Трилайф был самым большим порталом о триалоне, с которого началась история массового любительского триатлона в стране. Сейчас мы собрали лучшие статьи, которые актуальны по сей день, чтобы вы смогли начать заниматься триатлоном или узнали больше о данном направлении.

Спасибо
  • Отчеты
  • 23 августа 2018

Embrunman: железная дистанция по-французски

Те, кто регулярно получают рассылки Ironman, знают как работает маркетинг этой организации: о новой гонке все говорят уже за год до ее первого проведения. И получается, что зачастую на абсолютно новую, непроверенную временем трассу сразу заявляются тысячи триатлетов. Большинство других организаторов спортивных мероприятий следует тому же шаблону – маркетинг сначала, организация потом. Но есть в мире триатлона и другой подход – никакой рекламы вообще. Такой вот speakeasy в мире тотального PR. Кто из читающих эти строки слышал об Embrunman? Думаю, немногие. Я случайно узнал об этом старте несколько лет назад от одного французского любителя триатлона. При этом старт проходит уже в 35 раз, у французов считается эквивалентом Коны и обязательной строкой в резюме любого триатлета. На нем считает за честь выступить даже звезды триатлона (в этом юбилейном году там даже планировалась своеобразный формат race of legends,где встречаются сильнейшие триатлеты разных поколений).  Особенность этого старта состоит в повышенной сложности велоэтапа. Живописный городок Эмбрун окружен самыми высокими в средиземноморских Альпах перевалами, и совсем неудивительно, что за 188 километров набор составляет 5000 метров. Бег тоже очень холмистый, хотя конечно не такой сложный как на соревнованиях серии XTRI. Тем не менее, учитывая общий набор на гонке, Embrunman вполне соотносим с ними по сложности.  У старта, проходящего традиционно каждый год 15 августа, очень богатая и интересная история. Изначально это была просто очень рельефная олимпийская дистанция, но очень скоро бессменному организатору гонку удалось договориться о включении в веломаршрут знаменитого по Тур де Франс перевалу Col d'Izoard (высота 2360 метров), и таким образом фанаты велоспорта, которых на этом перевале полно круглый год, быстро распространили информацию об этом испытании. Уже через несколько лет 1400 стартовых мест распродавались за считанные дни безо всякого маркетинга. При том, что организаторы открыто говорят, что они хотели бы видеть этот старт местным французским событием, каждый год около 10 процентов участников проскакивают в стартлисты из-за рубежа. Вот и я решил посмотреть, что представляет из себя французский best kept secret. Так как за 9 дней до Embrunman я бодро выступал на родном Ironman Tallinn, я подошел к одной из самых сложных гонок в мире в абсолютно расслабленном психологически и физически состоянии. Хотелось проехать легендарную трассу и потом действовать по обстановке. Уверенности в своих силах внушал небывалый для меня велообъем в этом сезоне: Rapha Cent Cols Challenge (CCC) в начале июня (2000 км с набором 45 за 10 дней), и Tour de Montblanc, сделанная в июле самая тяжелая однодневная велогонка в мире ([URL=http://letourdumontblanc.fr)/]http://letourdumontblanc.fr) - 330км с набором 8 за 1 день. Мы приехали в живописный, но раскаленный до 35 градусов Эмбрун за день до старта и за 10 минут до закрытия регистрации. Получив номер, сразу поехали в транзитку. Несмотря на богатый опыт, я никак не мог встроиться в своеобразный французский процесс (трехкратная проверка паспорта, всевозможных номеров, вешанье бирки на все части велосипеда и тела, очень своеобразная транзитка с пластиковыми стульями, складной ящик как единственный способ транспортировки вещей из и в транзитку, и это все с любезными объяснениями исключительно на французском) и сделал, наверное, все возможные ошибки. Самое главное наблюдение – совсем другие триатлеты. Небольшие, высушенные, похожие скорее на велогонщиков. И никаких разделочных велосипедов.  