- Отчеты
- 26 августа 2020
Личная вселенная

8-9 августа в арт-парке Никола-Ленивец состоялся потрясающий фестиваль sport-marafon-fest. Хоть и прошло уже больше двух недель с этого события, все же очень хочется поделиться своими впечатлениями. Вообще, об этой гонке я узнал еще зимой и сразу понял, что хочу участвовать. В первую очередь зацепило место – арт-парк Никола-Ленивец, 200 км от Москвы, я там ни разу не был, на фото все выглядело просто невероятно – гигантские замысловатые изваяния прямо в поле – это ни на что больше не похоже.
Было три варианта дистанций – 35 км, 64 км, 106 км. В выборе я особо не сомневался - только максимум! Был уверен, что осилю, хотя до этого по грунту ездил самое большее 60-70 км, и то не в гонках. По шоссе ездил 90 – однажды на велогонке и дважды в рамках полужелезного триатлона. Плюс название понравилось – “Личная вселенная”. Мне казалось – как классно придумано! Наверное потому, что ближе к концу дистанции разум будет уже затуманиваться и, один посреди леса, реально будешь ощущать себя как в космосе. Только приехав на фест, я узнал, что это просто название одной из инсталляций в арт-парке. Изначально событие было запланировано на начало июня, но из-за карантина старт был перенесен на август. Хорошо, что так, а не отмена или следующий год.За несколько дней до гонки я получил стартовый пакет в Москве, где неожиданно узнал, что на старт нужно иметь передний и задний фонари, так как частично поедем по дороге общего пользования. Плюс аптечку с лекарствами, чтобы если что в дремучем лесу вылечить себя самому. Все серьезно. Номер мне достался классный – 5050. Правда из-за того, что я закрепил его только за верх, на скорости он отгибался назад и его почти не видно на фото. Здесь не только эстетика, а еще и фото свои потом искать замучаешься. Хотя аэродинамика безусловно улучшилась) Еще из полезного в орг-пункте мне показали несколько фото трассы и описание по отрезкам, которое вскоре разослали всем участникам по емэйлу. Выглядело оно так:
Таким образом я стал примерно представлять, что меня ожидает
и запомнил три участка с ключевыми словами “тяжелый/тяжелая”. Дистанция
получилась тоже отличной от номинальной – организаторы объяснили, что решили
исключить самое болото. Ну и хорошо. Дальше был путь к месту, заселение, осмотр площадки,
подготовка велосипеда. И вот накануне вечером перед гонкой, подключившись в
очередной раз к еле-еле работающему вайфаю, я получаю емэйл от организаторов.
Тема письма – “Приносим извинения всем участникам” … У меня похолодело в груди.
Думаю - неужели отменят? Прямо вот так, перед самым стартом. Читаю дальше – “ у
нас не очень хорошая новость, но не спешите пугаться, никаких отмен!”. Думаю -
уже лучше. Так в чем же дело? Оказалось суть беды в том, что не успевают
приехать медали. Из-за пандемии, логистика из Китая немного нарушилась, и
ожидается задержка примерно на неделю. Ух, думаю, ну это мы как-нибудь
переживем. Старт был назначен на субботу в 12 часов. Я привык, что
обычно длинные дистанции стартуют сутра, но здесь видимо позаботились, о тех,
кто решил не приезжать заранее и таким образом имел возможность добраться из
Москвы незадолго до старта, и при этом более-менее выспаться. Я соответственно
просто не торопился и спланировал завтрак поплотнее и попозже обычного, чтобы
не голодать на дистанции.
И вот стартуем! Участников много, потом посмотрел в протоколе - 146 человек. Из-за спин почти не вижу ничего вокруг. В какой то момент участник передо мной резко уходит в сторону, и я вижу перед собой фотографа, сидящего то ли на корточках, то ли на коленях. Видимо того самого, что сделал снимок старта. Еле успел отвернуть. По сути, это был первый техничный участок :) Надеюсь с ним все справились!Дальше пошла грейдерная дорога. Ехали быстро, весело. Постепенно растягивались. Я ни за кем не цеплялся, ехал по силам по ощущениям. Цель была пройти всю дистанцию ровно, исследовать реакцию организма на такого типа нагрузки. Закончился этот участок пологим спуском, на котором можно было разогнаться до 50 км/ч. В конце этого спуска ждал сюрприз – глубокий песок и крутой поворот одновременно. Я успел оттормозиться и потихоньку вытолкался из него, но с непривычки место конечно не очень приятное.
