеко над нами в темноте маячила вереница огоньков, уходивших куда то сильно вверх – подъем воистину казался бесконечным. Где-то на востоке забрезжил рассвет, и стали проступать слоистые контуры гор. Ради этого фантастического вида стоило идти семь часов! В какой то момент лыжи пришлось снять, и мы начали лезть в длиннющий вертикальный перевал в двух колеях. Тут нас начали догонять и обгонять самые быстрые участники гонки, стартовая волна которых была через два часа после нашей. Они молча распихивали нас в стороны в глубокий снег, и это было довольно неприятно. Но мы все их прекрасно понимали и старались не обижаться и подбадривать их, ведь для них на кону призовые, и им не до видов и любезностей. За перевалом нас ждал сюрприз – спускаться вниз надо было по скале на веревке и спиной вперед. Но к счастью, к тому времени было уже довольно светло, и по крайней мере мы видели куда ставить ноги. https://www.trilife.ru/upload/main/92c/92c5106baf397a91a5b7d70e01e7a0e8.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/ec0/ec0d36e7be83913231883a9b89fd1af4.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/280/28004258d33d2383df98b7a98b4d7229.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/085/08505734ffff3221ae1475f367ec4e8e.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/916/9162674cb66f655eee40344420f41655.jpg Короткий проезд на лыжах, немного конькового шага – и вот мы уже у большого высокогорного озера La Barma плотиной, которое нам предстоит обогнуть траверсом по склону. По словам Николя, это самый тяжелый участок, где нужно сделать непростой выбор – либо медленно и консервативно идти в скинах, либо пытаться ехать приставным шагом траверсом по крутой бугристой горе, что намного быстрее, но очень суетно и энергозатратно. Пробуем первый вариант, но это мучительно медленно, и мы переходим на второй вариант и экономим тем самым минут двадцать.
https://www.trilife.ru/upload/main/9a0/9a03938ce6ce0a5690c71f6145a86a8b.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/f18/f18195c70f4f13129a8d2ed8dd02584c.jpg В какой то момент мы должны пересечь большую ледяную лавину, которую можно либо перейти пешком, либо попытаться лихо проскочить по узкому ледяному перешейку шириной в метр с отвесным каменным склоном с другой стороны. Усталый мозг склонен к шорткатам и неоправданному риску, и я уже выхожу на пижонский маневр, но тут на моих глазах спортсмен, делающий попытку прямо передо мной, падает на льду и летит вниз по камням. К счастью, он быстро останавливается, но его лыжа улетает далеко вниз к плотине, и скорее всего его гонка на этом заканчивается. Пример отрезвляющий, я стыдливо возвращаюсь в строй пешеходов, под одобряющие кивки Николя. https://www.trilife.ru/upload/main/bbd/bbdb7e5418a18e1cbe16eee041088444.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/3d9/3d9dcd82bcb558206cdeca80d0969e9f.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/f17/f1779273d949ed3ce1c5069433125100.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/6a9/6a94846a2105fb3cfed1f0d9e3e59160.JPG https://www.trilife.ru/upload/main/64c/64cc7be7728ae42491acfe7a10865257.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/106/106f95783ab1c164a029d9801440ce19.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/2f4/2f485951c9a75232f0d14d537a1740d4.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/0d4/0d4fd04dbb9ba74a4b1cd66f3b1ce52c.JPG https://www.trilife.ru/upload/main/355/35536a016306892bbec9212c146b012c.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/be7/be7c7717496bc2ec9cb803dabbfef386.jpg https://www.trilife.ru/upload/main/f27/f27361e1b460811ed6e126cc22182ac0.JPG Впереди два последних больших перевала. Уже полвосьмого утра, солнце вышло, и несмотря на то, что мы находимся выше 3000 метров, становится очень жарко. В горах идет «движуха» - кричащие и оглушительно звенящие в cowbellsболельщики облепили склон и все перевалы, небо рассекают военные и гражданские вертолеты, патрулей на трассе становится очень много, так как мы догнали хвост гонки Аролла-Вербье («половинка», которая стартовала чуть раньше, чем мы достигли Ароллы). Останавливаемся на пункте питания (армейская походная кухня работает на любой высоте и в любое время суток), пополняем резервы и бросаемся вниз к подножью последнего перевалу. По сравнению с предыдущим он очень короткий, и вот мы уже на финишной прямой в Вербье – правда, выясняется, что сначала мы должны пересечь весь горный массив по гребню по практически плоской трассе, что отнимает немало времени и сил. Наконец спускаемся в город и последний километр гонки бежим по асфальту центральной улицы в толпе болельщиков. Ощущение полного счастья, вполне сравнимое с чувствами на финишной прямой Ali’iDrive. Время первого за всю историю соревнований российского патруля - ровно 10 часов с небольшими секундами. Никаких стертых ступней, убитых мышц и прочих «радостей» трейла. Только счастье от пережитого долгого, сложного, но невероятно интересного горного приключения длинной в четыре года. И твердая уверенность в том, что обязательно сделаю это снова. https://www.trilife.ru/upload/main/f99/f9976223f1ee3dc13c3beabfe30ff1f8.jpg