- Отчеты
- 04 сентября 2016
07.08.2016:ЗАРАЙСК:ТРИАТЛОН:TITAN-226:ЖАЖДА: Железный Титан и пластилиновый я или Как побывать в эпицентре жары и выжить)

В начале было слово. Цель нарисовалась, в общем-то, весьма прозаичная, максимально приспособленная к текущей жизни и очень не реальная – научиться выживать в условиях сплошной и непрерывной длинной и долгой нагрузки без особого насилия над организмом. На вроде того, что пусть надежда потешится победой над здравым смыслом ДО, а вот ПОСЛЕ – долго и наоборот. И так, очередная классика – триатлон в формате 3.8км вплавь + 180км вел + 42.2км бег. Первая масштабная в России, в замечательном Зарайске, обстоятельно и грамотно организованная Алексеем Ческидовым в ставших легендарными стартах серии TITAN. Уже прочувствовав, что есть TITAN-триатлон на практике на вкус, слух, цвет, запах, прикосновение и их последействия, интуиция съёжилась и забилась в самый дальний закуток самых извилистых закромов серого вещества. А всё потому, что над пальцем, зависшим над большой клавишей Enter, завершающей регистрацию на 226км, монитор ярким светом в вечерний день 29 июля, в аккурат за 9 дней до старта, рисовал прогноз погоды на 7 августа: +30 днём, дождик вечером, и влажность за 80%. Для организма, в котором обитала интуиция, те циферки были самым что ни на есть изощрённым приговором – в такой температуре он не то, что сокращаться мышцами - обмениваться веществами внутри себя не мог – он просто не мог ничего. Совсем ничего! Надежда, ничем и никем не сдерживаемая, по полной программе шастала по мозгу с призывами - мы смогём! Хорош нерешительности! Давай-давай! А то как же – чуть трудности – и на попятную?! Мы же в Бронницах смогли!!! Плохо – но смогли же в жару же! А теперя нужен реванш!!! Может, еще рассосётся та жара! Жми-жми!!! И я вжал. Прогноз таки и в правду ошибся. Жара рассосалась наоборот: +32С утром, +34+36С днём, со встречным ветром в порывах до 5-7м/с. В тени. Хотя тени не было аж до вечера. Но это уже было совсем потом. А до того заветного денька 7 августа я неспешно подгонял свои артефакты для выживания и собирал эликсиры с живой водой, словно предстоял марш-бросок через Сахару в сезон пассатных суховеев длиною в лето без крема для загара и ларьков «Соки-воды» по пути. Набралось всего на всего в полсалона машины и аэробагажника на крышу. Если по совести, мне самому было очень любопытно исправить своё недовыживание в такую же жарищу на триатлоне-113 в Бронницах месяцем ранее. Ну и попробовать выжить там, где для меня жизни нет вообще – организм, категорически хорошо выживающий в холоде, так же категорически хорошо гиб в жаре, особенно при температурах выше +24С. И всё-таки, пробовать же надо же! Тем более, что менее или более, я всё-таки плавал-катал-бегал к тому заветному августу с самого что ни на есть апреля, чтобы еще раз - 226 за раз! Нововведения В этот раз попробовал привнести некоторые новшества в преодоление таких длинных и долгих расстояний. Плавание. Быстро плыть так и не получалось, зато удалось найти совсем «лёгкие руки» в гребках, горизонтально лежать в воде, скользить после гребка в полном расслаблении и грести мышцами спины, а не слабыми трицепсами рук. Видимо, выросшая общая аэробная функциональность организма сравнительно не тяжело переносила двухчасовое шестикилометровое плавание на тренировках. Организм не мотало из стороны в сторону и не плющило об землю после выхода на берег, а борьба с аллергией на воду заканчивалась прищепкой на нос или, в крайнем случае, таблеткой противоаллергенного лоратидина после плавания. Усталости как таковой тоже не наблюдалось при таком образе водной жизни. Рассчитывая примерно на 1.20 – 1.40 плавания, с учётом возможного течения и петляния промеж буйков, на этом успокоился. Пойдёт. Велосипед и велоэтап. Главное и радикальное событие в конструкции велосипеда произошло в лаборатории Velosportlab. Карбоновый шоссейник Borant был препарирован со скрупулёзностью, достижимой для современной системы настройки посадки Retul. Цель тщательного анализа была очевидна и ясна – создать максимально эффективную посадку на шоссейном велосипеде, но для длинной триатлонной гонки на 180км с использованием лежака и параметров, достижимых только на специализированных разделочных велосипедах. Очень любопытные и неожиданные результаты превзошли ожидания и удивили даже мастеров-профессионалов Velosportlab) Оказывается, можно трансформировать шоссер в разделочник как по кинематике движений, так и по аэродинамике посадки. С компромиссами, конечно, в итоге – еще не разделочник, но уже не «читый шоссейник». В ближайшее время отчёт о результатах велоперенастройки будет выложен. В результате, был заменён вынос руля на более короткий, немного измена высота руля (но потом вернулась к исходному в пользу комфорта движений), заменено седло на универсальное для time triathlon, поднято вверх и сдвинуто вперёд, несколько сдвинуты назад шипы на велотуфлях для сохранения икроножных мышц для бега и выровнены стельки под симметричную передачу силы на педали. Лежак был сдвинут несколько назад. В итоге получилась аэропозиция с достаточно эффективной аэропосадкой на лежаке, вписывающейся в каноны параметров разделочных гонок. Вместе с тем, вполне комфортная и не напрягающая ни одну мышцу для 5-7-и часового пребывания в седле. Потом, за 3 недели до старта, была 185и-километровая велогонка на состоятельность изменений, и, в итоге, новая конфигурация шоссера, трансформированного в разделочник, была безоговорочно принята на полное вооружение. В боевых железных условиях – полностью оправдала свои ожидания. Вел вёз легко, непринуждённо, без напряжения шейных позвонков, затекания рук, болей в спине и пояснице. Тому была еще причина – антизатекатель был прямо под колёсами, но о нём - ниже. Тренировки проходили намеренно в жаркую погоду, с режимом питья и питания на 180км. Трасса – не слабо рельефная, Ярославское шоссе от Сергиева Посада до начала Ярославской области, с набором около 1.5км и средней скоростью 28-30км/ч в зависимости от ветра и ремонтных работ. Словом, планируемые и устаивающие для железного созерцания условия, памятуя, что ногами еще шевелить около 20 000 раз каждой после вело. Еще одно нововведение – режим питания. На беговой марафон после велосипеда с трудом вбивались в организм энергобатончики и гели. Попробовал натуральное питание: макароны-трубочки со сгущенным цельным или варёным молоком. Конструкция проста – в небольшой пакетик вертикально «набиваются» столбики макарон, полых внутри, и сверху заливаются ложкой сгущенки. Сгущенка заполняет полости, и получается своеобразный зефир). В движении легко выдавливаются прямо в ротовую полость – как раз порция. Попробовал – понравилось. Эффективно, без отторжения, переполнения желудка и с должными килокалориями. А главное, после велоэтапа легко шли гели и энергобатончики, заметно взбадривая организм в беге – там как раз «синтетика» нужнее. Бег. Жара предвещала жизнь исключительно не лёгкую. А посему для бега было запланировано два варианта одежды: стартовый триатлетический костюмчик или раздельные майка с многослойной сеткой и лёгкие беговые шорты. Тренировок хватало, длинные забеги не в первой и не в десятый. Чуть успешнее получались пробежки с полным расслаблением не опорной ноги в движении и минимальным напряжением опорной. Тоже, должно пойти. Ежели получится темп не медленнее 6мин/км в грядущую жару, то оно и ладно! Ну, и усиленно поджаривал шею-плечи-руки, чтобы не пользоваться кремом от загара, затрудняющего «дыхание» кожи. Кроме всего прочего, для жаркого велоэтапа и еще более жаркого бега были заморожены 4 бутылки и 4 велофляги воды и несколько десятков пакетиков тоже воды – планировалось горсть таких пакетиков закидывать под кепку, если жара расплющит. Собственно, так и получилось, оказалось весьма эффективно. Пытался замораживать разведённый изотоник – получилось не эффективно, после размораживания на дне велофляг оставался густой осадок. На всякий случай, в закромах держал батончики Vitargo Endurance и одноимённые гели, и на велоэтап, и на беговой. Пытался высыпаться и не нервничать предстоящую