Утром в транзитке – расслабленная дружеская обстановка. В темноте 1300 французов и сотня тихонько примкнувших иностранцев неторопливо роются в пластиковых ящиках, периодически отрываясь на дружеское обсужение жизненных перемен, произошедших с прошлогоднего старта. Такое ощущение, что я попал в компанию, где никого не знаю. Скоро 6 утра, время старта, а на улице еще совсем темно. На брифинге сказали “плывите на свет”, но огней очень много со всех сторон темного озера. И вот дан старт, и вся толпа ломится вперед. За последние годы я уже забыл, что такое mass start с берега. Темнота добавляет ощущений, особенно вокруг буйков, к которым нас сгоняют с двух сторон каякеры с фонариками. Первый круг плывем очень плотно, второй уже менее. Светает, солнечный свет очертил контуры окружающих гор, вода постепенно становится бирюзовой. Неповторимая картина. Даже лишние 500 метров относительно привычных 3800 на плавании не портят настроение. Наверное, буйки тоже в темноте ставили. Переродеваюсь в полную велоформу ввиду ожидаемой долгой дороги и выезжаю на велоэтап. Первые 200 метров плоские, потом сразу начинается гора с подъемом 600 вертикальных метров. Все едут весело и быстро. Выезжаем на пик и едем вдоль него по петляющей холмистой дороге. Ни одного плоского участка. Справа снежные пики вдалеке, слева бирюзовое озеро внизу. Красота неописуемая. Знак «Еще 180 км» вызывает абсолютно искренний прилив энтузиазма. Через 40 километров пересекаем озеро по красивому мосту, пролетаем Эмбрун в живом коридоре болельщиков, и выезжаем в сторону Изоарда. За 30 км подъема набираем 1600 метров, из них половину на последней десятке. Всю дорогу нас поддерживают болельщики (за гонкой можно и нужно ехать на машине, потому что виды и атмосфера фантастические). Ближе к перевалу появляются типичные фанаты Тура: чирлидерши, парни в костюмах балерин, несколько Боратов в разноцветных минималистических костюмах и, конечно же, легендарный Черт с трезубцем. Едется легко и весело. На перевале – большой aid station c special needs. За перевалом – 30 километров кайфового спуска в Бриансон. Все едут спуск быстро и без ошибок - чувствуется опыт. И вот две трети велоэтапа пройдено, и кажется, что осталось каких – то 70 километров, да еще и с запасом по высоте в 400 метров относительно Эмбруна. Но тут начались главные и абсолютно неожиданные сложности: трасса шла по склону горного массива с постоянными подъемами и спусками, да еще и сильным встречным ветром. В районе 160 километра случилась “the Wall”: два с половиной километра со средним градиентом 12 процентов. Даже стена болельщиков уже не поднимала боевой настрой. Ну а когда я, наконец, доехал до Эмбруна, оказалось, что нас ждет круг почета под названием “the Beast” – 8 километровый подъем по исторической трассе первого Embrunman, и спуск обратно в город по убитой проселочной дороге с гравием и выбоинами. В-общем, экскурс в историю нас окончательно добил. Вернувшись в транзитку после семи с половиной часов непрерывных подъемов и спусков, обнаружил что велосипедов еще очень мало. Волонтеры предлагают стандартную здесь услугу: массаж ног в четыре руки, пока велосипедисты пытаются приступить к бегу. Отказываюсь, переодеваюсь вместо этого в легкую беговую форму, так как температура за 35. Бег состоит из трех кругов, где есть брусчатка средневековых улиц, гравий, но самое главное – трехкилометровый тягун от озера в старый город и спуск обратно. Сразу вижу непривычные цифры в поле «темп» и решаю не упираться, хотя и удовольствие получить уже тоже не получается, несмотря на действительно отличную поддержку на протяжении всей дистанции. Ноги абсолютно деревянные – издержки горной езды, после триатлонного велосипеда таких ощущений я никогда не испытывал. Жара быстро выпивает остаток сил, и с каждым кругом подъем в город становится все длиннее и круче. К моему удивлению, даже с таким темпом я хорошо продвигаюсь в рейтинге (на 99 мест, как потом оказалось). На третьем круге удается немного ускориться, так как к вечеру становиться немного менее жарко. В итоге финиш с общим временем 12:49, что почти на три с половиной часа больше, чем недавнее время в Таллинне.  Подводя итоги: этот старт, безусловно, уникальный и один из самых интересных стартов, на которых мне довелось выступать. В плане живописности до недавней поры являющийся моим абсолютным фаворитом Ironman Nice, безусловно, меркнет – даже в его знаменитой велотрассе есть скучные участки, чего не скажешь об Эмбруне. Регион, в котором проходит Embrunman – один из лучших для активного  семейного отдыха (здесь отличный рафтинг, скалолазание, пешие маршруты, и, конечно же, это одно из самых культовых мест для велоспорта) и имеет интересные исторические достопримечательности. Уровень организации, поддержки, атмосфера – не уступают Challenge Roth и Ironman Austria. Но, безусловно, это очень сложный старт и требует опыта, и самое главное - высокого уровня велосипедной подготовки, так как время отсечения довольно жесткое (DNF каждый год держится на уровне 30 процентов) и трасса технически сложная. Общему объему подготовки также надо уделить повышенное внимание, так как время в пути здесь в среднем на три часа больше «простого» айронмена.