- Отчеты
- 31 декабря 2013
Отчет за сезон Ч.1 "Велогонка в Тарту"

1. Вступление Скорее всего, данный отчет будет очень мало интересен новичкам в триатлоне. Хотя, возможно, им будет интересна организация сезона как такового, хотя она категорически не является каким-либо примером или, упаси Бог, эталоном. Как раз, скорее всего, наоборот – отражает все реалии как таковые с проблемами, субъективным нытьем и объективными препятствиями. В принципе, он еще и о людях, которые окружают нас и о важности компании, которая поддерживает так или иначе во время гонок и тренировок. А еще он о том, что у большинства, не имеющего спортивного прошлого, самое интересное наступает на 2-3-ий год регулярных занятий, когда появляется первый опыт и результат.
2. Сезон-2013 Начало сезона: середина октября 2012 Конец сезона: начало октября 2013 Задачи на сезон: · Дальнейшее участие в спринт-триатлонах с попытками улучшать результаты по всем дисциплинам (личник прошлого года на дистанции спринта - 1 ч 13 мин) · особое внимание уделить бегу, который за два года так и оставался на уровне 4:20-4:30/км после вело. Также в конце года следовало держать в голове марафонскую дистанцию (сентябрь, Берлин), следовательно объемы тоже должны были быть достаточными к лету. · Плавание – подтянуть 750 м к 13 минутам (без гидрика), работать над техникой, перейти в 50 м бассейн. · Велосипед – доучиться работать в группе, проработать педаляж и контролировать вес к главным гонкам сезона. · Длинные дистанция – опционально, по желанию, как длинные тренировки. В качестве «дальнобойной трены» запланирован триатлон «Тристар 111» 2.1 Матчасть 2.1.1 Ведение дневника тренировок: Ввиду отсутствия у меня чувства дисциплины дневник ведется в бумажном виде. Старая добрая тетрадка формата А4 с записями вот такого вида: Ничего лучше я не видел – пробовал разные форматы. В итоге карандаш, голова и немного терпения и все готово. 2.1.2 Велосипед Эрнесто Викторович – Colnago Arte, когда-то доставшийся мне по товарищеской благодати от Виктора Жидкова. Машина очень надежная, заслуженная и терпящая отсутствие должного ухода с моей стороны при достаточно активном использовании. Одних только тренировок протяженность 80-100 и более км в этом году на нем было проведено около 15 штук (для тех, кого объемы не впечатлят – не забывайте, что мне на главных гонках сезона надо было ехать всего 20 км, а не 40-90-180). Немного посмеемся надо обвесом этого аппарата: передний тормоз Shimano 105, передний переклюк Shimano Ultegra, задний Tiagra, задний тормоз Shimano Ultegra. Гибридность вызвана тем, что узлы выходили из строя периодически, а замены должного уровня (хотя бы 105) не всегда удавалось найти. Отдельное спасибо Артему Ситникову, который выручил запчастями от своего почившего в бозе на Мон-Ванту велосипеда. В целом «тачка» рабочая и едет она как надо. Все вопросы только к прокладке между седлом и рулем, как всегда. 2.1.3 Бассейн(ы) (в порядке уменьшения частоты использования) · Олимпийский (50 м) · Лужники (25 и 50 м) · «Янтарь», что в Строгино (25 м) · Гребной канал «Крылатское» В этом году я перешел из 25 м фитнесс-бассейна в 50 м бассейны, что вначале ударило по моим результатам и я долго адаптировался к воде СК «Олимпийский». Даже вспоминал слова знакомых триатлетов, что там, мол, вода «тяжелая» и прочие вещи, но в итоге привык и сейчас могу сказать, что в 50 м мне нравится ничуть не меньше, чем в 25 м. При этом хотел бы сразу предостеречь от полного «расставания» с «четвертным» бассейном. Многие скоростные «работы», которые позволяли мне потом улучшать время на 750/1500 в «полтиннике», я делал именно в «четвертаке». Причин на это много, но, пожалуй, основная для меня была «морально-волевая». Плавать интервалы и спринты в 50 м бассейне для меня поначалу было намного сложнее, чем в 25 и соблазн «сливаться» возникал там чаще. Личники прошлого сезона - 1500 м 26:48 (в 25 м), 800 м - 12:45 (в 25 м). 