- Отчеты
- 18 октября 2014
КОНА 2014: ОТЧЕТ О ГОНКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Вот и отшумела безумная неделя чемпионата мира на Большом острове. Большинство из участников событий уже вернулись в свою нормальную жизнь, и о прошедшей неделе напоминают лишь специфический «номерной» загар на плечах, огромная медаль финишера на самом видном месте и резко увеличившееся количество спортивной экипировки с заветными четырьмя буквами KONA (интересно, можно ли хоть раз съездить на Айронмен и не купить ничего на экспо?). По сравнению с первым посещением Коны отличий в пост-финишном состоянии два. Во-первых, нет и намека на Железную Грустняшку (вольный перевод клинического термина Ironman blues) , которая тревожила два года назад. Во-вторых, в корне изменился характер задаваемых друзьями вопросов. Вместо расплывчатых “ну как вообще?” вполне конкретные вопросы – когда приезжать, где жить, что делать. Поэтому я решил написать этот текст, обобщив ответы на часто задаваемые вопросы и надеюсь, что этот скромный вклад поможет сделать пребывание на Гавайах для будущих участников более комфортным. Но вначале расскажу о предгоночной неделе и самой гонке 2014. ПРЕДВЕРИЕ Прибытие на Большой остров было точь в точь как в прошлый раз: длинная дорога, огромное количество айронменов на последнем перелете, кромешная темнота, запах цветов, довольно пустынные улицы уже в половине десятого. Как и в первый раз, легкое разочарование отсутствием курортной “движухи” и почему-то чувство одиночества (наверное, от осознания себя “антиподом”). Несмотря на усталость, спать не хочется, а хочется, чтобы быстрее наступило утро, ведь в этот раз я приехал всего за неделю, и надо столько всего успеть. К шести утра совсем другие ощущения: байк уже собран, за окном светло, и знаменитый Dig me beach уже кипит. Сегодня в семь часов тренировочный заплыв на 4 км по размеченной трассе. Все серьезно – регистрация, чипы, номера на плечах, кайакеры через каждые 10 метров. На берегу человек 500. Все настроены очень соревновательно и темп высокий, стараюсь не выпадать из группы. После заплыва завтрак со знакомыми, встреченными на пляже. Чувство одиночество пропадает окончательно после того, как встречаемся за ужином в легендарной Lava Java с «российской сборной». В этот раз нас шестеро (в том числе теперь уже троекратный участник чемпионата Валя), плюс первые за всю историю Коны волонтеры из России Миша и Марина. Они и организуют движение. Одев нарядные командные футболки, набрасываемся на пасту, мы – «банда»! В последующие дни начинается череда традиционных островных мероприятий: - Благотворительный забег PATH на 5 или 10 км. Участников – несколько тысяч. Бегут самые разные люди: спортсмены ЧМ и поддерживающие их, местные жители, айронмен – селебрити. Первая категория бежит довольно спокойно, остальные пытаются «ломить». Трасса проходит по Али-Драйв на том же участке, что и первые 10 км беговой трассы. Пробегаю за 42 минуты, тестирую ноги и новый Гармин 920. - Парад наций. Об этом уже много писалось. В этом году больше всего было австралийцев и немцев. Российская делегация состояла из 10 человек. Нам удалось «усилиться» машиной поддержки, которая ехала прямо за нами и везла наши флаги, попутно рекламируя какие-то сомнительные туруслуги. В какой-то момент рядом с нами появился молодой человек в акробатическом трико и начал крутить невероятные сальто и прыжки. Оказалось, что он русский и уже 8 лет живет на Большом острове. Пришел бескорыстно поддержать нас на параде. Публика рыдала от восторга, а мы всем гордо говорили, что он наш «младшенький» и мы все так умеем :) Володя обещал присоединиться в следующем году тоже. Сделайте ему клубную форму! - Underpants run (бег в трусах). В предыдущие годы это мероприятие было сугубо некоммерческим и напоминало флэш-моб. Группа людей, собравшись в условленном месте, торжественно клянется не бегать в плавках и их производных (изначально это задумывалось как троллинг европейских триатлетов, которые ввели моду на banana hammocks – привет Фарису), совершает небольшую пробежку в нижнем белье по улицам Коны. В этом году кого-то посетила светлая мысль установить рекорд Гиннесса по количеству людей в нижнем белье. Сразу же появились свод правил (среди лучших – не надевать одну пару трусов больше, чем на одного человека), платная регистрация, атрибутика и даже номер с чипом (куда его девать прикажете?). В-общем, рекорд установили, но осадок как от платного митинга (причем платишь ты). Надеюсь, в следующий год мероприятие вернется в формат флэш-моба! - Экспо. Могу сказать только одно – совершенству