- Отчеты
- 23 июля 2016
«Не верь, не бойся, не проси» или как осуществить успешный побег из самой известной тюрьмы Алькатрас.

Я проснулся от длинного гудка корабля San Francisco belle, отходящего от третьего причала Сан-Франциско. Прошло то время, когда я удивлялся раннему подъему на полу корабля в толпе мужиков в гидрокостюмах в 9 500 км от теплой родной кровати. На этот старт я встал в 2.45 ночи и ровно в 3.30 выехал на велосипеде с рюкзаком на плечах из центра Сан-Франциско в сторону рыбацкой деревни (Fisherman Warf), находящейся примерно в 6 км. Недалеко от нее в Marina Green находится транзитная зона, особенностью которой является ранний Bike Check in в день старта. Транзитка открывается в 4.00, от нее организованы шатлы до корабля, который в 6.30 отправляется на остров. Время 6.30 утра, до старта одного из самых эпических триатлонных стартов остается ровно час. Справа, слева, а также в ногах у меня мирно общаются около двух тысяч боевого вида спортсменов в гидрокостюмах, кто-то из них, кто успел занять место у борта, еще спит, другие небольшими компаниями сидят в центре корабля и обсуждают план на гонку. Все мы одержимы желанием окунуться в холодные воды залива Сан-Франциско, в которых иногда заплывают стаи белых акул, проехать по знаменитым холмам Сан-Франциско и забежать с пляжа по знаменитой песчаной лестнице. Весь этот сюр называется Побегом из Алькатраса (Escape from Alcatraz Triathlon), считающемся одним из 10 самых сложных триатлонных стартов. Оказаться в этой веселой компании мне повезло благодаря моему другу Волошину Владимиру и удаче с розыгрышей слота. Володя дважды выигрывал слот в лотерее, что с точки зрения теории вероятности сделать практически невозможно. Помню его девиз в 2013г. – участвуй в лотерее в любом случае, а если выиграешь, то уже будешь готовиться и разбираться в тонкостях старта, все равно шансов не особо много («не как у меня» думал в это время он..). Делать данный старт в первый год занятий триатлоном он мне категорически не советовал, сказав, чтобы для начала я научился кататься на велосипеде. На второй год удача повернулась ко мне лицом и я увидел ее, проснувшись утром и открыв почту в виде письмо от организаторов с поздравлениями и реквизитами для оплаты участия. Ноу-хау: зарядиться удачей можно приняв участие в стартах Iron Star и лично пообщавшись с Владимиром)). Вообще если бы не было этой гонки, то ее следовало бы придумать. В ней есть все, история острова и самой известной американской тюрьмы на нем, ажиотаж и азарт лотереи, знаменитый мост Golden Gate с его легендами про самоубийства, ледяные воды залива с морскими котиками, греющимися на солнце, непростой, но технически интересный рельеф велоэтапа и конечно же потрясающий беговой этап, проходящий частично по пляжу с подъемом по песчаной лестнице (Sand Ladder), состоящей из 400 ступеней. С точки зрения дистанции гонка больше всего напоминает олимпийскую дистанцию. Плавание 1,5 мили (2,5км) 18 миль (28 км) велосипед и 8 миль (13 км) бег. Между выходом из воды и транзитной зоной 800м забег, где организаторы разрешают надевать кроссовки. Несколько слов о самой тюрьме, ставшей символом гонки. Тюрьма Алькатрас - сверхзащищённая тюрьма для особо опасных преступников и тех, кто совершал попытки побега из предыдущих мест заключения. Расположение в середине залива с ледяной водой и сильными морскими течениями обеспечивало естественную изоляцию острова. В 1912г. армией США был построен первый тюремный корпус для военнопленных. Но из-за больших затрат на содержание в 1934г. министерство обороны США закрыло тюрьму и передало ее на баланс министерства юстиции. В связи с возросшим уровнем преступности в период Великой депрессии 1920-30-х гг. правительство США принимает решение возобновить работу тюрьмы, выполнив ее полную реконструкцию, оставив только фундаменты. В апреле 1934 года военная тюрьма получила новое лицо и новую направленность. До реконструкции решётки и прутья были деревянными — их заменили на стальные. В каждую камеру было проведено электричество, а все служебные туннели были замурованы, чтобы исключить возможность проникновения в них заключённых для укрытия и дальнейшего побега. По периметру тюремного корпуса выше камер были размещены специальные оружейные галереи, которые позволяли охранникам нести вахту, будучи защищёнными стальными прутьями. Тюремная столовая, как самое уязвимое для драк и потасовок место, была оборудована ёмкостями со слезоточивым газом, которые располагались в потолке и управлялись дистанционно. Башни охраны были размещены по периметру острова в наиболее стратегически подходящих местах. Двери были оборудованы электрическими датчиками. Тюремный корпус содержал в общей сложности 600 камер и был разбит на блоки А, B, C и D, тогда как до реконструкции тюремное население никогда не