- Отчеты
- 05 августа 2019
Босфор-2019. Часть первая.

Босфор. Для
кого-то это просто слово. Для кого-то это «чего-то похожее было у Дюма в
«Мушкетерах». Для кого-то это всего лишь тонкая ниточка на карте, о которой
«географичка» твердила в школе, что она соединяет «наше» Черное море и «не
наше» Мраморное.Для меня
Босфор – это транс-континентальный заплыв протяженностью 6,5 км из Азии в
Европу. Чуть больше часа заплыва, перед этим чуть более полугода усиленной
подготовки, а перед этим одна целая бессонная ночь с пальцем, дрожащим над
кнопкой «обновить страницу браузера».
Причем здесь
какая-то ночь? Притом, что для меня заплыв через Босфор начался ровно в 4-33
утра 4 января 2019 года. Именно в это время я увидел на экране монитора надпись
«Оплачено». Одна из главных задач заплыва – это купить на него слот.
Организаторы – Турецкий олимпийский комитет — официально объявляют день
начала продажи билетов на участие (слотов), но не объявляют время открытия
продаж. В этом году продажа слотов была открыта в ночь с 3 на 4 января в 4-30
утра по московскому времени. Квоту в 450 слотов, выделенных для России,
выкупили за две с половиной минуты. И это при том, что в 2019 году подняли цену
слота практически в два раза – со 120 долларов до 200 долларов. И это без
участия перелета, гостиницы, оплаты тренера и аренды бассейна. В общем-то
удовольствие недешевое. Но оно того стоит. Когда я поднялся на финишный понтон
и пришла первая мысль «И это все? А я бы еще поплавал…». И тогда, забирая
фирменное полотенце, я понял что каждый рубль, потраченный на экипировку
или аренду бассейна или каждый час с тренерами школы I love Swimmng– Женей и
Ритой — был проведен не зря. А более остро я это понял, когда читал в чатике
пловцов и в финишных протоколах список фамилий, заканчивающиеся страшными тремя
буквами — DNF (Do not finish) – не финишировал. Кстати, в этом году на
заплыве был поставлен своеобразный «антирекорд» — максимальное количество не
финишировавших атлетов за всю историю заплывов через Босфор.Но до этого
момента еще очень далеко, пока позади тренировки в бассейне и на открытой воде,
штудирование отчетов финишеров прошлых заплывов и переписки в чате на тему «а
насколько быстро надо плыть, чтобы доплыть?», подготовка и отправка в Олимпийский
комитете Турции оригиналов документов для завершения процедуры регистрации на
заплыв, ожидание подтверждения регистрации. И вот все – заветная надпись в
статусе на сайте – Сompleted. Значит деньги на билеты и гостиницу уже не
пропадут, поскольку бронировалось, понятное дело все заранееНе буду
долго рассказывать про дорогу до Стамбула – тут все стандартно: покупка
авиабилетов через Aviasales, бронь отеля через Hotels.com. Кстати, для
сведения: в Шереметьево-F есть капсульный отель, где за 500 р/час можно
скоротать время до отмененного или перенесенного рейса.
Кстати,
поскольку поездка была ориентирована на заплыв, а не на туристическую
программу, то локация отеля была выбрана максимально близкая к месту старта.
Оказалось, что выбранный местом основной дислокации район Ортакёй ( или
Ортакей) , обладает массой особенностей. Во первых большая часть района — это
лабиринт узких улочек с возможностью увидеть «живой» быт спального района
Стамбула. Во-вторых, район набережной Мечети Ортакей – целый тусовочный
квартал. Это и рынок с сувенирами и развалами старинных книг и самобытных
мастеров, и кафе и рестораны на разный уровень дохода, и возможность просто посидеть
на набережной пролива и полюбоваться ночной подсветкой моста Босфор и мечети.
Это действительно очень красиво. В –третьих, в Ораткей в пешей доступности
находится много мест, которые желательно посетить. Это и Морской музей, и
дворец Долмабахче, и красивейший природный парк Илдыз с подвесной дорогой.
Кстати, в парк лучше идти во второй половине дня, чтобы днем посмотреть парк и
застать его вечернюю подсветку. В четвертых — удобство логистики для участников
заплыва – Стартовый городок находится прямо в районе. Вообще дорога аэропорта
до отеля на общественном транспорте с одной пересадкой, мне обошлась всего 20
лир ( около 200 руб). Причем «Havaist publicр bus», который идет до соседнего с
Ортакей районом – Бешиктатш – это не душегубка, а комфортабельный туристический
автобус с кондиционером и услужливыми помощниками, которые примут и выдадут в
конечной точке ваш багаж.