перед гонкой неделю, выманивать на сладкое и вкусное интуицию из закутков мозга и поливать ледяной водой резвившуюся надежду. Организм настороженно молча ждал, мозг непрерывно перебирал возможные варианты выживания и спасения в эпицентре зажары, и только интуиция, щадя, не напоминала о себе, и только надежда шумела победными маршами. В общем, суббота, шестое. В Зарайск! Как сказал один очень хороший человек – ЗАРайск! ЗА Рай! Хотя ЗА были уже только руки-ноги, резво переключая передачи и выжимая педали газ-сцепление-тормоз. Голова обитала отдельно, и вряд ли хотела ЗА. ЗаРАЙск Неспешная прогулка по околицам живописного Подмосковья, изнывавшего в жаре и выглядывющего куполами храмов сквозь усталую зелень заждавшегося лета, успокоила и примирила все внутренние противоречия и недомолвки. Давно уже мелькала мысль, а в этот раз окончательно утвердилась – в таких гонках на длинное время важно уметь смотреть и видеть мир, в котором мчишься. Ведь не временем единым, не скоростью токмо и не местом итога жив человек после старта. А попробовать впитать ароматы лесов и полей, а увидеть лесные волны вдали и послушать шум вблизи – не только супербасы карбоновых колёс – а попробуем? Ведь время будет?) И так, транзитная зона по курсу. Там по полной программе разворачивалась ставка титанового главнокомандования на завтра, размещались шатры и арки. Неизменно дружелюбно и отзывчиво улыбались трудники TITAN-команды. Поглядев на искусственные красоты, поехали в лагерь Осётр, на брифинг. Там Алексей Ческидов, благополучно выживший после триатлона в Клёново и почти целый, с неизменной лаконичностью и лёгким юмором вещел о завтра. - Завтра – жарко. Совсем завтра – очень жарко! Поэтому пейте чаще и больше. Воды много, в удобных бутылках. Берите с собой, обливайтесь, тушите жару на себе. И вообще, отнеситесь к завтрашней гонке как к изучению и исследованию поведения себя в экстремальных условиях. Такой себе TITANational triografic. ТИТАН-226 близок по свойствам к железу после 140-го километра велогонки и после 37-го километра марафона. Вот там всё начинается, а не перед этими цифрами! … и еще много подробностей о разном. Но тот первый абзац врезался в память не сжигаемо жароупорными и не расплавляемыми строками. Ну что ж, рискнём попробовать. Или попробуем рискнуть. Заглянул на регистрацию, забрал свой номер 108 у доброжелательной девушки. В фирменном TITANовом мешке много книжечек о спортивной триатлонной жизни, главная книга со схемами прохождения дистанций, фирменный триатлетический пояс для крепления номера, шапочка и красивые наклейки на шлем, велосипед, автомобиль. Продумано и придумано хорошо! Уютный и раскидистый по поляне лагерь Осётр хорош для обитания, да мест в нём свободных уже не было, а по сему – к транзитке, в 8-и верстах от Осетра. Там, посреди многих из нас, раскинули палатку. Собрал велосипед в гоночное состояние. Просмотрев ближайший участок трассы и переложив ощущения велосипеда на свои, посадил винты крепления лежака на анаэробный фиксатор резьбы. Асфальт был, мягко говоря, далёк от магистрального качества и местами близок к давно не видевшем асфальтового катка разрозненным прямоугольным островкам и островам затвердевшего покрытия. Местами с явной колейностью и достаточно широкими стыками между сплошными участками. Ну, и ладно, скорость будет ниже – усталости меньше. Карбоновых колёс да рамы только жалко… 19.45. + 25С. Поставил вел в транзитку, закрыл седло и раму целлофановыми мешками, искупался в Осетре – и в сон до скорого завтра. Спокойной мне ночи перед грядущим! Утро туманное Подъем почти в 5.0. Сон прошел, свежесть пришла, пора расшевеливаться). Температура около +23С. Может, не особо разойдется дальше? Настрой был ровный и умиротворённый, без суеты и неспокойствия. Побрёл в транзитку, дожал воздух в колёсах до 8-и атмосфер, зарядил шоссейник аэробаком с водой, ящики - с вело- и беговыми принадлежностями. Перепроверил всё и вся. Вроде, на месте, не шатается и не люфтит. В 6.0 – традиционный брифинг и напутствия на сегодня. Уже традиционно для