С перестроечных времен засела в голове фраза «вы не были нигде, если вы не были в Австралии» (была такая провокационная телереклама посольства Австралии), ну и поскольку я не спортсмен, а «турист-физкультурник»(с), смотрел в ту сторону давно. И после первых 226 км в Цюрихе решил, что вторые будут у кенгуру.
В Австралии нынче аж 4 айрона (совсем недавно было 2) — старый в Порт Маккуори (где собственно и бежал); в Западной Австралии; новый чемпионат Азии-Тихого Океана в Мельбурне; и странно перешедший из рук Челленджа старт в Кэрнсе. Тут народ восхищался темпами выкупа Кальмара (16 минут вроде) - Мельбурнский выкупили за 4 (четыре) минуты 57сек. Это мне сыграло на руку — ПортМаккуоревский вообще неясно было, будут проводить или нет, а когда открыли регистрацию — ажиотажа не было. Я, конечно, в первые минуты зарегистрировался, но 3 недели, как оказалось, в запасе были. Насчет Кэрнса — смотрел на гуглозёме, думал далеко от традиционных мест высадки туристов (Сидней-Брисбен), но все равно туда пришлось ехать за Рифом. Оказалось недорого и недалеко (16т.р. с Брисбена туда обратно за двоих, без багажа правда, меньше 2 часов лёту). Так что выбор для пришельцев есть.
Житье в Маккуори всё рядом со стартом, пешком минут 10-15 от большинства гостиниц (хотя большинство дешевых вариантов было выкуплено за 3 месяца до старта). Мы в хостеле жили за рекой, тоже рядом. Бонусом к комнате с отдельным выходом открытый холл с попугаями и оригинальными личностями.
Организация — странная. Во-первых, всё самое важное происходит в ГлассХаузе (такая выставочная трехэтажка) в центре города, а не на транзитке, как я ожидал. Места там маловато, экспо просто никакая (судя по всему, местным нет необходимости что-то покупать на старте). До берега метров 500 по городу, так что тесты гидриков организовывала только одна марка утром в пятницу или в субботу. Во-вторых, регистрация только в пятницу. Есть поздняя в субботу, но только для тех, кто заявлял ее, как я понял. «Stupid system», как сказал парень в майке «Челлендж Ванака» (и я с ним полностью согласен), с которым мы в субботу выясняли, как же таки оказаться на старте тем, кто не читает инструкции по эксплуатации конкретной модификации «Айронмен». (Мы в пятницу засмотрелись на виды океана по пути с Сиднея, и приехали на час позже закрытия, хотя я был уверен, что и в субботу все будет нормально). Сначала меня посылали от одного к другому, обещая позднюю регистрацию после обеда, потом в транзитке девушка мне долго рассказывала в советско-бюрократическом стиле, что «не знаю, кто вам чего говорил, но на старт вы не попадете, читать правила надо». Потом подъехали организаторы покруче, на джипе))), и в итоге та самая девушка повела нас с еще одним неудачником по разным местам, собирать стартовый пакет. (Товарищ по несчастью, из Сиднея, рассказал про Питер и что там хорошо... когда ж я сам туда попаду...). Выдали пакеты, чипы отдали в журналистской комнате, и отправили на транзитку. Короче вместо «перед айроном надышаться» получил кучу ненужного адреналина, не разогрелся в воде и на веле (его после сборки вообще не удалось опробовать, техники из Шимано немного поколдовали — спасибо им).
На регистрации на руку клеили бумажное кольцо, и с ним надо было ходить до окончания айрона (по теории с пятницы). Без него не пускали нигде.
К такому номеру полагались мигалка и сопровождение, но из-за опоздания на регистрацию не выдали:
Старт из воды, что гораздо гуманнее забега с берега с последующей борьбой с тюленями. Хотя вода совсем негуманная — соленая. Наглотавшись в первые минуты с литр рассола, оставшееся время заплыва я думал только о том, где найти пресной воды на транзитке. Так что аккуратней на стартах в океане)))
Пресная вода нашлась в виде 3 линий душа на выходе из воды. Мне помогло мало, хотя некоторые раздевались и мылись прям там)))
Самый смешной момент — в транзитке. Двое молодцов завели под тент, усадили на кресло, давай с меня стягивать гидрик и надевать боты. Я с устатку не сразу понял, чего они хотят))). Посмотрел вокруг — везде такая ерунда творится. Вспомнился мульт «Вы что, и Айрон за меня бежать будете? -Ага!». Нет, пришлось самому.
Через километр после старта был момент — у меня не переключалось на переднюю малую звезду, на первом же подъеме я встал и стал смотреть. Сразу подъехал парень в зеленой майке волонтера, и хоть оказалось, что передача с треском, но переключается, осмотрел весь велик, подкачал заднее колесо и пожелал счастливого пути.
Этот парень меня преследует))) В Цюрихе тоже его видел
Дистанцию байка я долго заранее просматривал на гуглозёме. Диапазон 5-40м над у.м. сильно успокаивал (в Швейцарии были наборы по 300м за раз), хотя в найденной в инете таблицы сравнения трудности по набору высоты Австралия стоит выше Швейцарии и большинства остальных. Горок много, но они часто проезжаются накатом, так что я не сильно ошибался насчет трудности по горкам. Но - ГуглЁрф не показывает вмордувинд))). Первую половину круга (их 2) едешь со встречно-боковым ветром с океана, а это гораздо более неприятно, чем подъемы. Вымотавшись на первой половине круга, помощь ветра на второй не сильно то и ощущаешь.
