OravaMan: Триатлон в Словакии

Поездка в Зуберец

TRILIFE.RU
983
2
2016-07-17T13:18:00+03:00
720 960
Oravaman — это триатлон в Словакии, 2+90+21 с общим набором высоты 3300 метров и трейловым бегом в конце.

16b62ce7c5b53b4e236d8e36f7bd4116.jpg

Мы поехали из Москвы на машине на две недели, чтобы изучить местность, покататься, погулять по горам и, собственно, стартовать.

Езда на машине очень понравилась. Нет никаких сборов, просто вышел утром из дома, поставил велосипеды на крышу, и поехал. Грязного времени тратится может, даже меньше, чем в случае с самолетом.

55e861f85a553beac2e813bf9f507658.jpg


В России дорога хорошая, асфальт идеальный. В Белоруссии асфальт хороший, дорога идеальная — всю страну проходишь на 120 км/ч, населенные пункты в стороне от магистрали.

Правило: пересекать границу Белоруссии и Польши надо в первый день. Мы пересекли во второй, в Бресте, затратили на это 3 часа 36 минут, и это было единственное неприятное ощущение от всей поездки. Все стояли в автомобильной очереди, в которую постоянно вклинивались то поляки, то белорусы, то русские.

178ab124a09965ebd01ebbed2743f8e1.jpg


Питание в дороге. Завтракать надо в любом замкадном Макдональдсе. Далее Макдональды заканчиваются, остаются заправки (там, в лучше случае, хот-доги), с остальной едой сложно. Кафе, которые нам попадались, немного страшного вида. Но мы как-то справились, и я бы сказал, что качество дня в плане питания в автомобильном путешествии выше, чем в авиа. Но нам повезло.

Таможни между Россией и Белоруссией, по сути, нет. Между Польшей и Словакией тоже. Проезжаешь на небольшой скорости, если тобой не заинтересуется инспектор — то едешь дальше.

В Белоруссии живописные поля, много аистов, не очень частые заправки. Частые места для отдыха. На заправках иногда есть какая-то еда. Чтобы нормально поесть, надо заезжать в город. Но и то — в городе Бярозы мы никакой еды не нашли (в лучшем случае ресторан, который открывается в 17:00, и то только по пятницам, субботам и воскресеньям :-), в Кобрыне ее побольше, но открывается в 12 или 13, и только одно место открылось в 10:00. Это не Москва, где можно позавтракать перед работой не дома.

При этом, как говорят про Белоруссию «Бедненько, но чистенько» — так оно и есть. Конечно, возможностей для бизнеса не так много, цены низкие, но если делают — то стараются. Дорогу сделали очень правильно. Места для отдыха вдоль дороги — постоянно. Кафе хорошие. Мы заночевали в Барановичах — так там человек в родном городе сделал совершенно фантастические апартаменты. До этого занимался тем, что возил машины из Германии. Теперь ситуация поменялась и те же машину лучше привезти из России. Продал два трала, попробовал гостиничным бизнесом заняться. Наши апартаменты были в 100 метрах от детского сада и школы, куда он ходил 30 лет назад. Дизайн какой-то запредельно европейский, исполнение очень хорошее, мелочи продуманы. Там же рядом — кафе под названием «Бисквит», тоже очень удивительное — низкие цены и очень вкусно. Аналогичная ситуация была в Великих Луках в кафе «Грильяж» — возьми дорогое (но не пафосное) кафе в Москве, раздели цены на 10 — получи «Грильяж».

Польша. В Польше все туалеты на заправках, рядом с кафе и пр. — платные. Закрыты на ключ, ключ надо брать за 1 евро на кассе.

457cfee5e6af5ce569273b054a61a751.jpg


В Польше нам попадались удивительные дороги — есть нормальная дорога и обочина 1—1,5 метра. Но люди постоянно едут по обочине, делая посередине третий ряд для обгона. Ездят быстро, обгоняют нагло и опасно. Не нравится. Зачем вообще так проектировать дороги? Для кого делали такую обочину? Для велосипедистов, что ли?

В Словакию въехали уже очень поздно, до дома добрались в 1 час ночи. При пересечении границы сразу почувствовали тишину и спокойствие на дорогах. Ехали ночью, ничего не видели.

Просыпаемся утром. За окном горы. Идем искать магазин. Все домики красивые и аккуратные, с цветами, с низкими «прозрачными» заборами, все в своем особом стиле — часто встречаются крыши со скошенным коньком. Особо больших балконов нет, и есть небольшие окна на скате крыши. Все дома построены по единому плану, все стены домов параллельны друг другу. Никто не строит «Как ему захочется».