Дальше выехали к реке и поехали вдоль нее по хорошей утоптанной тропинке. Красота неописуемая. Все как том в стихотворении: ... И деревня, и лесок, В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое ...
Я еду и наслаждаюсь. Говорю соседу – «Это все как мы любим», он соглашается. Чем хороши большие дистанции – никуда не надо торопиться. Можно и по сторонам посмотреть и даже побеседовать. Калории потратить еще успеется. Дальше качество тропинки чуть ухудшается, и я догоняю небольшую группу на гравелах. Видимо они были побыстрее на грейдере, но на грунте начали испытывать некоторые трудности. Проезжаем еще немного по полю со стогами и отворачиваем от реки. Начинается тот самый “тяжелый подъем”. На самом деле не такой уж он и тяжелый, и не такой уж длинный. Я заехал без проблем. Да, кое где круто, надо прилечь и подышать, но в целом вполне. Главное не попасть в глубокую рытвину посередине и не упереться во впереди идущего, тогда все будет нормально. Дальше снова хорошая плоская дорога. В какой-то момент появился пункт питания. Я ничего не хотел, но там было такое изобилие, что соблазн чуть не переборол меня. Но я решил ехать дальше, все-таки проверяю себя, а не просто катаюсь.
Свое питание и питье я естественно взял. Каждые 10 км начиная с 20-го либо ел и пил воду, либо просто пил изотоник. В моем меню были только батончики мюсли и пара гелей. Батончики я ел в начале, чтобы желудок не был пустым, а гели в конце. Забегая вперед, скажу, что с питанием все получилось отлично, заголодать себе не дал. Хотя один батончик я уронил, успев откусить лишь раз. Выпал как сыр у вороны, прямо на пыльную дорогу. Осталось только матернуться и достать следующий, благо был запас. Но фантик остался в руке, так что экологии я не навредил.
Первые 35 км я просто кайфовал, усталости не было вообще, дорога очень красивая и разнообразная, то поле, то лес, то подъем, то спуск. Так прошла треть пути. Потом начал получать сигналы, что сил все-таки не бесконечно, а ехать еще долго, азарта уже поубавилось и стал просто ехать спокойнее и считать километры. Примерно там же первый и единственный раз заблудился. Уехал не туда. Благо ориентировщики вовремя подсказали. На то они и ориентировщики! Вернулся. Проехал лишнего максимум метров 500.
Примерно на 60-м километре выехали к лагерю. Впервые начало прихватывать ноги. Переднюю поверхность бедра. Это было очень тревожно, так как на велосипеде это со мной случилось впервые, и я не знал, чем это может грозить. Впереди было еще больше 40 километров. Поэтому на пункте питания в лагере решил сделать первую и единственную остановку. Съел арбуз, выпил изотоника и заправил им же и водой бачки, которые уже успели опустеть. Думаю, эта остановка продлилась не больше одной минуты, но была просто необходима.
Через лагерь проехал быстро, где-то после него был деревянный мостик через болото. Ступеньки вверх на мостике, это, пожалуй, единственное место на всем маршруте, которое я не смог преодолеть в седле. И то, достаточно было освободить лишь одну ногу и таким образом быстро закинуть велик наверх с помощью второй. Кстати, этот мостик - тоже арт-объект! Где-то там же был веселый лесной спуск, где сделали классную фотку.
А вот дальше было четыре километра преодоления. Абсолютно плоская дорога, по которой невозможно ехать быстрее 10 км/ч. Ну как дорога, просто не то скошенная, не то примятая трава. С виду ровная, только под ней рыхлая земля с кочками.