превышало 300 заключённых. Блок D считался самым суровым блоком, в нём содержали самых опасных преступников. Введение новых мер безопасности, вместе с холодными водами залива Сан-Франциско, создавало надёжный барьер даже для самых неисправимых преступников. К заключению в Алькатрасе не приговаривали суды, в нее почти всегда переводили особо опасных заключённых из других тюрем, в числе которых были Аль Капоне и «Пулеметный Келли» (в те годы «враг государства № 1») 21 марта 1963г. тюрьму закрыли в связи с большими расходами на ее содержание и необходимостью больших дополнительных расходов на капитальный ремонт. За 29 лет эксплуатации тюрьмы, предположительно, не было совершено ни одного успешного побега, однако так как пятерых заключённых, пытавшихся сбежать, найти не удалось (ни живыми, ни мёртвыми), на сегодня они числятся пропавшими без вести. Всего тридцать четыре заключённых организовали 14 попыток побега, двое пытались бежать дважды; семерых застрелили, двое утонули, пять пропали без вести, остальных удалось схватить и вернуть обратно за решётку. Двое заключённых пытались отплыть от острова, но были пойманы. Наиболее отчаянная попытка побега, получившая название «Сражение за Алькатрас», была предпринята в 1946г. В ней были убиты трое заключённых, двое охранников, а двоих заключённых позже казнили за участие в бунте. В 1973г. в тюрьме был организован музей и сегодня все желающие могут отправиться от 33 пирса на экскурсию на знаменитый остров. Ровно в 7-20 утра наш корабль остановился напротив острова, прозвучал гимн Соединенных штатов Америки и был дан старт гонке. В течение 5 минут 2000 наполненных адреналином тел должны покинуть корабль и начать наслаждаться ледяной водой. Наш стратег – Петр Гыске определил, что идеальный прыжок в воду, который спасет позвоночник от перелома при попадании на него трех других товарищей, должен быть с левой стороны под углом 45 градусов. Данной тактике придерживались 2/3 участников, но наш план все равно придавал нам уверенности. После плавательного этапа на олимпийской дистанции в Бронницах в этом году я чувствовал себя Николаем Валуевым после 12-раундового чемпионского боя, для подстраховки не взяв разве что кастет с собой на левую руку и свисток от акул. На удивление вежливость участников была на высоте и контактов практически не было. В отличие от Бронниц все мысли участников были не о пачке на велоэтапе, а о холодных течениях и белых акулах. Кстати об акулах, не знаю белых, тигровых или китовых, но как оказалось, эти слепые твари все-таки заплывают в залив и это не страшилки организаторов. К счастью я узнал об этом после старта, посмотрев видео последних минут жизни морского котика, растерзанного этими божественными созданиями аккурат у одного из причалов под восторженные охи туристов, снимающих редкий сюжет на мобильный телефон. Температура воды в этом году оказалось «аномально» теплой около 60 градусов по Фаренгейту (15-16 по Цельсию), по ощущениям очень комфортной. Никакой предварительной закалки (о ней ходят байки от опытных триатлетов) конечно же не требуется, даже при стандартной температуре 11-12 градусов по Цельсию, гидрокосюм, вторая неопреновая шапка, неопреновые носки и самое главное адреналин в крови компенсируют низкую температуру. Такого красивого и комфортного плавания у меня не было со времен Босфора и если бы не течение и большие волны, то я бы, наверное, ушел на второй круг к острову. Организаторы гонки уделяли особое внимание стратегии на плавании. Swim across the river звучало у меня в голове два дня как мантра. То есть ты должен был плыть по прямой траектории к берегу, а течение должно было тебе отнести правее. Если плыть по диагонали на финиш, появляются шансы переплыть голден гейт и исследовать фауну тихого океана. В действительности же волны и ветер были с правой стороны, что в какой-то момент создавало ощущение других незнакомых течений, мешавших двигаться к цели. Моей большой ошибкой на плавании было увлечение свежестью воды и повышенной концентрацией внимания на первый ориентир (2 черные башни на берегу) больше положенного времени. Выйдя на берег и посмотрев на часы настроение испортилось, цифры зловеще показывали 52 мин вместо запланированных 43-45. По протоколу я занимал скромное 682 место в общем зачете и 93 место в категории. На этом месте началась настоящая гонка. От этого момента и до финиша время пролетело как одно мгновение. Беговой этап первой транзитки был похож на забег Мо Фары на Олимпиаде, в гидрокостюме и гидроносках. Зловещие холмы Сан-Франциско на велоэтапе показались гораздо менее сложными чем подъем Сочи в Крылатском, только чуть более длинным. Фантастические виды океана на холме Presidio, скоростные спуски и подъемы по Great Highway к парку Golden Gate. 59 минут пролетали на одном дыхании. Единственным желанием было