35074bad2a4490899cb5dd3b37286b73.jpg

8106d2c45c49be3136149759aad3b9ed.jpg

25cb00ee92e14947e2ff228588a4de96.jpg


Магазины — либо совсем частные лавки, где нет кассы со сканером штрих-кодов, либо два Coop — основные продукты есть, а со скоропортящимися очень плохо. Немного фруктов и овощей, немного сыра и колбас. Мяса нет. Макарон Barilla нет, хорошего соуса для макарон тоже. Зато много конфет и вафель — Tatranki, Horalki. Я потом понял, почему их так много и почему у них горные названия.

Кафе. Вывески pizza & pasta пропускаем, ищем местное. Быстро находим. Капустница — самый популярный суп, стоит где-то 1,8 евро. Кислый, мясной, с капустой и мясом :). С учетом того, что погода была обычно прохладной, мы его ели каждый день. Еще популярны картофельные драники в различных вариациях. Ну и мясо (больше блюд из свинины и курицы, чем из говядины). Кофе обычно хороший, цены низкие.

7986379dd4f7c7f2251e47cba454bd2d.jpg7986379dd4f7c7f2251e47cba454bd2d.jpg


Отдельно надо сказать про одну кондитерскую в Зубереце. Вообще-то местные туда приходят за мороженым, но мы привыкли есть мороженое в +30, а не +20. А мы ходили за кофе и плюшками. Вот, кофе по 1,2 евро (из эспрессо-машины или турецкий, какой угодно) и сладости всякие от 0,4 до 0,8 евро. Абсолютным победителем у нас было пирожное кремеш. Ощущение, что мы по два раза в день заходили, и каждый раз каждый из нас заказывал по два кофе с двумя кремешами. Но что удивительнее всего — ремонт сделан фантастическим образом, все очень новое, очень эстетичное — хоть открывай еще 1000 таких кафе по франшизе. А на самом деле — у них даже еще юрлица нет. Был дом, решили сделать у себя кофейню. Правда, полиция не дремлет, и как раз во время нашего пребывания юрлицо и кассовый аппарат все-таки появились. В общем, очень-очень приятное место, чтобы зайти и посидеть. Я всю жизнь вспоминаю кафе на Coll de Sa Batalla Майорке, теперь буду еще Зуберец вспоминать. (В Москве из аналогичных мест — это, конечно, кафе на велотреке.)

В Словакии и Польше никто не говорит на английском, но все более-менее понимают по-русски. Забавный эффект — в некоторые моменты начинает казаться, что ты уже понимаешь словацкий. Но, на самом деле, в эти моменты с тобой просто говорят по-русски :-)

Про качество дорог для велосипеда. Оно разное — от абсолютно идеального асфальта до очень плохого асфальта.
Про водителей. Чуть лучше, чем в Москве, хуже, чем в Австрии, и намного хуже, чем на Майорке.

В принципе, возможностей для катания на велосипеде не очень много. Вариантов для плоской езды нет, с небольшим градиентом — кусочек дороги в Оравицу, кусочек до Зверовки, кусочек до Белого Потока. Остальное уже с затяжными подъемами. Ну и главная дорога — из Зубереца к озеру Липтовска Мара. По ней же проходит большая часть гонки. Еще можно уезжать вниз к озеру, искать хорошие круги там, и возвращаться на верх. Но мы так не делали.
Вообще, если едешь куда-то кататься на велосипеде, нужно жить на равнине, рядом с различными равнинными дорогами, и при этом недалеко от гор. Алькудия — идеальный пример. Если на той же Майорке жить в Сойере, то каждый выезд будет означать еду по горам, хочешь ты этого или нет.

7816a68221e477bbe2dc3c757cc6e688.jpg


В 30 км от Зубереца есть озеро Липтовска Мара и город Липтовский Микулаш. В нем есть все, и Barilla, и мясо, и вообще все. Поэтому нельзя сказать, чтобы в Словакии чего-то не было. Но такой же эффект, как в России, имеется — все деньги и весь бизнес концентрируется в Братиславе.

Возможно, жить даже лучше рядом с озером, кататься и бегать по равнине, а для ходьбы по горам приезжать на машине. Вдобавок, рядом с озером всегда теплее, чем в Зубереце. Но так как мы стартовали, нам было важно быть поближе к центру соревнований.

Ходьба по горам. Возможности великолепные, горы до 2000—2200 метров, проходимые по хребтам без специальных навыков и оборудования, много разных троп. Виды красивые. Часто дует ветер. Погода переменчивая, остаться в непогоду в горах довольно опасно. Мы сделали один очень красивый круговой маршрут на 26 км, буквально обошли всю «чашу» по гребню.

eebbdbeefa6be0c234095ddd81026897.jpg

6121342ad5e0a94e5c3b145062017e2c.jpg

0a9129b110cdc869ce329943581eab0b.jpg

96de06a655a66548a9dac7bd655237b9.jpg
Погода, еще раз, переменчивая. Иногда светит солнце и становится очень-очень жарко, как на южном курорте. Но за 5 секунд солнце заходит за тучу и начинает дуть 15-градусный ветер, сразу хочется надеть кофту и куртку. Ну и просто в течение дня погода меняется. В принципе, непрерывный дождь и +10 градусов за две недели встретились только в день гонки. В остальное время хорошее сухое время тоже было. Но нужно быть готовым к холоду.