стартов TITAN, отдельная команда при равноценном участии ребят-инвалидов – трижды железных и трижды трудолюбивых! Большое уважение им! Предварительно указал время прохождения дистанции 14 часов. Взбудораженная надежда всё куролесила какими-то немыслимыми цифрами около 12-и – 13-и часов, но здравый смысл осторожно анализировал происходящее и не вторил надежде. Если удастся плавело разом уложить в 8 часов, то, с учётом жары, ближе-около 13-и часов на всё про всё должно получиться. Может быть. Наплаванные километры, накатанные тысячи и набеганные сотни должны были если и не развить, то способствовать успеху. На том и успокоился. Тем более, что Бронницы 34-х дневной давности со своими плавлеными 113-ю уже не вспоминались так безнадёжно. Щедро измазал себя вазелином и увлажняющим маслом, забрался в гидрокостюм и отправился к месту старта, располагавшемуся на противоположном берегу. Решил переплыть Осётр, чтобы слегка размяться и сэкономить время. За 10 минут до старта стоял среди гидрорезины и изредка и слегка оголённых тел в ожидании старта. Атмосфера была на удивление тихая, без нервозности и дёргания. Алексей Ческидов, облокотившись на стойку, спокойно так разговаривал о том-о-сём предстоящем. Как-то загадочно заметил, что всегда жаждет участвовать в гонке, даже будучи организатором. А вот сегодня не жаждет почему-то… а почему же-то?... Небо и воздух постепенно раскалялись. Хороший традиционный старт через 5 секунд по 7 человек. Очень хорошая практика! Без суеты, толкотни и прочих беспокойств. Когда передо мной неопреновый силуэт очередного будущего железного титана рванул в воду, я одел очки, вжал ободки в глазницы, одел прищепку на нос и на вызов – ааарш! – шагнул в Осётр. Вода вздохнула и поднялась вертикально, во весь рост. Я поплыл вверх, подтягиваясь на цепких речных волнах. Воздушная вода. Скользить! Длинный гребок – и скользить! Я пытался и пробовал, местами удавалось. Старался плыть на боку, загнанный в подкорки вдох на каждый третий гребок и руки в передней четверти. Неспешный заплыв чирикал 2 мин/100 метров на Garmin-е, силы не тратились, берега медленно уплывали, не в ритм быстро уплывающим шапочкам гидролюбивых людей. Как-то скоро я оказался в одиночестве – очень быстрые уплыли далеко вперёд, пока не очень торопящиеся не спешили догонять. Вода пузырилась искрами воздуха, очень мягкая на ощупь и податливая в ладонях – хорошо скользить по этой вертикали! Осётр нёс невесомый гидрокостюм и меня в нём. Дальний разворот – 19.37. Нормально. Если учесть, что река несла по течению, а я грёб нехотя. В обратную сторону – та же картинка. Специально не особо смотрел на часы и не думал об окончании водной дистанции. Просто – плыл. И всё) Обратный путь показался длиннее, хотя Garmin отрапортовал почти всё те же 2.01мин/100м. Второй круг. Рядышком плыл еще один человек из водного мира, тоже, как и я, похоже, галсами да косоугольниками. Организм полуспал, признаков усталости или истощения не было даже в намёке. Единственная мысль, слегка обесцвечивающая радужное благополучие, тоненьким голоском добавляла серости в будущее – ежели водичка такая жаркая, а что ж тогда с воздухом, а? Коли тут +24, то там как минимум еще +10? Это в восемь-то утра?! Разбавляя ту серость зеленевой воды, я спокойно всё переваливался с боку на бок к тем стоячим буйкам, за которыми выход из воды. После часа грести стало полегче и побыстрее. Замелькали зрители на берегу, заулыбался финишный створ. За пару метров до протянутых рук, помогающих выпрыгнуть на берег, я оттянул ворот гидрокостюма и зачерпнул щедрый комок воды внутрь гидры. Это чтобы он легче соскользнул в транзитке. Земля под стопами оказалась вполне устойчивой, земной горизонт строго горизонтален, вестибуляр, слегка уставший, но вполне работоспособный, точно выводил к своему месту в транзитке. 