И еще насчет горок — тут есть один из самых трудных подъемов в Айронах, в конце круга. Он недлинный, но крутой настолько, что многие идут пешком. Первый раз я заехал, еще не зная, какой будет пульс на вершине, второй уже не рисковал, чтоб не смешить публику неумением быстро выстегиваться. Шел, цокая контактами по асфальту. Подошел парень и философски заметил «а некоторые идут по дорожке». Посмотрел на обочину — там дорожка постелена из ковролина. Вот она, забота о спортсменах.
На выезде с города дымила барбекю большая компания (человек 50) с детьми, пивом и мясом. Дети, одетые в разные хелловинские костюмы, выбегали и кричали что-то. Иногда им помогали разогретые взрослые. Очень напоминало европейские велотуры. Дальше по трассе тоже хватало болельщиков, была даже пара стационарных пунктов комментаторов. И почему они все хотят назвать меня Але_С_К_ей …
Кстати, о барбекю, или BBQ, как его пишут Aussie. На беговом этапе, когда немного заголодал, этот запах преследовал меня везде. Это же главная работа и занятие всех австралийцев, тем более в день Айрона.
За 20 км от города можно было видеть надписи мелом на всю дорогу «номер такой то, давай, мы верим» или что-то в этом роде. Не лень было... Ну и плакатов поддержки конкретных людей с номерами было много и по велотрассе, и на беговой.
Насчет красот — несмотря на то, что дорога вдоль океана, большей частью она закрыта небольшим леском, так что пилишь, не смотря по сторонам. Хотя на дистанции в самом Порте есть несколько очень красивых участков с видом на океан, скалы и серферов.
Еще попугаи по всей дороге... Крики такие - будто издеваются. Хотя может удачливым они что-нибудь другое поют?
На второй транзитке уже привычно переоделся руками волонтеров, вышел, пробежал метров 10... Больше о своем «беге» не расскажу)))
Интересно проходила часть марафона в темноте. Маршрут там проложен по не слишком освещаемым местам (повод закончить дистанцию за 11 часов, так как темнеет по правильному — в 5 часов), в самом дальнем участке круга давали светящиеся палочки. Некоторые обвешивались, как рождественская елка. Еще там на повороте пищал автомат, считывающий чип, причем так, что уши закладывало.
Победитель
На втором круге пешего хода разговорились с участником лет 50ти. «-Второй круг? - Ага, подтвердил я. - Приятно видеть, что не один такой...» Я думал о том же))). Дальше пошел очень быстрый разговор, и уже в сотый раз за поездку пришлось объяснять, что английский я знаю не настолько хорошо, тем более с оззи-акцентом. На что собеседник спросил — а на каком будем общаться. «-Рашн».Если б я до этого не провел день на байке, челюсть пришлось бы поднимать с пола — я услышал бойкий русский со слабым акцентом. Андрей (вроде так его звали) рассказал, что его предки переехали с Санкт-Петербурга (опять Питер!) лет сто назад. Хотя все равно — такое знание языка в 3-4 поколении в эмиграции заслуживает уважения.
Часто пересекался с парой парней в одинаковой велоформе. Они бежали, как мне показалось, взявшись за руки. Присмотрелся — нет, резиновое кольцо. И вспомнил — до этого видел их на велоэтапе на тандеме. Это был слепой участник с его партнером. Правда как они плыли, я пока еще не догадался. На финише приглушили музыку, слепого участника его поводырь отпустил — и трибуны заревели. Многие пустили слезу. (Это по рассказам жены, сам я в это время в какой уже раз решал вопрос жизни и смерти — идти или бежать).
Кого волнует вопрос - стоит ли ехать, соображения такие. Старт ранний (у них то осень, понятно, хотя их зима лучше нашего лета), подготовится хорошо можно только на «курортах». Поэтому если неважен результат и интересна география — то вперед ;-) Хотя наверное лучше ориентироваться на Кэрнс, который в июне. К тому же там всю неделю перед Айроном происходит куча событий и стартов (фестиваль включает вело, триатлонные гонки и заплывы). Интересно будет почитать отчет оттуда ;-)
Как лететь. Мне с Красноярска было просто — один билет от С7 с пересадкой в Пекине без выгрузки багажа. С Пекина — А330 китайских авиалиний, 12 часов. Ни туда ни обратно за вел не взяли ничего, наверное потому что он был в таком виде:
правда еще в самосшитом чехле, и обмотанные упаковочной пленкой в аэропорту.
Рама L, но разобрал так, что вышло меньше 2м по периметру (при 203см, разрешенных С7). Хотя у эрчайна ограничение на международных линиях 150см, они мне тоже ничего не сказали.
Ну и личный опыт таков, что надо бы написать Вредный совет по этому поводу, но, к сожалению, с рифмой и слогом не дружу. Короче говоря — без тренировок пройти Айрон сложно))) Бегайте, катайтесь каждую неделю зимой и летом - и все будет гораздо быстрее 16 часов ;-)
ЗЫ еще фоток тут alski.livejournal.com/4539.html и тут fotki.yandex.ru/users/alski57/album/339303/