Трилайф был самым большим порталом о триалоне, с которого началась история массового любительского триатлона в стране. Сейчас мы собрали лучшие статьи, которые актуальны по сей день, чтобы вы смогли начать заниматься триатлоном или узнали больше о данном направлении.

Спасибо
  • Отчеты
  • 14 октября 2014

IM Барселона и итоги первого сезона

Эта гонка подвела итог моему первому сезону в триатлоне. В феврале я зарегистрировался на первую половинку в Австрии в мае (см. отчет тут), совершенно не понимая, как я ее пройду ни разу ни сев на шоссейник на тот момент. Но уже в апреле в процессе подготовки понял, что ощущения от триатлона в этом сезоне будут неполными, если в нем не случится полный айрон. Барселона подошла мне по всем параметрам: относительно плоский велоэтап, много времени на подготовку, красивое и очень удобное с точки зрения логистики место.  Подготовка к гонке шла достаточно интенсивная. После первой половинки с набором 1км на велоэтапе я понял, что на одном своем ОФП на полной дистанции я никуда не доеду. Поэтому основной акцент был сделан на вел. За основу я взял 13-недельный план подготовки(http://www.triathlonmasters.ru/training_13to13.htm), на который наткнулся в отчете Александра Демина. Собственно, этот отчет и помог мне поверить в реальность айрона в первом сезоне.  План мой, правда, растянулся на 16 недель, поскольку в него пришлось впихнуть еще Бронницкий триатлон и половинку в Будапеште. Плюс было пару поездок на учебу в Лондон, работа, семья и т.д. и т.п. Все как у всех :)   В итоге впахивал я прилично, хотя по разным обстоятельствам полностью план выдержать не удалось. Было и по 13-14-часов тренировок в пиковые недели, было и по 6 часов неделю из-за разных форс-мажоров. Готовился я без тренера, за исключением того, что взял пару велотренировок у Ромы Парамонова. Забегая вперед скажу, что без этого я бы вряд ли проехал велоэтап с таким шикарным для себя результатом. В целом же акцент был сделан на интервалки в будние дни и длинные заезды и забеги в выходные. Плавал я достаточно уверенно, но не быстро (в темпе 2:00 на 100м на любые дистанции больше 1 км). Этого было достаточно, поэтому работу над скоростью я решил перенести на межсезонье и не стал тратить много времени на плавание (обычно делал 1-2 тренировки в неделю по часу).  На веле моей самой длинной тренировкой был заезд в Крылатском на 150 км по шоссе за 2 недели до Барселоны. Ехал один и очень вымотался морально. Первый раз появились сомнения в своих силах, поскольку уже на середине заезда сильно заболел бок. На следующий день я должен был бежать самую длинную 3-часовую тренировку на Московском Марафоне. Должно было получиться около 35-37 км, после чего я собирался сойти и спокойно доехать до финиша на метро :)  Как бы ни был велик соблазн пробежать его целиком, это было бы абсолютной глупостью за 2 недели до айрона. Но пробежав перед стартом буквально 300 метров, я понял, что мой бок совсем не прошел и сильно колол при каждом шаге. Очень грустно было смотреть на убегающую веселую 10-тысячную толпу в качестве зрителя, но мучиться 3 часа совершенно не хотелось. Пришлось отказаться от контрольной беговой тренировки.   Более того, на следующий день я заболел и весь мой тейпер накрылся медным тазом. Вместо комфортных подводящих тренировок я занимался питьем таблеток и микстур.  За неделю до старта в больном состоянии улетел на учебу в Лондон. На тот момент гонка для меня была под вопросом из-за состояния здоровья. Но там мне удалось немного оклематься и за 4 дня до старта я принял решение, что буду стартовать.    Итого прикинул, что с сентября 2013 я набегал около 1000 км, из которых только 500 км были осмысленными тренировки в рамках подготовки к Айрону (с марта 2014).   На веле с апреля 2014 года я накатал около 2000 км. Не так уж и много, но и запросы у меня были не самые высокие.       Барселона В Барсу я прилетел прямо из Англии в пятницу утром. В аэропорту встретил жену, которая прилетела ко мне из Москвы и мы прекрасно провели 1 день в столице Каталонии.  Приехав на следующий день к месту старта - небольшому городку Калелья, сразу пошли на регистрацию. Там встретили большой десант россиян, которые собрались на раздачу клубных маек. 

Спасибо спонсорам этого мероприятия - отличная традиция и отличные футболки!   На экспо я прикупил себе бутылку для жидкости, которая крепиться на лежак и позволяет пить не отрываясь от гонки. Так моя алюминиевая Мерида стала еще чуть больше похожа на ТТшник :) Но в транзитке меня как всегда ждал очередной психологический удар: я до сих пор не могу без зависти смотреть на блестящие раздельные карболеты с дисками, которых тут было просто море. Понимаю, что моя внутренняя жаба не позволит в обозримом будущем отвалить 5к евро за велосипед, но уж очень они красивые :))    Вечер перед стартом прошел по стандартной программе: много пасты, проверка оборудования по чек-листу и ранний отход ко сну.  Race Day С утра всех нас ждал очень неприятный сюрприз - около 7 часов разразилась сильная гроза и полил проливной дождь. Молнии лупили без остановки совсем недалеко от берега. По пути от отеля до транзитки мы вымокли насквозь несмотря на зонты. Как и ожидалось, в стартовой зоне был переполох - никто из организаторов долго не мог сказать, состоится ли гонка. Насколько я понял, вероятность отмены была достаточно высокой. Но, к счастью, орги приняли решение дать старт с получасовым сдвигом. Дождь еще слегка моросил, но грозовой фронт ушел уже достаточно далеко.    Старт моей эйдж-группы 30-34 был назначен на 9-14, через 14 минут после профиков. Группы запускались с интервалом всего в 3 минуты, поэтому рубка на всем плавательном этапе ожидалась серьезная. Перед стартом я тщательно намазался кремом от загара, проверил чип на ноге, включил гармин и направился к берегу. Волнения, как обычно, не было. В голове крутился только  план на гонку. Еще 3 месяца назад я расписал себе несколько сценариев: "тройку" я ставил себе за время 13-40, "4" за 12-40 и "5" за любой результат "из 12 часов". Супер-вариантом было выйти из 11-40, поскольку я где-то видел, что это был норматив первого разряда. Вариант просто финишировать был не интересен и я его даже не рассматривал как удовлетворительный. Еще я для себя заранее решил, что если почувствую себя плохо на любом этапе, то сразу сойду (все-таки полторы недели болезни перед стартом не могли пройти просто так). Также решил, что не буду сильно расстраиваться, если вдруг придется сойти из-за проблем с велом. Вот в таком психологически комфортном состоянии я и стоял на линии старта...    Сирена крякнула и понеслось!  Начал заплыв я очень осторожно, избегая контактной борьбы. Плылось более-менее комфортно и первый раз взглянув на часы я немного прифигел: 1 км я проплыл за 16 минут (при норме 19-20 минут)! Гидрик и соленая вода не могли этого объяснить и оставался только один вариант - попутные волны (ну или течение). И это было очень плохой новостью, поскольку как раз после первого км трасса делала разворот на 180 градусов и плыть против волн предстояло почти всю оставшуюся дистанцию. Действительно, после разворота темп у меня упал очень сильно. 500-метровый участок от отметки 3000м до 3500м (расстояние было указано на буйках, очень удобно) я вообще плыл почти 13 минут, чего со мной не случается даже на разминке брасом.  Вдобавок я еще прилично нахватал по всему телу от обгоняющих быстрых пловцов из групп, которые стартовали позже нашей. После того, как через тебя переплывает 90-килограммовый лось, попутно настучав тебе по голове своими лопастями, очень хочется его догнать и отомстить. Но он работает слишком быстро и возмездие придется отложить на следующий сезон, когда я планирую подтянуть скорость :))  В общем, плавание я слегка слил и финишировал за 1:21. В транзитной зоне был, как обычно, похож на замученную панду.