Боль в ногах то отступала, то появлялась снова. Усугублялась на выпрямлении колена, особенно когда встаешь с седла. Стоя мог ехать очень недолго, приходилось даже на таких неровностях сидеть. Ну с горем пополам преодолели и это. Дальше дорога улучшилась и в какой-то момент начался асфальт. Буквально на первом километре этого участка я увидел змею. Она вытянулась поперек проезжей части с краю и грелась на солнышке. Черная такая, не больше метра длиной. Я проехал сантиметрах в 10 от ее головы, а потом подумал, что надо было бы, наверное, подальше, вдруг она ядовитая. Наверняка скорость ее броска гораздо выше моих 30 км/ч. Но она, к счастью, не проявила ко мне никакого интереса. Особых сил топить по асфальту уже не было, но зато там можно было драфтить, чем я не преминул воспользоваться. Вроде не запрещено. Ехали втроем и мне это здорово помогло, так как ноги были уже «савсэм плахой». В какой-то момент почувствовал боль и даже какое-то жжение не только на передней поверхности, но и на задней в районе сухожилий сразу над коленным суставом. Таких ощущений я еще никогда не испытывал. Ну поскольку ноги при этом еще двигались, я крутил. Может уже немного слабее, так как примерно в этот момент я отпустил ребят и немного отстал, метров на 200-300. Ноги снова отпустило. С асфальта свернули на грейдер. Это уже вот-вот несколько километров до финиша. На этом участке, как ни странно, мне снова удалось догнать ребят, и мы снова поехали вместе. И тут наш маршрут опять ныряет в поле, а потом в лес. Это было так неожиданно, этот пункт из описания просто не поместился в моей голове. Но на самом деле, после 20 км шоссе опять проехать по грунту это было даже весело. Откуда-то вновь появились силы, азарт, вспомнили, что это все таки кантрийный марафон. Ехали, как мне казалось, довольно динамично. В какой-то момент я даже хотел обогнать, но тропа была слишком узкая, к тому же на ней еще попадались прохожие. На этом участке нас ждал еще один небольшой подъемчик к церкви, который тоже был без проблем форсирован. С каждой минутой чувствовалось приближение финиша. Проезжали мимо тех самых арт-объектов. А у них множество туристов, все нас подбадривали как могли, это было очень нужно. В конце предпоследнего километра при выезде из леса ехали плотно друг за другом. Это правда сыграло со мной злую шутку. Выезд был очень узкий – сверху по диагонали толстая ветка кустарника, а снизу его корень, из-за впереди идущих я не успел увидеть, как лучше проехать это место и влетел колесами в этот корень. От удара ноги слетели с педалей и пока я снова встегивался, ребята уехали вперед метров на 50, а сил догонять оказалось уже нет. Так я и финишировал в гордом одиночестве вдоль еще не зажженных костров. Это было прекрасно!
Итоговое время - 4:36 и я 17-й. Что ж, неплохо для первого старта сезона. Еще ни разу я не начинал сезон с марафона. Но 2020 особенный во всех отношениях. На финише мне вручают картонный сертификат, который призван заменить медаль на несколько ближайших дней, и я иду отдыхать – пить, есть и лежать на траве.
Через некоторое время я отдыхать надоело, и я стал искать чем заняться дальше. Это надо сказать проблема! Дело в том, что на фестивале на протяжение всего дня происходит большое количество самых разнообразных активностей – это и лекторий, и экскурсии, и скалолазание, катание на сап-бордах, экспо в конце концов! Выбрать реально сложно. Но я, кажется, попал на самую крутую из них! Это было абсолютно бомбическое выступление триал-райдера Вити. Вы только посмотрите, что он творит!
С наступлением темноты сцену занял рок-н-ролл, а те шалашики дров, между которых мы стартовали и финишировали, зажглись яркими кострами. И это было не случайно. Ожидалось главное событие вечера.
И ровно в 22:00 под залпы салютов и восторженные возгласы зрителей, при свете собственных фонариков и 100 костров как по взлетной полосе мимо них стартовали безумцы, намеревающиеся покорить 106 и 163 километра бегом. Это было абсолютно феерически!