2.1.4 Беговая обувь С учетом того, что я тот еще «легкоатлет» с личниками на 5 км в 19:20 и на 10 км около 42 мин, я люблю свои ноги. Люблю их не ломать, не корежить и вообще даю им отдых (даже может слишком много отдыха) как только они его просят. Тем более, что за первые 1.5 года занятий бегом я успел получить пару неприятных мелких травм и беречь свои культяпки стал намного более активно. Так вот, обувка на сезон: · Asics Gel Nimbus 13 – основная рабочая лошадка – тренировочная, она же для длинных забегов · Mizuno Wave Aero 9 –отличные полумарафонки для темповых тренировок на круге 400 м, они же надевались на спринт-триатлоны и на все старты короче 21.1 км. В целом, должен отметить такой аспект, что Асиксы в этом году уже, похоже выработали свой ресурс (стопталась пена, появились дырки кое-где) и это лишний раз мне показало, что даже у хорошей беговой обуви резерв составляет около 1000 -1400 км. Полумарафонки так и вовсе вытерпели только 800 км, причем с учетом моего веса (78-81 кг) убилась там именно подошва, а не сама ткань кроссовки. Под конец сезона по любезности Макса Журило и ребят из ILR ко мне попали кроссовки Newton, но я не успел их распробовать и сказать ничего конкретного о них пока что не могу, хотя и сделал в них 1-2 длинных по 15-18 км тренировок. 2.2 Ноябрь-март В периоде, который можно обозвать в моем исполнении «базовым» особенно идейного ничего сделано не было – набегивался/наплавывался объем с небольшими (1 в неделю обычно для каждого вида) работами «на скорость». С учетом травмоопасности попыток «интервалить» на беге начал захаживать в манежи (200 м в МГУ и 400 м на велотреке). Большую моральную (да и просто потрепаться J) поддержку оказывали мне на этом этапе Яна Хмелева и Коля Баландин, с которыми побегать 15-17 км по 5 с хвостом минут (иногда быстрее) всегда ненапряжно и познавательно. · Основная идея этого периода – укрепить слабые колени, набегать объемы для дальнейшей работы над скоростями и продолжать работать над плавательной техникой. Также в этот же период в голову стали закрадываться первые мысли о том, что пульсомер становится избыточным, так как работа по темпу или ощущениям стала «заходить» намного лучше, чем постоянное одергивания себя целевым пульсом. · Опыт прошлого года показал, что велотрек сам по себе носит функцию сугубо поддерживающую и на нем никаких особых художеств не выделывалось. А с учетом того, что вся триатлетская трековая покатушка представляет собой одно большую 2-х часовую «соплю» со сменами (а иногда и без), в общем-то использовал это время для того, чтобы при случае перенимать азы группового катания у велогонов, которые, в отличие от триатлетов, умеют кататься «в пачке» без дерготни и кипеша. Катя Чугункова, которая в неповторимой манере «строила» всех, не разбирая возраста и званий дала мне в тот период намного больше, чем все мои персональные потуги до этого. · В этом году купил себе турбо-трейнер TacX Satori, зимой подключил его к развлекухам в помещениях, чтобы не сводить всю вело-тренировку к 2-м часам в неделю на треке, как это бывало раньше и после чего мне приходилось весь май потеть, чтобы накатать объемы «в счет прошлых долгов». · Плавание – плавания было достаточно много (старался 2-3 раза в неделю, иногда 4), оно было разнообразным и хорошо шло на старых дрожжах, но в январе я возобновил работу в стационаре (ага, я еще и врач))) и с этого момент ушло в поддерживающий режим с темпом 1:38-1:45 на 1000 м. Где-то в то же время сделал заплыв на 1500 в 50 м бассейне Олимпийского, наплавал 26 мин ровно (1:43/100 м). В общем и целом, остался доволен, но понимал подспудно, что с режимом работы потолок уже рядом, посему решил не рвать жилы и не форсировать. 