1.23 с небольшим, 4км на Garminе. Попетлял, онако. Всё. Теперь всё с себя долой, насухо вытереться, на себя велокостюмчик со всякими мелочами, носки-туфли-энергобатончики-шлем - и рысью к выходу на длинную нагретую дорогу. По мягкому шершавому лезвию шоссе. Мы вместе с шоссером выбежали на шоссе. По дороге заботливые руки передали фляги с замороженной водой и изотоником. Я втиснул их во флягодержатели. Рядом бежал передавать жеелзную эстафету Ильгам Махмутов - паратриатлет, лыжник, мастер спорта, великого трудолюбия и спортивного мужества Человек! Вот он. Первый миллиметр 180-и километров. Шипы с натугой втиснулись в контакты педалей, туфли вжали шатуны в движение. Долгоиграющая человекомашина мягко засипела цепью и загудела басами карбоновых клинчеров. Привычные и знакомые звуки привели нервную и физическую системы в устойчивый ритм экономичных движений на каденсе 90. Окружающий благоухающий и уже жаркий мир качнулся и поплыл навстречу великолепными полями, запахом летних скошенных трав и плотным, как махровое полотенце в сауне, нагретым встречным воздухом. Сразу – подъем вверх, достаточно крутой. Чтобы не спеша ввести организм в режим тягунов, перекинул цепь влево на почти самую лёгкую передачу, полностью выпрямился в седле – спина еще натрудится – и на скорости около 20-и км/ч заехал вверх. Сзади и спереди редкие гонцы тоже не торопились, дорога дальняя, устать успеется. Равнинка и опять подъем. И еще. И еще потом. Такое ощущение что первая половина из 45-и километрового круга – только подъемы, с редкими и не продолжительными спусками. Ну, ничего, обратный путь раскрутится скорее. Открытое шоссе грелось на белёсом солнце. Средняя скорость подбиралась к 27-и км/ч. По подъемам и в лёгкий встречный ветер нормально, учитывая первый круг, невесомые пока педали, расслабленную спину и руки и полную безмятежность организма. Так ведь знание – сила, добытая нами, даже случайность не может мешать). Исключительно грамотный и качественный труд мастера-профессионала из Velosportlab, настроившего эффективную посадку на шоссере, превращенным лёгким движением руки в разделочник, явно приносил свои результаты. Мышцы в согласии крутили шатуны, жали на педали, удерживали торс и расслаблялись в шее очень естественно и непринуждённо. Вернее, неестественно непринуждённо – дивные ощущения лёгкости и естественности сгруппированной посадки на велосипеде. Я ж, вроде как, сначала лыжник, по нраву прямой да не стеснённый ход). И только потом триатлет, которому учиться еще и учиться зажимать себя в аэродинамической посадке до слипания преплечий). Пореже заглядывал в велокомпьютер – пусть едется как едется, в лёгкую. Ведь не скоростью единой… А вокруг зеленели поля льна и густой, почти южной зелени. А ведь как хорошо ехать и забыть на время о минутах-километрах, попробовать подышать плотным воздухом в лицо с ароматами, посмотреть мир вокруг, послушать сквозь свист ветра громкую жизнь природы… Каждые 20 минут исправно заглатывал очередную порцию питания и запивал водой. Слегка обгонял впередиедущих, местами обгоняли меня. Ехали, как всегда в длинных гонках – в ритм, расслабленно и равномерно. Примерно за пять километров до завершения первого круга дорога резко забрала вправо, к двухкилометровому участку, к лагерю Осетр. Вел вздыбился и зафыркал всеми шарнирами и карбоновыми волокнами, руль задрожал и выбил локти из лежака. Это еще что за сюрпризы?! Оказалось, под колёсами та поверхность, которая только с точки зрения авто весом от тонны и тяжелее воспринимается как асфальт. А для около 9-и килограммового вела да без малого под 70 гонца - как булыжная мостовая гранями поперек движения. Хотя и не булыжник, а очень крупная гранитная крошка да дыры местами в асфальте, но при скорости выше 20км/ч вел явно разбирался на запчасти, ум решительно протестовал против намеренной порчи карбонового имущества об не_асфальт, а глаза и шлем отдельно пытались не оторваться от их носителя, хотя все шансы были наяву. Взбадривание тряской растянулось на 2 кэмэ, прерванное водичкой на пункте питания. Зато тот гнутый в колейности асфальт показался сущим зеркалом. И так, тягучий спуск – и разворот. 