В транзитке не торопясь намазался еще раз кремом от солнца и помчал на велоэтап.  Первые 3 км трассы идут по узким городским улочкам, на которых даже не действует запрет на драфтинг. Но скорости там совсем небольшие, поскольку было полно луж, лежачих полицейских и поворотов. Зато, как только мы выехали на шоссе, скорости резко возросли. Ветер поначалу был совсем несильным и слегка попутным, поэтому средняя скорость начала сильно расти. Первые 2 часа я проехал со средней больше 34 км/ч, что очень радовало. В голове начинали рисоваться светлые картины финиша за 5:15, но после первой половины дистанции все начало вставать на свои места. 

Дистанция состояла из 2 больших кругов по 72 км и одного малого круга 30 км + 6 км по городским улочкам. После разворота на втором большом круге ветер усилился и начал дуть прямо в лицо. Примерно с 100-го по 130-й км я ехал против ветра, да еще и совсем один. Редко кто-то обгонял меня, я обгонял еще реже и стало как-то совсем грустно. Этот участок я ехал со средней около 30 и очень сильно вымотался психологически. После 150-го км должна была начаться terra incognita, поскольку больше я никогда не ездил и не мог представить, как мой организм среагирует на такую нагрузку.  Но спасение пришло примерно за 40 км до финиша: я доехал до того места, где разворачивались гонщики, едущие последний малый круг. Разумеется, они начали меня обгонять, но меня это только раззадорило. Непонятно откуда появились силы и я решил не давать им быстро уезжать. Появился азарт и скорость сразу подросла. Еще через несколько км меня догнал нереального размера паровоз из 50-60 гонщиков. Тут надо сделать отступление и сказать, что маршалы на гонке не работали вообще. Столько драфтинга я не видел даже на своей единственной олимпийке. Несколько раз видел, как маршал проезжал мимо пачки человек из 40 и просто жестами показывал, что неплохо бы немного раздвинуться. Народ для виду чуть-чуть притормаживал, но через 30 секунд после маршала снова откровенно вставал на колесо.  Так вот, догнавший меня пелотон создавал настолько мощный воздушный мешок, что приходилось даже оттормаживаться, чтобы хоть как-то соблюдать правила. Более того, обгоняющие меня спортсмены вставали четко передо мной и совсем не драфтить просто не получалось, поскольку после одного сразу влезал второй, за ним третий и т.д. В какой-то момент я на все плюнул и просто поехал в группе. Совершенного не горжусь этим поступком, но, думаю, будет честно об этом написать. Километров 5 меня протащил этот поезд, а за тем я свернул на последний круг, а они поехали на финиш. Минуты полторы-две от своего честного результата я отыграл не по правилам...         Последние 30 км ехал уже в более ответственной компании из немца категории 50-54 и, кажется, израильтянина 60-64. Оторваться от этих бодрых мужичков у меня так и не получилось. Вообще, когда тебя в горку резво обгоняет дедок, который в 2 раза тебя старше, это сильно мотивирует и заставляет собраться. Так, стараясь не отстать от ветеранов, я финишировал за 5:31!!! А ведь мой самый смелый прогноз был "слегка из 6-ти". При этом совсем не могу сказать, что сильно устал. Конечно, бежать марафон уже совсем не хотелось, но сил в организме оставалось еще прилично (даже ноги побежали почти сразу нормально, а не в раскоряку как обычно :)) Вероятно, сказался удобный рельеф трассы: мой Гармин хоть и намерял 850 метров набора высоты, но по ощущениям было меньше, да и все горки были достаточно плавными.     Вторая транзитка в отличии от первой была сверхбыстрой - 1мин 30 сек. Я заготовил в сменном мешке соляные таблетки, но по причине отсутствия даже намеков на судороги принимать их не стал (но, на всякий случай, взял их с собой).  Бег начался отлично - первые 5 км бежал в темпе 5:18, что позволяло задуматься о марафоне "из 4-х". Но тут слово взял мой желудок, который не согласовал мой план, решительно осудил все то питание, которое было у меня на веле (2 батончика и 10 гелей Арена) и устроил акцию протеста. В результате этой акции пришлось провести в зеленой кабинке аж 10 минут... Зато потом побежалось легко и комфортно. Про план "из 4-х" пришлось сразу забыть, поскольку для его выполнения мне теперь пришлось бы ломить в темпе быстрее моего личника на марафоне. Так что я расслабился и начал просто получать удовольствие от гонки.  На пунктах питания переходил на шаг, все остальное время бежал в комфортном темпе. Километре на 15-м почувствовал голод, еле добежал до ближайшего пункта питания, остановился и съел пару бананов и штуки 3 апельсина - это была самая вкусная моя еда в этом году :)) Настроение улучшилось, и я принялся считать километры. 

Почему-то я еще на первой половине дистанции решил, что никакой "стены" у меня сегодня не случится. Наверное, сказался комфортный темп и отличная беговая погода: было что-то около +20 и солнце почти не выглядывало из-за туч. Так оно и получилось.  Потерпеть пришлось только на последних 5км когда я понял, что есть шанс выбежать из 11:20. Пришлось заметно ускориться и я начал пачками обгонять людей. Но после последнего пункта питания у меня начало колоть слева в районе желудка - видимо, бананы он принимать уже больше не мог. Так и добегал до финиша с болью в боку. Но зато удалось хоть как-то ощутить тяжесть айрона :)   На финишную прямую вбежал уже с улыбкой на лице и ощущением огромной радости.  Итоговое время - 11:19. Это на 20 минут лучше моего супер-плана. 

Не могу сказать, что эмоции зашкаливали, но такого удовлетворения от каких-либо своих достижений я не испытывал очень давно. Ощущения были супер: цель перевыполнена, ничего не болит и даже силы еще остались! Уж чего-чего, а такого комфортного физического состояния во время и после айрона я не ожидал. Да еще и, как потом выяснилось, успел заскочить в число первых 500 айронменов в России.     Итоги: Считаю, что первый сезон завершился вполне достойно. В феврале я и не мечтал о половинке за 5:16 и полном за 11:19Триатлон - это круто! :) Мне всегда было трудно заниматься чем-то одним долгое время, но тут как раз есть возможность переключаться на разные виды спорта и не зацикливаться на чем-то одном. Поэтому с большой долей вероятности я не ограничусь одним сезоном. Очень хочу сделать в следующем году половинку из 4-50 и полный из 10-30. Пока для меня это за гранью, зато понятно куда и сколько надо копать.Айрон без ущерба для здоровья в первом сезоне вполне возможен, но с серьезными (и очевидными) оговорками: нужна база и надо много и правильно тренироваться. Без своей неплохой общей физической подготовки (писал про нее тут) я бы не рискнул подходить к такому мероприятию наскоком.Айрон без ущерба для семьи - это уже гораздо сложнее. Тут тоже без хорошей базы никуда :)) Жене огромное спасибо за поддержку на всех гонках и, особенно, между ними!Ну и еще один приятный бонус от всего этого: с февраля я скинул почти 10 кг. Хоть я никогда и не считал, что обладаю лишним весом, сейчас в зеркало стало смотреться гораздо приятнее.    PS Барсу рекомендую абсолютно всем, особенно тем, кто делает первый айрон, или хочет установить личник: не жарко, несложный рельеф, отличная организация, удобная логистика и хорошо совмещается с семейным отдыхом.