2.3 Апрель-май. Скажу честно, для меня весна в тренировочном процессе – самое благое время. Вылазишь на улицу, уходит лишний вес понемногу, но главный ржач по весне – велогонка в Тарту. Вот про нее и пойдет речь Tartu Rattaralli Это был уже второй опыт участия в этой гонке. Первый мой заход был в 2012 году и про него мной был написан даже весьма поэтический отчет. В тот заезд на 137 км я надрыгался на 4 ч и 4 минуты и смог заехать 1136 из 1894 стартовавших. Идея организаторов в этой гонке такова – если ты едешь ее первый раз, то будешь получать номер в глубоком тылу стартовых карманов (а желающих обычно 2000-2200). В итоге это приводит к тому, что ты начинаешь ехать уже к тому моменту, когда большая часть серьезно настроенных ребят упиливает за горизонт и гонка меняет окрас с самого начала. Естественно, что себя я не отношу к сколько-нибудь серьезным велогонщикам и, в общем-то не намерен был работать со страшной силой всю гонку. Но опыт прошлого года показал, что старт с теми, кто приехал «кататься» чреват тем, что половину гонки ты едешь то ли один, то ли в пенсионерских «отвалах», где на тебя успевают садиться комары. Конечно же, всегда есть варианты – встать самовольно поближе к голове, попросить организаторов тебя переставить, но я решил не «мутить воду» и получил свой номер, который примерно соответствовал моему прошлогоднему финишному месту – 1018 Мои соседом по гостинице в той поездке был Артем Ситников – человек, которого всегда хорошо иметь с собой «в банде». Он быстро гоняется, мало треплется (в отличие от меня) и умеет решать задачи быстро и четко. Планы на гонку у нас были из разных эшелонов – Артем планировал усесться и доехать с профиками-полупрофиками (где-то первые 300 мест), я хотел просто заскочить в верхней половине протокола и поработать как следует. Везли меня на старт и терпели мою трепотню Леша Косулин с супругой Сашей – прекрасные товарищи и отличные спутники в гонке, с ними мы сразу же настроили планов на после гонки и прекрасно проводили время в дороге, развлекаясь байками и музыкой… *** Все знают, что ночь накануне гонки – важный фактор подготовки. У нас в соседнем дворе всю ночь орала музыка и шизила соседская молодежь. В общем, выспаться не удалось, башка на утро была квадратная, плюс знаменитые эстонские комары тоже изрядно дали жару…. Короче, если опустить разговоры про то, что да как было перед гонкой, и сосредоточиться на самом веселье, то получается примерно такая картинка: 0-40 км Отбор представляет собой хаотические движения из пачки в пачку, причем не следует тешить себя видом догоняемой группы – чаще всего это «отвал» от впереди идущей группы и отдыхать в них регулярно значит душит самого себя. Поэтому первые 40 км задача проста – уехать подальше от тех, кто тебе не помощник и попробовать догнать тех, кто стартовал раньше или очень бодро, чтобы потом пытаться с ними сработаться и продвигаться вперед. Говоря проще, Тартусская гонка имеет конфигурацию гигантской мега-сопли, у которой есть голова – первая группа из профиков, молодежи местных команд и сильных любителей, группа из 100-200 колес, которые не могут догнать голову, да и не хотят и пилят себе и дальше идут много-много стихийных бандформирований по 30-50 колес, между которыми мечутся «отвалы» и «отрывы». В целом, первые 40 км были пройдены очень бодро со средней под 37 км/ч. Понятно было, что держать ее всю гонку будет нереально, но конфигурация гонки диктовала свои задачи – поработаешь сейчас – есть шанс найти себе подельников и кататься дальше с ними. Где-то в таком вот бардаке повстречал Сашу Сеппа, который потом любезно выложил еще и видео нашей мимолетной встречи. 