Мы собирались в Москве после нескольких тридцатиградусных дней. Конечно, мыслей про шапку, перчатки, непромокаемые штаны и пр. у нас не возникло. А они (бы) пригодились. Поэтому «список обязательного снаряжения» — великая вещь. Это тот самый список, про который люди говорят: «Ну, организаторы перестраховались, теплая кофта мне не понадобилась» и пр. Все вещи из этого списка обязательно нужны.
Жильё в Зубереце тоже дешевое, у нас апартаменты с кухней за 20 евро в сутки за двоих.


Про Oravaman. Организован душевно и очень хорошо. Если регистрироваться, то нужно понимать несколько вещей:
  1. Велосипед с большим набором высоты и, местами, очень большими градиентами. Обязательно нужна передача 34х28, а, лучше, 34х32.
  2. Бег трейловый. Ходьба вверх, бег вниз по тропам разного вида и уклона. Трейловая обувь обязательна. Какой-то опыт и любовь к этому делу не просто нужны, а, скорее всего, должны являться той самой причиной, по которой вы решаете сюда поехать.
  3. Жесткий лимит — 0:58 плавание, 5:30 вход во вторую транзитку, 6:20 подъем на высшую точку трассы. Грубо говоря, это как на айронмене сделать лимит 8:00 на вторую транзитку. Вроде успеваешь, но если плывешь 1:20 и планируешь велосипед 6 часов или чуть хуже, то попадаешь под угрозу — вдруг плавание не пойдет и 1:30, 10 минут в транзитке, вел окажется 6:20 — и все, у тебя DNF. А если еще прокол? Или два? А еще какая-нибудь проблема? Упадешь и еще пару минут потеряешь? А если дождь, из-за него больше одежды, больше времени в транзите, больше переодеваний, значительно хуже спуски. Пожалуй, если регистрироваться, то нужно с ощущением в духе: «Не, ну в лимит я 100% уложусь при любых неблагоприятных условиях».



89965fbd83d73a5c56356b2beabc9eba.jpg

В итоге, Зуберец и Oravaman понравится не всем триатлетам, но многим понравится :-)

198aad0744938119910eb9c58bf46af3.jpg



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

16:22, 18 Июля 2016
Прошла эпоха Ironmanов, наступила эпоха просто красивых и эпических стартов) Хотя ты вроде всегда был сторонником чего-то эпического) Классный старт! И не полный ирон, но уже далеко не обычная половинка. Очень заинтересовал! Смотрю вы там были большой компанией. Всем из вас понравился? Трейл легче, чем например в приэльбрусии?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

19:04, 18 Июля 2016
Нас было как минимум 9 человек, и, насколько я знаю, все понравилось :-)))

Про трейл сложно сказать. Конечно, Приэльбрусье потенциально намного сложнее, но и тут потенциала много.

Например, по этим горам мы прошли круг 26 км с набором 2,2 км — и, мне кажется, что этот круг невозможно пройти быстрее по времени, чем 45 км на Эльбрусе.

Но трейл захватывает лишь первую вершину из всей гряды. Да и то, в связи с ветром 86 км/ч в день старта маршрут был изменен, всех увели другой тропой на спуск, а потом компенсировали удлинением подъема в горнолыжку.

В «каноническом» виде бег такой: 2,5 км вверх с набором 500 метров, 2 км небольшой спуск по гребню с выходом на следующую вершину, далее длинный технический (камни, корни) спуск, далее 3 км по асфальту вниз, далее крутой подъем с набором около 200 метров, далее все время вниз по более-менее ровной (проходимой для УАЗика) дороге. Перед финишем сначала еще немного асфальта, а потом немного трейла и грязи без значимых наборов высоты. Итого 21 км, +1100 -1500 метров.

Потенциал для усложнения есть огромный :-))), но это делает трейл опасным. В случае непогоды придется менять всю трассу, да и вероятность происшествий высокая.

В этой же серии гонок есть GORALMAN, вот там вроде бы трейл даже с элементами лазания — https://connect.garmin.com/modern/activity/947305589

Кстати, на нашем пешем маршруте тоже было участков 10, где для помощи в лазании была железная цепь закреплена. Ни разу не пользовался, как-то мне цепь кажется таким сомнительным элементом — достаточно того, чтобы одно звено треснуло, и привет. Все-таки в веревке или канате наоборот — пока последнее волокно держится, держишься и ты :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь