- Отчеты
- 10 августа 2014
NORSEMAN-2014
Всем привет! 2 августа в Норвегии состоялся 12-й NORSEMAN и мне повезло стать частью этот события. Что там говорить, гонка легендарная. Все кто имеют отношение к триатлону, так или иначе про нее знают — это классическая «железная» дистанция (3,8+180+42,125), но с жесткими ограничениями на количество участников (слоты разыгрываются в лотерее, правила распределения слотов в этом сезоне - http://www.nxtri.com/news/archive_2013/2014_enrollment), набором высоты под 5000 метров, стартом с парома в одном из фьордов Северного моря и финишем на вершине горы Gaustatoppen (1883 м над уровнем моря). Причем, чтобы получить право финишировать на горе надо попасть в число первых 160 спортсменов, они получают черные футболки финишера, те же кто не успел попасть в число 160 счастливчиков получают белые футболки. За 12 лет участие в ней приняли всего 3 человека из России (включая меня), первым из нас обладателем black t-short стал Руслан Смирнов. Его отчет [url=http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fmatermatuta.livejournal.com%2F420.html&post=6267465_1567][FONT=tahoma, arial]http://matermatuta.livejournal.com/420.html — шедевр. Пытаться написать что-то подобное бесполезно, поэтому я пройдусь больше по ключевым моментам организационной части, которые помогут вам, если захотите участвовать, сэкономить время, силы и деньги. Ну и совсем немного о том, как развивались события в этом году. Не сомневаюсь, что количество желающих поучаствовать в NORSEMAN из России с каждым годом будет только расти, надеюсь этот документ позволит им избежать некоторых ошибок.
Пойдем по пунктам с самого начала..
- Чтобы успешно финишировать в этой гонке вам понадобится ваша безупречность, от момента регистрации и до самого финиша, любая мелочь (а их тут масса) способна фатально повлиять на результат. Прежде всего нужно правильно оценить свои силы — если вы думаете, что это просто тяжелая гонка, то очень далеки от истины. Эти фьорд и горы выпьют ваши силы по капле и не подавятся.
Если на обычном «айроне» вы плаваете из двух часов, никогда не ездили в многокилометровые подъемы с градиентом от 8% и не бегали в 12%-е, то вам пока сюда рано. Если вы хотите отложить оформление виз и прочие формальности на последний месяц, или не уверены, что сможете участвовать по каким-то причинам или не уверены, что сможете гонку закончить — не регистрируйтесь, не надо занимать чужое место. В этом году на 256 слотов было подано почти 2000 заявок. С каждым годом количество заявок растет, но увеличить количество участников организаторы не могут по техническим причинам. Самые большие квоты выделяются норвежцам, поэтому вероятность для жителя другой страны получить слот крайне мала. Подумайте о том, что если вы сольете на любом из этапов гонки или не приедете на нее не уведомив организаторов, то это значит, что кто-то более достойный не смог из-за вас принять в ней участие.
-
Регистрация. Обычно открывается в конце октября. Заявки принимаются в течении недели, еще через неделю или две вы узнаете о результатах лотереи. При подаче заявки на вашей карте будет заблокирован стартовый взнос (2750 норв. крон в этом году), если вы выиграйте слот, деньги спишутся. Если вам повезло со слотом, то сразу же, не откладывая бронируйте гостиницу, просчитывайте как будете добираться на старт и уезжать с финиша, начинайте думать кого хотите видеть в support crew.
-
Проживание. Желательно приехать за несколько дней до гонки, чтобы отдохнуть после дороги и акклиматизироваться. Поскольку старт и финиш находятся в норвежской провинции, то тут очень мало возможностей для расселения. Важно, чтобы ваше место проживания было как можно ближе к месту старта (Eidfjord) и финиша (Rukan), и такие места бронируются участниками очень быстро. Эти населенные пункты удалены друг от друга на 200 км, поэтому утром в день гонки вы уезжаете из гостиницы со всеми вещами, а после финиша заселяетесь в гостиницу на финише. Старт дается с парома в 5 утра, в 4 паром отходит из Эйдфьорда, вам надо быть в Т1 край в 3.30, чтобы успеть пройти CHECK-IN и сделать все дела. Поэтому, чем ближе жилье к месту старта, тем больше шансов, что удастся хоть немного поспать в ночь перед гонкой. Если забронировать жилье рядом со стартом не получилось, то имейте ввиду, что средняя скорость передвижения по прибрежным дорогам не более 60 км/ч, а скорее всего менее. Дороги узкие, иногда разъехаться можно только в «карманах», серпантины. Мы жили в Lofthus`е, это 40 км от Эйдфьорда и быстрее чем за 30-35 минут мне это расстояние не удавалось преодолеть даже ночью. Ну и из чисто экономических соображений: перепады высот и серпантины сильно увеличивают расход топлива, а цена литра ДТ здесь порядка 90 руб, бензин еще дороже. А еще тут много платных дорог, мостов, тоннелей.
В самом Эйдфьорде организаторы устраивают tri camp в местной школе, там можно остановиться в спортзале или поставить палатку рядом за 200 крон (одна крона это примерно 6 руб) за ночь. Но на мой взгляд, это не самое лучшее место для проживания перед гонкой - вы в гуще событий, но с отдыхом может быть напряг. Финиш гонки может случиться поздно, и скорее всего вы будете в легком или не очень легком «коматозе». Поэтому не надо никуда ехать далеко в этот же вечер, снимите коттедж рядом с Gaustatoppen и отдохните, а лучше останьтесь на пару дней и тогда члены вашего support crew смогут тоже забраться на гору, если повезет с погодой. Тем более, что на следующий день после гонки в Gaustablikk проводится церемония награждения, а в Рюкане — детский триатлон; вы получите свою футболку финишера и новый номер участника в дополнение к потрепанному на гонке, поучаствуете в общем с собратьями-финишерами фото и сможете что-нибудь прикупить в фан-шопе. Да, еще за день до старта в Эйдфьорде проводиться Eidfjord Mini Triathlon, где есть несколько дистанций для участников разного возраста(в т.ч. дуатлон). Члены вашего support crew могут принять участие. В этом году среди участников EMT лотереей разыгрывали нормальный MTB велосипед. Это примерно половина подъема. На заднем плане - Gaustatoppen. Проехали трассу почти полностью на авто за 5 дней до старта.
-
Транспорт. Согласно правилам гонки у каждого участника должна быть машина сопровождения и как минимум один человек в группе поддержки. Поэтому на мой взгляд жителям Европейской части России лучше сразу ехать в Норвегию на своем авто. Вам понадобится много экипировки, и чем крупнее будет авто - тем лучше :) Я ехал из Архангельска через Питер и Хельсинки, в Турку мы сели на паром до Стокгольма, дальше через Швецию в Норвегию. Аккуратнее с кондиционерами на пароме (они тут морозят здорово) и в авто, не простудитесь.
-
Питание. В деревнях на побережье далеко не всегда имеются магазины, заведения общепита встречаются еще реже. Кухня преобладает местная, но попадались на глаза пара-тройка гамбургерных и одно тайское заведение. Вообще нет вегетарианских блюд — везде мясо, рыба, курица; нет итальянской кухни. Цены в рубли лучше не пересчитывать, чтобы себя не расстраивать. Чтобы немного поесть одному в любом из отельных ресторанов по моим прикидкам надо выложить не менее 500 крон. В магазинах на большинство продуктов цены выше, чем у нас в 2-3 раза и более (например бутылка кока-колы 1,5 л будет стоить примерно 200 руб ±).
В Лофтхусе мы жили в хостеле, и готовили сами на кухне. Перед стартом поели на паста-пати для гостей отеля где проходила регистрация (шведский стол стоил 250 крон с носа), в других местах и другое время пасты в общепите рядом со стартом я не видел.
- Support crew (SC). От вашей группы поддержки зависит 50% успеха на гонке, а может и того больше. Им придется здорово напрячься — ранний подъем, постоянные переезды вместе с вами, обслуживание всех ваших потребностей, контакты с организаторами. Для SC существуют свои правила. Их нарушение карается задержками вас в пенальти-боксе или дисквалификацией, так что неадекватная SC может поставить для вас на гонке крест.