не проколоть колесо на спусках, так как качество асфальтового покрытия в некоторых местах было сопоставимо с участками региональной дороги Иваново-Ярославль, на которой в машине трясет сильнее самой страшной турбулентности. Контролировать показатели мощности на такой трассе достаточно сложно так как профиль трассы раздвигает постоянно ее диапазоны от 120-800ватт, поэтому основным показателем выступала «по-старинке» средняя скорость. К моменту второй тразитной зоны я обогнал 546 участниов и закончил велоэтап 136 в общем зачете и 20 в своей возрастной группе, тем самым существенно приподняв себе настроение на беговой этап Бегом в этой гонке нужно просто наслаждаться так как такой красивой дистанции наверное нет больше нигде. 3 км ровной поверхности Marina Green уводят тебя на первую горку в тенистый лес, спуск к пляжу и бег по песку Bakery Beach Battery, на котором волны почти накрывают твои ноги. Подъем по знаменитым 400 песчаным ступеням Sand Ladder не стыдно пройти быстрым шагом, забегают в нее только профессионалы и те, кому нужны секунды в отдельном зачете на ней, и далее спуск обратно к заливу и финишные 3км дистанции с финишем по траве. Такую дистанцию обязательно следует пробежать, даже не участвуя в этой гонке. За 1 км до финиша любимая жена успела мне передать памятную футболку в память о Максе, которому я обещал финишировать эту гонку ровно год назад, но трагические обстоятельства не позволили рассказать ему сейчас во всех деталях об этом. В этой майке ровно год назад мы с друзьями стояли на вершине Арарата, сейчас же она побывала в финишном створе одной из самых захватывающих гонок и в одном из самых любимых его городов. Память о Маске как никогда жива и это самое главное. Средний темп на беге получился 4 мин 58 сек. на км., что было чуть лучше плана. Общее время 3.03.12 немного расстроило желанием пройти дистанции «из трех часов», но ни в коем случае не испортили общего фантастического состояния от самой гонки. Такого азарта не было ни на одной гонке, красоту и динамичность гонки невозможно передать словами. В общем зачете получилось 212 место и 36 место в категории 35-39. Поехал бы я второй раз, чтобы улучшить результат? Наверное нет, так как есть еще множество других интересных стартов, да и стоимость с этого года организаторы подняли до 780 долларов, что больше стоимости слота на полную дистанцию Ironman. Эта гонка одного раза, финишное время на ней вторично. Она как вишенка на торте, которую нужно обязательно стащить самому первому и получить удовольствие от процесса, получить красивую заветную медаль и рассказывать про нее своим друзьям и студентам на бизнес-тренингах. Я всем обязательно советую попытать участие в лотерее и принять участие один раз в этом старте, эмоции в гонке и после нее стоят потраченных денег. И конечно же будет о чем рассказать своим внукам за бокалом красного вина. Основные советы будущим участникам побега: 1. Выбирая отель, останавливайте свой выбор на районе рыбацкой деревни Fisherman Warf, найти хороший ресторан и добраться после гонки до своего отеля будет гораздо проще. А посмотреть достопримечательности в центре можно спокойно на популярных у туристов канатных трамвайчиках Сан-Франциско. 2. Не берите свой велосипед, а заранее договоритесь о его аренде в одном из множества магазинов. Если это сделать заранее и обдуманно как Петя, то можно получить добротный карбоновый Specialized Tarmac к входу к отель с нужными тебе педалями и выставленными индивидуальными настройками за 120 долларов на 3 дня. Если вы как и я принципиально хотите быть запечатлены на фото со своим карбоновым любимцем и готовы терпеть все невзгоды перелета с велочемоданом ради душевного спокойствия почувствовать родной дух, то как минимум запланируйте его сборку профессионалами. Мне в эту поездку желание почувствовать себя механником обошлось спешным поиском основного болта подседельного штыря перед стартом, заменой электрического кабеля, и 19 швами на пальцах после гонки. 3. Внимательно запомните все о чем говорят на брифинге в части ориентиров на воде. Плавание очень специфично и правильная ориентация может стоить 30% времени на этапе. 4. Не бойтесь температуры воды, «не так страшен черт как его малюют» даже если вода будет ниже комфортных 15 градусов, то адреналин в крови и неопрен не даст замерзнуть. 5. Не бойтесь холмов, сложного ничего нет, не нужно придумывать менять стандартные звезды, ставив горные комплекты и т.п. Как и везде, результат подъема в них – прямое отражение потраченному времени на тренировках. 6. Наслаждайтесь бегом на этапе, смотрите по сторонам больше, оно того стоит. 7. До гонки обязательно сделайте экскурсию на Алькатрас от 33 пирса, она обязательно придаст дополнительный импульс к старту. Билеты лучше заказывать заранее через интернет, желающих туристов очень много.