Столько событий, и это был только первый день!А день второй был посвящен бегу. С раннего утра стартовали бегуны на дистанции 57, 35 и 10 км. Их старт я естественно проспал. На самом деле я готовился к следующему старту, но не собственному, а детскому – мои бежали. Для него даже сделали отдельную маленькую арку. Правда желающих было столько, что они едва туда поместились. Детей разделили на две группы – до восьми лет, и старше. Группы получились большие, было немного тесновато. Мое пожелание, чтобы делить по одному или максимум по два года и выпускать с интервалом минут 10. Так и состав будет ровнее, ведь 4-х летний 8-ми летнему не соперник. Да, это был просто забег, а не соревнования, то есть результаты не фиксировались. Но тогда зачем номера? И достаточно немаленький взнос. И дистанция: 500 метров хорошо для малышей, но школьники могут и километр пробежать, это же трэйл! Но в целом и так было весело – ребятишки довольны. Они получили симпатичные деревянные медальки и вкусняшки на финише. Им понравилось, а это самое главное!
Уезжать не хотелось. И мы остались до самого вечера. В пол шестого финишировал первый стомильщик с результатом 19:31 – молодец! Как они это делают, для меня просто немыслимо. Я, конечно, просто восхищаюсь, главное - чтобы без травм. Кстати, всего финишировало только шесть стомильщиков из 25. Говорят, что перегрелись, день был жарким. А я вот смотрю на итоговый протокол и там у многих на промежуточных пунктах пропуски, может все-таки заблудились? Просто на дистанции 106 км финишировало 56 из 66. Как-то уж слишком не пропорционально. К слову сказать одинаковые по номиналу дистанции 106 км для бегунов и велосипедистов это были совершенно разные маршруты. И, судя по фото, у бегунов значительно сложнее.
Не зря мы не торопились уезжать - ближе к вечеру все-таки приехали медали! Вот такая красота.
Только на моей вместо “Orient” написано “Bike”, но тоже без указания дистанции. Напоследок еще послушали душевные песни под гитару. И только на закате отправились домой.
В итоге: фестиваль получился просто великолепный! Интересное место, уютный лагерь. Есть и где погулять и чем заняться. Прекрасная погода. А главное – люди: бодрые, подтянутые, яркие, увлеченные, с горящими глазами и улыбками на лицах. Народу было много, но ровно столько, чтобы создать оживление, но не толпу. Очередей почти нигде не было, всего хватало. Было много детей. Атмосфера была абсолютно позитивной, от нее реально заряжало и настроение было прекрасное!
Насколько я понял в этом году велогонки и велоориентирование добавлены впервые, до этого был только трэйлран. На мой взгляд очень удачное сочетание, которое добавляет насыщенности и разнообразия – каждый может выбрать занятие по душе. Возможно даже в одной семье или компании могут быть любители разных дисциплин. По организации все четко, ведущие большие молодцы – двое суток нон-стопом провожали на старте и встречали на финише до последнего, и не давали заскучать болельщикам. А волонтеры, помимо этого, кормили и поили на дистанции. Спасибо вам всем огромное!
Напоследок все-таки еще пару слов про сам веломарафон. Трасса на мой взгляд технически достаточно простая. На сто километров всего три в среднем очень скромных подъема, которые я заехал без особых проблем. Спуски тоже не страшные. В целом трасса очень красивая и разнообразная. И здесь из-за наличия и асфальта, и медленного грунта сложно однозначно сказать какой велосипед будет оптимальным. В основном были хардтейлы, что понятно. Но также было достаточно много гравелов – примерно треть, судя по финишному протоколу. Подвесов по- моему было мало. Так же был замечен как минимум один фэт. У меня самого хардтэйл, спереди двойник. Думаю, если спереди одна звезда, то нужно ставить побольше, с расчетом на грейдер и асфальт. При этом, конечно, есть риск не заехать в подъем, но это и не страшно - как я сказал их всего три и можно просто бодренько забежать, не особо потеряв, как и делали некоторые представители циклокросса.
Удивительно, но несмотря на судороги на дистанции, практически сразу после финиша все неприятные ощущения прошли, усталости не было вообще, и я был даже готов идти на ночную дискотеку, лишь из солидарности с семьей решил этого не делать. Ни на следующий день, ни позже ноги тоже не болели вообще.
В общем и целом, мероприятие и марафон очень понравились и конечно очень хочется повторить, и в следующий раз побороться за место в десятке.
В отчете использовались фото sport-images.ru и vk.com/sportmarafon, а также фото моего друга и профессионального фотографа Михаила Ерохина - instagram.com/m.erokhin. Он, кстати, и бегал тоже!
А саму атмосферу этого события лучше всего передает это видео, ночные кадры с дрона это что-то!