Можно спорить об оптимальном количестве членов группы поддержки, но мне думается, что это должны быть 2-3 человека, одному придется туго. При этом разрешается только одна машина поддержки, соответственно как минимум у одного, а лучше у двух человек в группе должны быть водительские права, и как минимум 1 человек должен свободно владеть английским, для общения с организаторами. Ваш главный партнер в группе поддержки получает белую футболку и браслет crew, и имеет доступ в Т1. А еще ему придется сопровождать вас последние 4,7 км дистанции, после калитки, когда придется карабкаться по камням, так что этот человек тоже должен быть на ты со спортом. Более того, как правило эти железные люди сопровождают своих спортсменов на всем протяжении Zombie Hill, а это подъем примерно на 1500 метров, протяженностью 17 км, иногда с такими градиентами в которые у меня дизельное авто 175 лс еле заползало.
-
План на гонку. Бесполезно сравнивать эти подъемы с тем, что вы видели например в Ницце, или Майорке и планировать темп исходя из этого. Более-менее прогнозируем водный этап, но тоже надо делать поправку на непредсказуемость течений. Если вы хотите получить черную футболку план нужен обязательно. Я проанализировал результаты за последние годы, соразмерил со своими возможностями и расписал себе план по КП исходя из примерно 100х позиций финишеров, т.е. шел на финиш на 15 часов. В целом план практически выполнил, ошибся только в одном — в этом году был сильный состав участников. Несмотря на непростые погодные условия (хотя они тут пожалуй всегда такие) финишеры рядом с 15-ю часами оказались одними из последних.
-
Брифинг. Надо присутствовать, могут объявить об изменениях курса. И вообще это прикольное атмосферное событие.
-
Стартовый пакет. Включает в себя стартовый номер с наклеенным чипом, три номера на шлем (один из них чипованый), номер на вел, браслет участника, плав шапку, чип на ногу, футболку crew, браслет crew, рюкзак, две наклейки на авто сопровождения (на лобовое и заднее стекло) и 2 стикера с вашим номером на тело. Вы с crew оставляете свои подписи на бумажке с отказом от претензий.
-
Гонка. Мне не известны другие гонки с такой ядерной совокупностью условий. Это живая гонка, здесь все меняется постоянно. За день до старта вы, например, можете узнать, что велоэтап станет на 20 км длиннее, потому что в районе Эйдфьорда слишком холодная вода, и прыгать с парома придется в другом месте. Нам на брифинге под угрозой дисквалификации запретили въезд в один из тоннелей, а за несколько часов до старта этот тоннель наоборот оказался единственно возможным путем, потому что другую дорогу завалило камнями. В 2005 и 2007 погодные условия не позволили финишерам подняться на гору. Температура воды на плавательном этапе обычно 13-16 градусов. Течения могут быть абсолютно любыми и зависят от смещения пластов воды разных температур. Влияют погода в дни перед гонкой, суда заходящие во фьорд перед гонкой, влияет сброс воды местной ГЭС в большой горной реке впадающей в Эйдфьорд. Организаторы на все эти факторы никак не влияют :) В 4 часа паром отчаливает от причала, приблизительно к 4.35 он посредством ряда маневров подходит к точке высадки, в 4.45 участники соревнований начинают прыгать в воду и плывут до линии старта, ограниченной каяками, несколько сотен метров. За день-два перед стартом советую немного поплавать во фьорде, чтобы холодная вода в день гонки не была неожиданностью. Разрешены неопреновые носки и шапки. В этом году температура воды была в районе 16 градусов. Буйков первые 3,5 км нет. Оптимальная траектория движения — плыть вдоль правого берега фьорда до самого Eidfjord`a, и там вдоль пристани. В углу пристани один буй есть. С места старта города не видно. В 5 утра здесь еще довольно темно. Я плаваю относительно неплохо, поэтому плыл на шапки основного пелотона лидеров, у тех кто плавает плохо и отстанет будут проблемы с ориентированием. По ходу этапа в разных местах фьорда разная температура воды, в этом году у пристани она была по моим ощущениям сильно холоднее, чем на середине фьорда. В Т1 вас встречает ваш партнер из группы поддержки: отдает вел, помогает снять гидрик и одеться, хлопает на прощание по спине и вот практически сразу километров через 5 вы оказываетесь один на один с первым подъемом на Dyranat, это примерно 35 км на высоту 1300м, с многокилометровыми 8% и несколькими тоннелями. Лучше сразу одеться тепло в транзитке, или утеплиться на Дюранате, потому что на плато Хардангер, за Дюранатом очень ветренно и температура может опускаться до 2 градусов (у нас там было градусов 10), местами там лежит снег. На Дюранате будет первое КП, группа поддержки сможет узнать ваш rank. Положение в таблице надо контролировать постоянно, от него будет зависеть пропустят вас через заветную калитку на 37-м километре марафона или нет. После Дюраната идет длинное плато Хардангер и затем начинается спуск. В нижней точке спуска в городе Geilo располагается 2-й КП, это примерно 95-й км велоэтапа. Потом один за одним идут четыре подъема чередуясь со спусками, к 145-му км вы поднимаетесь снова примерно на 1200 м на перевал Imingfjell. Через несколько км после этого КП будет только спуск. И вроде можно радоваться, и ждать что удастся расслабиться, но ... Я огреб на этом спуске больше, чем на подъемах. За несколько км до перевала меня остановила моя команда, заставила утеплиться и включить светотехнику, потому что организаторы сообщили о буре на перевале. На подъезде к перевалу буквально за сотню метров погода поменялась - проливной дождь, холод, облака (вы привыкните к нахождению в них за время прибывания в Норвегии) и минимальная видимость, шквалистый ветер сопровождали нас километров 20-30. Закрытые шпильки спуска, состояние покрытия, мокрая дорога и ветер заставили постоянно держаться за обе тормозные ручки. Когда спустился ко второй транзитке так замерз, что говорить не мог, только зубами клацал. Еще момент — лучше ставьте кассету со звездой 27, 29 или 30 на вел. У меня была большая звезда на 25 и этого маловато.
Во второй транзитке вас встречает crew, помогает переодеться и отправляет на беговой этап. При выходе из транзитки волонтеры сообщают rank. Это ключевой и психологический важный КП с точки зрения вашего положения на гонке. Дальше вас ждет 25 км бега практически без рельефа. На 25-км КП, это первое КП от организаторов, где есть что съесть и выпить (арбуз, солевые таблетки, морс, вода, бананы) дальше вы поворачиваете на Zombie Hill, великий и ужасный. Здесь очень мало кто уже может бежать, средняя скорость передвижения падает до 5-6 км/ч. Следующий КП будет на 32,5 км. Тут есть доктора которые могут вас дальше не пустить, медработники выходят и на трассу этапа, поэтому как бы ни было плохо, если вы хотите продолжать гонку — улыбнитесь им и скажите пару слов. Сюда надо успеть в числе первых 160, и если вы не стремитесь к месту на пьедестале, то с этого момента сможете немного расслабиться. Участники после 160-го обходят гору по окружности и добирают беговой этап до 42,195 м, им достаются белые футболки финишера. На 37,5 км находится та самая легендарная калитка. Вас, обязательно в сопровождении главы вашей группы поддержки, пропускают на гору, предварительно проверив, что у вас обоих в рюкзаках имеются налобные фонари, еда, питье, теплые вещи, деньги. Дальше придется скакать и карабкаться по камням. Где-то после 30-33 км бегового этапа высота уже приличная и становится холодно, берите побольше теплых вещей. Я взял почти все, что осталось сухого и при этом дико замерз на горе. На вершине Gaustatoppen есть кафе, если придете в последних рядах там все будет уже сметено могучим ураганом первых финишировавших, но пару черпаков каши вам достанется. Потом у вас есть выбор — спускаться самостоятельно так же как пришли, либо воспользоваться лифтом. Лифт и как он устроен - это отдельный аттракцион, так что если решите все сделать «по хардкору» и спуститься сами, то вернитесь проехаться на лифте на следующий день, если конечно сможете шевелиться :). Имейте ввиду, что у калитки, на вершине, и на выходе из лифта (он на другой стороне горы по отношению к калитке) нет мобильной связи, так что заранее договоритесь о месте встречи с остальными участниками crew. И на лифт придется отстоять большую очередь (возможно более часа).