Главное
— в аэропорту выбрать нужную платформу из 18, на которой стоит автобус с
названием вашего района. Карта прилагается, карта большая, понятная, с номерами
платформ и названиями районов, через которые проходит маршрут.
Никаких
«уберов» «битакси» и иже с ними с их расценками. Безусловно, передвигаться на
такси в Стамбуле тоже можно — это сравнительно недорого — но если есть
возможность сэкономить, зачем разоряться?
Вообще,
транспортная система Стамбула, состоящая из автобусов, трамваев и метро, удобна
и понятна настолько, что даже без знания языка, я зная только название района
места назначения, по городу можно вполне отлично перемещаться без использования
такси и автомобиля, по крайней мере, в туристических целях. На каждой остановке
вас встретит электронное табло (целое, работающее) с указанием номеров
маршрутов, пути их следования и ориентировочного ( а на самом деле довольного
точного) времени прибытия следующего автобуса. Да, в Стамбуле эта система
реально работает, автобусы ходят по минутам, на табло — информация для
пассажиров, а не реклама бизнеса «уважаемых людей», в любом виде
транспорта на входе — терминалы безналичной оплаты. Причем эти терминалы
работающие, водители не прячут их под куртки от пассажиров, потому как за такую
«шутку» водителя уволят в течение часа. А работой в Стамбуде дорожат, тем
более стабильной. В автобусах
вы не увидите рекламы на стеклах или навязчивой мелодии какого-либо бренда
из динамиков. Динамики объявляют только название остановок, маршрут
дублируется на большом (работающем) мониторе внутри автобуса. Причем
показывается не только название остановки с картинкой наиболее значимого или
просто красивого места в районе остановки, но и несколько следующих остановок,
чтобы пассажиры смогли приготовится к выходу заранее.
Ездить на
такси далеко не всегда быстрее. Стамбул все-таки большой город и в некоторых
местах существуют перманентные пробки, в которых стоят все, в независимости от
стоимости транспортного средства. В частности, такая пробка на перегоне между
Бешикташ и Ортакей. Этот факт безусловно надо учитывать тем, кто рассчитывает
время дороги до стартового городка в день старта. В 8 утра в этом месте тоже
пробки. Были опоздавшие. Использование общественного транспорта – это недорого
– одна поездка обойдется вам в 2-2,5 лиры ( 20-25 рублей). При этом, купив
единую транспортную карту, можно ее использовать на всех видах транспорта и
даже расплачиваться в некоторых магазинах и на заправках. Кстати, Ортакей-
относительно недорогой во всех отношениях, район.
Если вы
решили взять напрокат авто или скутер, знайте — даже если вы привыкли к трафику
российских мегаполисов – для вождения авто в таких странах, как Турция или
Египет, особенно если вы еще не знаете дороги ( да даже если знаете – ситуация
не сильно улучшается) – нужен особый навык и стальные нервы. Шанс разбить
прокатный моторозированный девайс очень сильно отличается от нуля.
В частности,
в споре с пешеходами побеждает частенько тот, кто быстрее и уверенней займет
место на дороге. А ведь попадаются весьма упертые индивидуумы. Если у вас нет
оплаченной парковки в отеле, то процесс парковки машины на ночь в Ортакей –
занятие не на пять минут
А теперь
вернемся к заплыву. Очень правильным решением было приехать в Стамбул не
за день, а за два дня до старта. Поскольку основной наплыв участников для
получения стартовых пакетов был в субботу в первой половине дня то приехав в
парк в пятницу можно было спокойной обследовать всю территорию стартового
городка, без проблем и очередей в добрую сотню метров получить стартовый пакет,
спокойно покататься на кораблике, который курсирует по маршруту заплыва, и
посмотреть, что же тебя ждет на маршруте.
Можно
запомнить какие-то свои ориентиры, помимо стандартных, которые описаны в
многочисленных отзывах и нарисованы в «Swimmers manual», выдаваемом каждому участнику.
В субботу в первой половине дня, допустим, очередь на получение стартового
пакета растянулась даже не на одну сотню метров, а многим желающим прокатится
на кораблике пришлось ждать не один час. Правда, после обеда все немного
утихло. Вечер пятницы был отведен для разведки окружающей местности – площадь
мечети Ортакей и парка Илдыз,
отдав при
этом должное местным закускам. Парк Илдыз заслуживает отдельного рассказа,
поэтому про него будет отдельно написано. Лучше посмотрите в полной версии
фотоотчета, что такое действительно красивый и «зеленый» парк. Пожалуй на
этом первую часть завершим, всем спокойной ночи и до субб…второй части
рассказа.
Более полный фотоотчет ВК https://vk.com/album4114954_263498885 ФБ: https://www.facebook.com/konstantin.koshkin.7/media_set?set=a.2546530908743097&type=3&uploaded=61