трико, бутылок, компрессионных носков и шлемов нет предела! Торжество маркетинга над разумом. Устоять перед могучим и ужасным Зутом невозможно! - Встречи с про и пресс конференции. В этот раз сходил к немцам. В статическом электричестве между Кинле и Фродено волосы вставали дыбом. Главный местный немец Ханнес обещал закатить грандиозную вечеринку в случае победы одного из этих двух атлетов. Как в воду глядел. - Регистрация, брифинг, рейс чекин. Все организовано на высшем уровне, опять же много маркетинга (особенно на Kona gear count). Готовьтесь получать много ненужных подарков, особенно если у вас Cervelo. В промежутке между этими мероприятиями легкие тренировки, посещение нескольких полюбившихся мест на острове (среди них город Hawi, долина Waipi’o, вулкан Mauna Kea на закате и изучение абсолютно невероятного звездного неба), экскурс в серф-культуру, ужины с друзьями, попытки не потерять связь с близкими и офисом. В-общем, ни одной свободной минуты. БОЛЬШОЙ ДЕНЬ День накануне выдался пасмурный и дождливый, но в ночь перед гонкой погода должна была радикально поменяться. Это означало, что день будет ветреный. Так и случилось. Море, обычно ровное ранним утром, заметно штормило. В 6.30 стартовали профи, и на экранах стало видно, что чем дальше от берега, тем сильнее накат. В этом году организаторы впервые сделали раздельный старт для мужчин и женщин, и в 6.40 все мужчины уже были в воде. Отплыв к стартовой линии, барахтаемся в волнах в ожидании старта. Народ заметно нервничает. В 6.50 грянула пушка – поплыли. С драфтом повезло – оказался в центре плотной группы и доплыл до разворота (2.1 км от старта) за 31 минуту. Надежда на личный рекорд в плавании жестоко разбивается первым же гребнем волны в лицо после разворота. В группе начинается хаос и паника, ориентироваться из-за волн и поднятой мути очень трудно. Начинается силовая борьба, кульминацией которой стали последние 300 метров у пирса, когда все разбредшиеся пловцы вдруг резко спрессовались в компактную группу и стали буквально топить друг друга. Выбираемся на сушу с адреналином в крови и печальными цифрами 1:14 на часах. Как можно было плыть 2.1 км 43 минуты?? Первый час на байке летим. Ветра вроде нет. У Вайкалоа начинается естественная ветряная труба, и вот тут появляется первый сильный ветер. Конечно же, встречный. Народ буквально встает. Спуск, который на тренировках катали 80кмч, едем 20кмч. Вспоминаю мантру про высокий каденс и позитивный настрой, борюсь. В какой-то момент меня догоняет группа из 20-30 человек, бессовестно драфтящих за каким-то австралийским бедолагой. Мгновенно созревает подлая мысль сесть на колесо, но в момент максимального соблазна из ниоткуда появляется маршал и дает всем драфтящим по 4 минуты. Хорошее средство против соблазна! От Кавайхае до Хави ветер боковой и порывистый, и так небыстрой езде в гору особенно не мешает, но наблюдение за отклонившимися на 15-20% от вертикали велосипедами не внушает оптимизма по поводу предстоящего спуска. На развороте сбрасываю круг на Гармине – я всегда стараюсь проезжать вторую часть байка на 15-20 ватт слабее, чтобы подготовиться к бегу. Летим спуск на аэробарах, порывы ветра периодически переставляют на метр-два левее. К счастью, это происходит со всеми синхронно, иначе столкновений было бы не миновать. На Queen K первые километры вроде безветренно, летим. Уже начинаю думать о байке из 5. Но как только доезжаем до пресловутой трубы, все меняется. Ветер опять встречный! Что делать, надо вжать голову в плечи и вкручивать. Время неумолимо идет. За несколько километров до спуска Палани навстречу пробегает Кинли, ему заметно тяжело, но он лидирует на 5 минут минимум, и ему осталось продержаться 8 миль. Приезжаю в транзитку со временем 5:22. Что ж, на 15 минут быстрее,чем в 2012 при несравненно более сильном ветре. В транзитке народа немного. Встречаю нашу волонтриссу Марину и, получив напутствие, выбегаю. Меня встречает вся моя группа поддержки с ярким плакатом Angry Boys. Как это здорово увидеть родных и близких! Андрей Добрынин бежит рядом и сообщает расклад: на байке я обогнал 1300 человек, но при этом продвинулся только на 10 позиций в своей группе. Странно! Бежится крайне тяжело – несмотря на отсутствие прямого палящего солнца, очень жарко и душно, даже на обычно продуваемом Али Драйве. Ощущение, что находишься в хамаме. «Бегущих» довольно мало, в основном «добегающих». Начинаю по 4:30, но быстро сваливаюсь до 4:50. Неспособность бежать быстро стараюсь компенсировать ровностью темпа, на транзитках не замедляюсь, стараюсь замести как можно больше на бегу. Постепенно подбираю народ.