41-55 км В целом, гонка в Тарту имеет очень сбалансированную структуру в плане рельефа. – начало плоское, потом начинаются эстонские пупки, потом вновь все выравнивается и в конце можно ехать пободрее. Где-то на 5-ом десятке начались «Бонусы». Во-первых, мне стало уже более-менее понятно, что группы заняли свои крейсерские скорости и перекладываться в 1 лицо мне надоело. Стало понятно, что чтобы догнать из группы со скоростью 34-35 км/ч что-то посерьезнее надо ехать под 40 достаточно длинные куски, чего мне делать не хотелось, да и первые 40 км уже немного «накормили» ноги. Во-вторых, дорога сузилась и стали появляться достаточно неприятные пупки, где группа автоматически начала просеиваться и после этого уже «не собираться». В принципе, поскольку большая часть народу в гонке едет «отдыхать», то и пупки они едут весьма специфически. В первой трети пупка сразу же встают на педали и начинают «контадорить» до изнеможения, потому садятся на задницу и, сидя, печально докручивают до вершины, где, не найдя спуска (ага, пацаны, там полка и еще подъем), утрачивают веру в себя и скорость движения. Я все это уже прошел в том году и спокойно по правой стороне полотна заезжал в своем сидячем стиле на низкой передаче, не обращая внимания на усилия окружающих. Экономить силы мне всегда выгоднее. В-третьих, как назло, дорога стала еще и весьма посредственного качества, а кое где и посыпана песком. Ничего жуткого в этом не было, но в группе это вызвало нездоровое оживление и вихляния, что, в итоге и привело к завалу где-то справа, от чего все шарахнулись, но меня эта «волна» не достала. Говоря проще, за 10 км по пупкам гонка окончательно просеялась от тех, кто не собирался «убиваться» и где-то к 60-му км мне стало более-менее понятно что делать дальше. https://fbcdn-sphotos-g-a.akamaihd.net/hphotos-ak-ash3/1538925_676395642400715_619402965_n.jpg 56-80 км «Мне кажется, что это начало… прекрасной дружбы….» х/ф «Касабланка» На самом деле, развлечение началась как раз где-то около 60-го км. Во-первых, я встретил там двух людей, с которыми мне предстояло незабываемо провести ближайшие 40 км. Маркуса – финна и Тониса – эстонца, то бишь двух, как и я, молодых разгильдяев, которые сидели в какой-то пачке, когда я догнал ее и решил, что «все, баста, тут курю». Покурив, попив воды, я полез в голову пачки. Зачем туда лезть? Ну тут все просто – чем больше перед тобой народу, которого ты не знаешь, тем больше перед тобой шансов завала и другого фана. Поэтому сидеть в голове выгоднее плюс если народ решает «отъехать» вперед, то оттуда это делается удобнее и чаще. Короче, оказавшись где-то в первой трети, понял я, что пить мне осталось грамм 50. Воды. Пресной. Вот, думаю, Йохан Ванзюммерен! Без еды я могу много чего, а вот по жаре без воды… В итоге, победило вело-братство (читай «мое нищебродство»), когда я тронул за плечо ближайшего гонщика и попросил воды. Отпив у него из бидона, я на следующей станции (до нее было всего 3 км) зацепил на 1 бидон больше и отдал ему «долг». Эти поступки намекнули нам обоим, что люди мы нормальные и еще и более-менее «едем». Как-то разговорившись, я предложил «сваливать из этого гадюшника», на что Маркус (так его и звали) согласился без кипеша. Уехав в