Еще несколько моментов гонки... Ни одна из гонок в которых я участвовал не находилась под таким вниманием маршалов. Судьи ездят на мотоциклах и авто постоянно по этапам, делают предупреждения, раздают горчичники и дисквалифицируют. Будьте внимательны. Драфтинг запрещен здесь даже в гору, но можно ехать рядом в несколько рядов, где это позволяет делать дорога. Дороги узкие, с небольшим количеством карманов. Авто сопровождения можно парковать только за пределами дороги. Если хотя бы одно колесо на дороге - могут наказать. По правилам взаимодействовать с SC до 25-го км бегового этапа вы можете только вне трассы, не мешая другим участникам. Жестко карается помощь из машины на ходу. Членам SC нельзя передвигаться с вами на первых 25 км бегового этапа, мы получили за это предупреждение. Иногда надо быть готовым к тому, что SC не сможет найти место на довольно протяженном участке, чтобы запарковать авто, будьте готовы к временной автономности.
- Стратегия и тактика. Если вы прислушались к тому, что написано в пункте 1, и зарегистрировались не для того, чтобы только попасть в стартовый протокол или написать о факте регистрации в фейсбуке, то значит вы приехали за главным трофеем — черной футболкой финишера. Повторюсь : черную футболку получат только те, кто войдет в число первых 160 участников поднявшихся на 32,5 км бегового этапа. На каждом контрольном пункте волонтеры могут сообщить вам или группе поддержки ваше текущее положение в списке участников. Старайтесь использовать это и контролировать гонку. Однако даже если вы вдруг оказались 180-м или 200-м в конце или начале велоэтапа, продолжайте бороться. Вполне может так сложиться, что погодные условия, маршалы, усталость одолевшая других участников или другие обстоятельства сделают вас 150-м, даже если ваш темп не изменится.
У меня по ходу гонки было так (сейчас в таблице результатов уже все перекроилось после общего финиша) — вылез из воды 42-м, дальше постоянно терял ранг на велоэтапе. Хотя был момент когда в Geilo я был 154, потом меня обогнало человек 20-30, но тем не менее на следующем КП я волшебным образом оказался 147 или около того, потому что народ начал сливать попав в бурю и на беговом этапе, т.е. спортсмены вылетали из списка участников. Потом меня опять обгоняли, бег начал 163-м. Обогнал больше 20 человек к началу Zombie Hill (причем меня здесь никто не обогнал), сместился в 140-е позиции. Уже выходя на бег понимал, что черная футболка теперь никуда не денется и наслаждался бегом и природой первые 25 км. Общался со всеми кого обгонял, подбадривал и уносился как лось вперед, никто даже не пытался преследовать. Приятно было слышать вдогонку — You are good runner. Дальше задача была просто дойти и не вырубиться, поэтому дал себя обойти нескольким участникам и на финише был в 130-х в абсолюте.
Немного про эмоции: Готовьтесь к тому, что будет тяжело и придется много терпеть. Меня норвежцы спросили в кафе на финише — как мне гонка? Какие эмоции? Ответил, что не знаю и просто адски устал. Там я уже не мог наслаждаться ни красотой гор (впрочем, когда мы завершали подъем видимость из-за облаков была уже метров 10), ни финишем; еда не лезла, так же как и питье. Некоторые моменты я не помню. Просто невозможность надышаться на вершине и борьба с тошнотой. Но сейчас уже хочу опять туда, так что извините - составлю вам конкуренцию в лотерее в следующие годы :) Поразили норвежские парни и девушки. Они уже не железные, а какие-то титано-карбоновые. Легко терпят холод и в подъемы едут и бегут как будто нет их, этих подъемов. Видел участницу которая занесла на гору совсем маленького ребенка, мы еще поднимались, а она уже щла с ним нам на встречу. Ну и в целом народ бодро скакал вниз своими ногами по камням от финиша, когда я еще свои ноги продолжал руками переставлять в противоположном направлении :) Умопомрачительная поддержка на дистанции от местных и от crew других участников. Иногда до слез трогательно. Но только эмоциональная — помогать физически чужим спортсменам вашему crew запрещено. Участник с протезом вместо правой ноги! Неоднократно обгоняли с ним друг друга на протяжении велоэтапа, в конце этапа он сильно уехал вперед и обогнал его опять я только на беге. Вот это сила воли, плюс характер! Как я понял ему совсем немного не хватило, чтобы попасть в число 160-ти, но он был готов к тому чтобы лезть на гору по камням! Преклоняюсь перед мужеством таких людей.