Вернувшись к подножью горки Палани, в первый раз перехожу на шаг, но тут навстречу вниз пробегает Кинли. Ему осталась миля до финиша, и он бесспорно лидирует. Радуюсь за него и снова перехожу на бег. Темп уже не быстрее 5:10. На Queen K традиционно уныло, мили тянутся бесконечно, начинаю идти станции питания. Замечаю, что одна из них полностью занята японскими волонтерами. Надписи на японском. Только суши-бара не хватает. Вот бы нам так! Вот и Energy Lab. В который раз удивляюсь, почему именно этот участок считается самым сложным. Горки здесь не больше, чем на остальных участках Queen K.
Оставшаяся часть пути против ветра, но цепляюсь за одного из бодрых бегунов и держусь за ним. Вот наконец-то и немецкий пункт питания Ханнеса, там веселуха (Кинли то все-таки выиграл), борюсь с искушением отхлебнуть нефильтрованного из стакана приятеля (кстати, в правилах в этом году было написано крупными буквами – NO ALCOHOL CONSUMPTION DURING THE RACE). Вот и спуск Палани. Добегаю последние 2 километра, наслаждаясь происходящим. Начинает накатывать счастье. На Али Драйв ищу надпись мелом (в 2012 году поддерживающие меня дорогие люди старались, писали, а я пропустил), но вместо этого вижу родной плакат со злой матрешкой! На финише оставляю время впереди идущему и хочу финишировать спокойно, но тут в последний момент в створ протискивается некто сильно спешащий. Немного обидно, но даже это не может испортить эйфорию. Финишное время 10:16, это всего на 10 минут быстрее результата 2012 года, но зато на 50 позиций выше в своей группе. На беге, несмотря на довольно слабый результат 3:30, удалось обогнать 40 человек из группы. Удивительная гонка! В зоне финишеров обмениваемся впечатлениями с Сергеем Хазовым, который опередил меня на 15 минут. В это время ему кто-то звонит, и он говорит “Оказывается, в Дании не было ветра!”. В нашей дискуссии преобладают непечатные выражения, но мы намучились на славу и поэтому очень довольны. За ужином оставшиеся члены сборной выражали похожие эмоции! После ужина мы все вместе идем встречать последних финишеров, это незабываемое зрелице и одно из лучших впечатлений от Коны. Майк Рейли беснуется и танцует, заводя всех вокруг. Возвращаются увенчанные герои дня – Кинли, Карфрэй, Хоффман, Риф. За 10 минут до конца финиширует мэр Коны Билли, радости многотысячной толпы нет предела! Понимаю, что очень хочется тоже когда нибудь финишировать за 10 минут до конца гонки, чтобы вернувшись из кромешной темноты Queen K в город, услышать, как весь город кричит “You are an Ironman!”. К сожалению, в этом году из-за ветра не смогли финишировать велоэтап ни Сестра Будер, ни Лью Холландер. Надеюсь, они вернутся в следующем году.
НЕВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ Итак, какие советы можно дать тем, кто выйдет на старт в следующем году? 1. Готовьтесь к поездке заранее. Город Кайлуа-Кона очень небольшой, и качественные ресурсы здесь в дефиците. Несмотря на то, что обычно большинство вещей удается организовать в последнюю минуту, лучше не рисковать и позаботиться обо всем заранее. Жить на мой взгляд лучше всего в официальном отеле гонки Mariott Courtyard King Kamenameha. Логистически это очень удобно – старт и финиш прямо от отельного пирса, все побочные мероприятия также как правило проходят в непосредственной близости. Отель не самый комфортабельный, но это лучшее, что есть в Коне. Забронировать его можно напрямую, если делать это заранее, или через посредников если напрямую не получается (например, через Hannes Hawaii Tours). Возьмите напрокат автомобиль (лучше всего SUV) и городской велосипед для передвижения по городу (в BikeWorks). Стоит забронировать заранее сервисное обслуживание велосипеда. Серьезных велосипедных магазинов немного. Хорошо обслуживают в том же BikeWorks, бронь можно сделать через их сайт. Приезжать за два дня до гонки, как это обычно делается на европейских стартах, здесь не стоит. Во первых, есть большой риск долгосрочной потери багажа. Во вторых, надо успеть привыкнуть к специфическому климату и разнице во времени (14 часов с Москвой), изучить особенности местного ветра. На мой взгляд, оптимально приезжать за 7 дней до гонки, можно успеть все сделать, посмотреть остров и при этом не заскучать. Отъезд лучше всего запланировать на вечер понедельника после гонки, так как награждение и банкет в воскресенье вечером. Берите с собой полупустой чемодан – экспо и спонсоры вас не отпустят без обновок. Стоит захватить с собой старый ненужный велошлем – компания Rudy Projects каждый год организует акцию обмена вашего старого шлема на Rudy новой модели (хотят побеждать в Kona count). 2. Пребывание на острове Не знаю как в остальное время года, но во время Айронмен недели город встает на рассвете и ложится довольно рано. Для прилетевших из Европы это удобно в плане адаптации к разнице во времени, стоит придерживаться этого режима. В плане тренировок, несмотря на огромный соблазн, не стоит устраивать длинные заезды и забеги по Queen K. Во-первых это изнуряет, во-вторых – небезопасно (одного моего знакомого сбили за два дня до гонки). Вполне достаточно легкой аэробной нагрузки по часу в день на пике жары. Параллельно можно и нужно участвовать во всех побочных соревнованиях, это весело и поддерживает соревновательный дух и скорость. Не забывайте про защитный крем от солнца. Стоит стараться каждый день плавать от Dig me neach, чтобы привыкнуть к волнам и течению. К тому же там каждое утро разминаются все триатлонные звезды. Из мест, которые стоит посетить, очень рекомендую: - поездку на север острова (Hawi – очень приятный маленький городок, можно оставить машину в порту Кавайхаи и доехать на велосипеде, посмотрев ключевые 30 км трассы и пообедав в ресторане Bamboo, который считается лучшим на острове; Waipi’O valley – священная долина, где вырос король Каменамеха, можно посетить только пешком или на лошади). - Поездку на вершину самой высокой точки острова и главного астрономического центра планеты вулкана Mauna Kea. Ехать лучше всего вечером, чтобы встретить закат на вершине и потом понаблюдать за звездами и луной в телескоп на уровне Visitors Centre. Есть специальные экскурсионные компании, но можно ехать и самостоятельно. - Визит в парк вулканов. - Облет острова на вертолете (чтобы увидеть вулканическую активность, необходимо везение с погодой). Из мест, которые можно посетить в непосредственной близости от Коны (например, в предстартовые дни) – пляж Magic Sand Beach (фантастические закаты, серфинг), тропические сады городка Holuokoa на горе (даже в самый жаркий день там приятная прохлада и отличное одноименное кафе). Проверенные рестораны в городе – Lava Java (стол на ужин надо бронировать заранее. Алкоголя нет, но разрешают приносить свой) и отличный рыбный Fish Hopper в непосредственной близости от стартового пляжа. 3. День старта Здесь можно дать лишь самые общие советы. Для тех, кто остановится в официальном King Kamenameha – раннего завтрака в отеле, как ни странно, нет. Надо запасаться провиантом заранее или идти в кофейню. Старайтесь прийти рано – процесс чекина очень длинный из-за специального бодимаркинга. Болельщиков лучше всего проинструктировать ждать вас на углу Palani – Kuakini. На плавании очень важен драфтинг. На велоэтапе следите за ветром и не перерабатывайте, если он будет встречным. Аэропозиция намного важнее средней мощности. Не выходите из зоны комфорта на спуске с Хави, в этом году несколько велосипедистов сдуло боковым ветром в кювет. На беге не пропускайте ни одной станции, охлаждайтесь любыми методами. И не забудьте получить удовольствие от последних километров. Финишная прямая на Али Драйв – это ваша награда за все тяжелые тренировки и трудности в гонках. Насладитесь каждым метром! И найдите силы сходить на встречу последних финишеров и закрытие гонки. Всем мужественно дочитавшим удачного сезона 2015!