1.37, средняя скорость ближе к 29-и км/ч. Пойдёт, с учётом давящей жары сверху и плавящей снизу. Перезарядка замороженных велофляг – опять заботливые руки, сколько раз выручали! – и в тот же торчковый подъем прямо в седле. Ветер явно крепчал и накалялся. Ну понятно и конечно, встречный и порывистый, а как же. Всю дорогу – и в лицо. Небо стряхнуло с себя тучки. Велокомп отрисовал +33С. Устал, наверное, таких С не бывает так рано. Ну и в таких гонках! Пытался всё время держаться в аэропозиции, на лежаке. Увы, регулярные асфальтовые трещинки и трещины потряхивали вел, меня и заодно и мысли о грядущем. Средняя скорость опять прижалась к 27-и км/ч. Организм неуклонно грелся, не смотря на включенные системы охлаждения и кондиционирования. Странное ощущение однако ж – а ведь пота нет совсем! Уже треть от 180-и откатана, а на велоочки – ни капли пота! Потом дошло – при таком горячем встречном обдуве пересушенной финской сауны вся влага сметается с пор кожи еще до её появления на свет. Ну и ладно. Воды вокруг хватает. 3 литра на круг + регидрон – и водно-солевой баланс – как в рекламе. Круг 2 долетал до разворота, весь романтизм происходящего стряхивала в ощущение реальности та двухкилометровая гранёная дорога до Осетра и обратно. Колёса гремели, карбон жаловался, пятки подпрыгивали до мозга, а в общем и целом организм превращался в качественную отбивную. Разворот! 1.42. Ура! Опять заботливые руки, опять индевеющие велофляги. Через 200 метров – поливальная машина, с мощным фонтаном холодной воды. Прямо на обочине. Я чуть замешкался, и развернулся в створ – пусть затопит! Организм встрепенулся. Посмотрел на велокомп - +34С. Не, ну он точно заглючил, хотя скорость, расстояние, каденс отрисовывал исправно. Стайками проносились еще не взрослые триатлетята из триатлон-спринта. Ну надо же – лишь немногие из них в одиночку, остальные – очень взрослыми и грамотно построенными пачками. Вроде, драфтинг запрещен ведь? Спросил у двух девчушек, сидевших на колесе друг у дружки. Ехали они быстро, ответ я не расслышал. Может, и к лучшему. Встречный ветер уже отжимал назад и меня, и велосипед вполне ощутимо. Воды во флягах еле хватило до дальнего пункта питания. На температуру уже не смотрел – зачем лишние знания? В местах стыков асфальта, не закреплённых каменной крошкой, явно и ясно отрисовывались следы велопокрышек. Это как это? Перегрев асфальта? Мозга? Мираж в пустыне? Всё-таки глянув температурное окошечко велокомпа. +36С. Ну всё, пора домой. Потому как выжить и выжать при такой густой жаре можно только либо с юмором, либо с психиатром. До второго, было ближе, похоже. Уже даже почти вскипевшая вода во флягах закончилась. Дотянул до очередного пункта питания и минуты три лил воду на голову и внутрь. Зажаренные до хрустящей корочки внутренности даже не отмокали, надежда убежала тут же в кустики, здравый смысл молча и с укором смотрел большими тоскливыми глазами прямо в ум. Тот молча отвернулся, хотя и кипел по полной. Я сел в седло и засеменил по полыхающему жарой асфальту к развороту на четвёртый круг. Всё, что могло и не могло расплавиться, уже расплавилось. А ведь тем, кто всё еще охлаждает воздух, как и я – им же тоже так же. Поэтому – терпеть. На третьем развороте понял, что перегрев организма подбирается к точке невозврата. Значится, +26С в тренировках и +34-36С в реальности – две большие разницы, и выживание в одной жаре далеко не гарантирует оное в другой. Значит, нужно больше тренироваться в бОльшей жаре. Или больше охлаждаться обливающей водой. Или больше – не надо больше в такую жару? Нет, надо, Федя, надо. Закинул под веломайку и под шлем пару кусков льда, заботливо припасённом всё теми же заботливыми руками, набил рот им же, и двинул в жесткую встречную жару. Через 200 метров остановился перед поливальной машиной. Шофёр без слов понял – вжал напор на полную. Постоял секунд 30 под обжигающей прохладой воды и усилием воли выдернул вел в сжигающий ветер. Через 15 минут всё на мне и я сам просох до шелеста в ушах. Ветер уже местами бил по лицу горячим рукоприкладством, дрожащая даль медленно покрывалась пеленой. По прикидкам, выпито уже больше ведра воды, а жажда неуёмная всё рвёт обратно к