Немного сухой статистики, чтобы вы смогли оценить ваши возможности и об уровне моей физ подготовки. 37 лет. В 2006г впервые сел на вел после длительного перерыва, исключительно чтобы проделывать на нем расстояние до работы и обратно. С 2008 г. занялся веломарафонами (brevets), и так зацепило, что откатал их десятки (в т.ч. 1200-ки Paris-Brest-Paris 2011, Вологда-Онего-Ладога 2012). Триатлоном занимаюсь второй сезон, плавать научился только в прошлом году, и тогда же начал бегать. Мне нравятся исключительно длинные дистанции, я не спринтер. За эти два сезона участвовал в IM France 2013, Vyborgman-2013, Challenge Barcelona 2013, IM 70.3 Mallorca 2014, Vyborgman-2014. В этом году в планах еще IM Barcelona. Кроме того пробежал несколько марафонов, ну и продолжаю участвовать в бреветах, но уже как правило не длиннее 300 км. Лучшие результаты на половинке — 4.56 (2014), на полном 11.50 (2013, думаю в этом году будет по силам финиш рядом с 10-ю часами).
Объем тренировок начиная с 1 декабря 2013-го: плавание 266 км, 100 часов вел 4560 км, 154 часа бег 780 км, 75 часов лыжи 294 км, 20 часов тренажерка ~9 часов.
Пиковое число тренировочных часов в неделю — 17. Ограничитель — остеоартроз коленных суставов. Поэтому на беговых тренировках был крайне аккуратен и поменял технику на бег с носка. И Ура! В этом сезоне колени не беспокоят!
Результат на NORSEMAN: 126-й из 148 мужиков в черных футболках. 126 Dmitriy Kulinenkov Общее время: 15:13:12 отставание от лидера 04:21:05 плав этап (место в группе) 01:06:49 (42) Т1 0:06:24 (123) КП Dyranat 02:06:52 (129) КП Geilo 03:56:20 (146) КП Imingfjell 06:36:01 (144) Весь велоэтап 08:03:32 (147) Т2 0:06:04 (123) Бег до КП 25,5 км 02:13:54 (50) Бег КП 32,5 км 03:30:10 (92) Весь бег 05:50:24 (112)
Расти есть куда — надо прокачивать вел в горах, надо разобраться с питанием.
Люди которые меня вдохновляли и помогали. Спасибо вам! Паша Сеитов — личным примером привел в триатлон, от него я узнал про Norseman (А когда узнал, сказал: «Вот сумасшедшие. Я ни за что туда не поеду», и было это месяца за 4 до подачи заявки :)). Руслан Смирнов и его супруга Ксения — замечательные люди, замечательное прохождение гонки, замечательный отчет, много полезных советов. Они были первыми, Ксения одна тянула на себе всю поддержку. Спасибо! Тренеры — Сергей Углов, Маша Лемесева! Все правильно люди в теме говорят: без грамотного тренера прогресс ниже, вероятность травм выше. А когда еще тренировки интересные, то они не в напряг, а в радость. Спасибо! Мое мега-супер- support crew: Юля Сысоева. Юля написала за месяц до гонки и предложила свою помощь, т. к. живет в Норвегии. В первый раз увиделись накануне гонки, но уже через пару часов мне казалось, что знакомы 100 лет. Пару раз задумывался на гонке, что если «опаду, как осиновый лист», то она меня на себе потащит до самой вершины. Юль, спасибо! Моя семья — жена Елена и родители (детей решили с собой не брать, им было бы тяжело во всех этих переездах). Люблю! Спасибо! Алексей Хабаров, старый друг — был за рулем support car и еще успевал делать фото. Спасибо.
Спасибо организаторам гонки — они придумали, и сделали отличный старт, совершенно непохожий на остальные «железные» гонки.
Спасибо всему сообществу Трилайф. Сам почти ничего не пишу, но много отчетов и статей читаю. Если так получиться, что кто-то из вас, друзья, выйграет слот на Norseman-2015 и позднее, я готов быть в группе поддержки! Если еще остались вопросы — пишите, постараюсь ответить.