две головы, мы, естественно, прихватили пассажиров (штук 5-6). Как это бывало и раньше из 5 только 1 согласился как-то изображать «вертушку». Это и был Тонис. Веселый паренек работал не за страх, а за совесть, что позволило нам в какой-то момент «отцепить» пассажиров. Делается это легко. Когда в пачке в 6-7 человек работают 2-3, а остальные ведут «паразитический образ жизни» и еще и вашими усилиями поднимаются по протоколу, неизменно нарастает раздражение. Синхронно, почти экспоненциально. В общем, в итоге, мы как-то почти не сговариваясь, резко ушли к отбойнику перед левым поворотом, подставив «под ветер» тех, кто «курил» на колесе, а сами воспользовались туннельным эффектом около отбойника и засадили просвет в 50-90 м, который там закрывать, кажется, никто и не подумал. То ли проспали, то ли и не хотели. Сплоченные злодеянием, так мы и доехали до хвоста формирования, которое оказалось не «отвалом», а действительно хорошей, рабочей группой. В ней мы и ехали 7-10 км, пока не стали опять потихоньку проползать вперед. Как оказалось позже, немного зря. 81-100 км В целом, всегда хочется поработать в голове группы. Чтобы гонка была не тупой пилежкой с разглядыванием чужого зада, а хотя бы подобием велогонки, как она есть. Вот так мы трое, движимые амбициями, и оказались в голове пачки. У меня опять почти кончилась вода (ну, вот такой я водохлеб) и ребята по очереди подпаивали меня, за что я дал Тонису гель и регидрона из второго бидона. В голове сидели несколько эстонских дядек под 40, которые тянули какие-то нереальные, по 3-5 мин смены, построили даже некое подобие «уступа», когда мы въехали в поля с ветром в морду, и ругались на тех, кто из обгоняемых пачек пытался внаглую вскочить, рискованно закладывая маневры по шоссе. Тут-то нам и «дали поработать». В общем, все это было очень азартно, весело и быстро, пока не подъехали мы к г. Отепяя. Кто был на Тристаре 111, тот знает, что есть там холмы с узкими дорожками, похожими на наждачку, которые сразу за heart-break hill ведут вас, еще мокрого после плавания вверх, вверх, вверх. Короче, могу Вам сразу сказать, что ехать их с другой стороны (мы шли с Севера на Юг) на спуск вообще удовольствия «ноль», плюс еще на тебе нависают сзади «вагоны» велопоезда, велосипед в пару шпилек входил полуюзом, а у тебя нет выхода, кроме как добавлять скорости, чтобы на тебя не навалились сзади и чтобы на спуске сформировать «струну», а не валиться табуном. Короче, я не видел, что там было позади, но к Отепяя эскадрон приехал уже с потерями, плюс изрядно «перепуганным». Собравшись по-новой, мы поняли, что где-то «профукали» мужиков, которые эстонскими криками строили всех и вели группу. А нас – три дурачка молодых и еще пара добровольцев тут как тут. В общем, стали работать. Через 3-4 смены стали понимать, что формируется пагубная тенденция. Ты со смены сныриваешь, а тебя опять ставят аккуратно 4-5-ым колесом, то есть тебе опять скоро работать. Ладно, думаешь, совесть-то есть у людей. В итоге, оказалось, что нет! Поддержка была сзади вербальная очень серьезная, добрая, от души. Но только словом, никакого дела. Здесь же мы увидели на обочинах сидящих или очень медленно катящихся девчонок с розовыми номерами. Это были гонщицы, выступавшие по «Элите». Мы, как могли подбадривали их, но большая часть из них уже мотала головой, кто-то глотал слезы. Уже потом мне рассказали, что многие девушки из первого стартового кармана уселись за ребятами из своих команд (мужчинами-про и сильными любителями) и устроили «отсев» на выживание, то есть пилили сколько могли с «пацанскими» скоростями. Естественно, что кто был чуть слабее или не имел «грегари» выпадали наглухо, без шансов вернуться. Гонка была и веселой и, как полагается, жесткой… В какой-то момент я честно сказал Маркусу, что у меня сводит ноги. На что он с приятной откровенностью признался, что у него уже 10 км сводит ноги и что у него на сменах бывает 300 Ватт и это либо ошибка измерителя мощности, либо пора сходить. Тонис просто плевал сквозь зубы и деловито сморкался в перчатку после каждой смены, что-то ворча. Потом он как-то затейливо подобложил на эстонском арьергард, после чего подобрался к нам и сказал – «Бросай, пусть сами возят». И мы бросили. Только не крутить, а уехали от них к в следующую группу. Нас трое и еще пара человек укатились очень бодро и через несколько км догнали хвост группы, куда и уселись, чтобы отдышаться и синхронно решить: «Больше никуда не едем!» 101-130 км Здесь мы как-то растерялись по группе и уже общались реже, но, в целом, все шло уже более слаженно и отдыхать удавалось вдоволь. Но тут моим ногам стало как-то дурновато. Стало все лень, стали раздражать смены, да и скорость как-то не так радовала глаз. Плюс перед Тарту есть поля, где ветер бьет очень сильно в морду и работать приходится очень тяжело. В какой-то момент я, сдавая смену, понял, что вперед выходит девушка. Я как-то неловко ушел, мне не дали убраться в глубину пачки и я оказался четко позади нее. Она отработала свои 30-40 сек (мне тогда показалось, что она пару раз крутнула педали) и «сдала», а я понял, что все…. ноги у меня нет, «гемоглобин 200».. В общем, крутнув 20 сек, я отвалился, прополз в середину и до 130-го км не высовывался. https://fbcdn-sphotos-e-a.akamaihd.net/hphotos-ak-frc3/1493115_676395652400714_998371815_n.jpg 130-135 км Продышавшись, попив воды и чуть перекусив, я решил, что в конце гонки я хочу попробовать «отъехать». Зачем? Скажу честно, я хотел просто личное время в протоколе. Не время группы, а заехать в створ в одиночестве. В общем, перекурив, пролез вперед, дождался когда въедем в пригороды, где нет будет ветра (дома прикроют) и тут! Бах, слева от меня поехал какой-то дядька, сильно завалившись на руль, явно с намерением «укатиться». Решил воспользоваться им, как первой ступенью, дернулся за ним, а за мной села та самая девушка, которая работала впереди в группе. Скорость 41-42 км/ч, мне очень тоскливо, тут я вижу, что спутница начинает «ловить просвет». Пытаясь помочь, начинаю садиться чуть назад, пытаюсь дать ей колесо, при этом немного теряю прикрытие сам, в общем, как «… в проруби». Тут она мне сзади кричит по-русски немного с ошибкой: «Уехай!» Я честно скажу – ждал этого. По дороге мы обгоняем народ, еще 3-4 человека село к нам, и где-то после поворота уже за 2-3 км до финиша, я прилег предплечьями на руль и «дернул». Голова уже не держалась, я смотрел в землю, иногда вперед, но, в целом, видел, что пульс был все время 185-187 и чувствовал я себя не так уж и отвратно. И тут я подумал, что надо бы глянуть как там остальные. Обернувшись, я увидел, что «просвет» около 40-60 м. Тут я решил, что теперь я смогу. Проехал еще около 1 км – просвет под 100 м, еще 500 м с добавлением – 150 м. На последние 500 м я въехал, понимая, что моя акция удалась. Понятно, что это был отрыв из 156-ой группы и что в итоге я заехал 745-ым и 1874 (в 2012 был 1136/1894, примерно 400 м поднял), но главным было то, что у меня хватило здоровья и навыка, чтобы реализовать задуманное. А может и не догоняли просто…. Итог гонки: 745/1874 (в следующем году стартую в первой 1000, наконец) 135 км за 3 ч 56 мин А потом было пиво с товарищами, мятые ноги, душ и соль с бровей, в общем то, ради чего едется любая велогонка.