поливалке. Вот те и супризъ противоестественных условий жизнепребывания организма. Внутренние ощущения пересушенного изюма в кексовом тесте плотного воздуха. При такой духоте дышать часто противопоказано, а еще и двигать шатунами - … ! Вся жидкость с велофляг была выпита на ближайших 15-и километрах. До дальнего разворота, где многолитрами прозрачных бутылок ждала вода, дотянул на аварийном запасе воли силы. Там остановился и очень долго лил воду на себя. Оно понятно, жадная и бесполезная трата чужих сил на себя – её, водицу, ведь надобно добыть, налить, привезти… Единственная мысль утешала – коли выживу, расскажу живущим – вроде, показываю, как делать не надо! Слегка остуженный организм опять понёс шоссер. Благо, сразу спуск. И Благо, над мягким, жародышащим, уже узким до ширины лезвия бритвы в глазах асфальтом - повисли тучки. Слава Богу! Я не знаю, какими законами физики и биомеханики крутились шатуны, чем и как жалось на педали и по чьей воле рулил руль, но веломашина протаранивала спекшийся до твёрдой остывающей лавы воздух, добирая оставшиеся двадцать кэмэ расползшегося под шинами асфальта. Каменная двухкилометровая расчёска к Осетру. Еще воды на голову и на себя. Оставшиеся три километра. Осознание возвращалось в обугленный организм, рефлексы сонно и нехотя вспоминали, как заново учиться ходить поджаренными пятками, обваренный взгляд сфокусировался на арке с чертой схода с велосипеда. Устало загудели тормоза, пальцы приварились к оголённой части алюминиевого выноса руля. Всё. Неимоверных 180, раскалённых снизу и расплющенных сверху, остались в мерцающей нереальности. 7.36. Жесткий приговор времени велотерпения. Так медленно я еще не ездил. И всё-же – спасибо – так долго в таком эпицентре жары с +…С я еще не выживал. Марафон на апельсинах. Поход в транзитку в велом в обнимку, как ни странно, оказался вполне бодрым. Усталый шоссер схватился седлом за стойку и повис вниз передним колесом, высушенный до крайней капли влаги. Внутри организма шипела раскалённая Сахара. Попытка залить водой или изотоником увенчивалась успехом лишь на пару минут. Затем – та же жажда, ничем и никак не утолимая. Пока переобувался и переодевался для бега, боевой надёжный друг принёс банку безалкогольного пива – всё надеялся им утолить патологически разыгравшуюся жажду. «Сибирская Корона» шипуче испарилась внутри, жажда выключилась. Я вышел на беговой этап. Асфальт опять полыхнул жаром, белесое солнце по прежнему давило сверху. Первые несколько сот метров решил пройтись быстрым шагом с постепенным переходом в бег. Организм зачирикал, ожидаемого тормоза от не своих ног после вела не наблюдалось. Тренировки своё таки брали. Надежда опять зарезвилась, здравый смысл помалкивал. Примерно через километр решил влить внутрь немного регидрона, хотя сведения мышц еще не было. По опыту, лучше чуть раньше добавить внутрь солей, чем вдогонку сведённым мышцам. Через пол минуты внутренности взорвались полным отторжением регидрона – пришлось сойти в сторону и выбросить из желудка вообще всё, что там было – «Сибирскую Корону» и тот глоток регидрона. Вот так штука! На ближайшем пункте питания попытался съесть кусок энергобатончика. Тот же эффект. Гель. То же самое. Безалкогольное пиво, как оказалось, жажду забрало совершенно, зато фатально не позволяло вообще ничего внутрь не принимать – ничего, кроме воды. Так-так, а вот это уже интересно! Марафон ни на чём. Так я еще не бегал. Еще один супризъ! Постепенно начали подёргивать судорогой икры. После первого круга из пяти, на пункте питания, попытался глазами понять, что же организм в себя таки впитает. От всего просто воротило. От всего, кроме апельсина. Съел дольку. Прошла! О! Уже топливо. Вторая долька была отвергнута еще на расстоянии протянутой руки. Сил явно добавилось. Garmin показывал темп 5.47 мин/км – вполне достаточно для 4ч.30мин. для марафона. Щедрые фонтаны воды встречали возле пунктов питания и в нескольких местах бегового маршрута, зрители и волонтёры с обочин и велосипедов подавали воду – попить или полить. Жизнь налаживалась) Апельсиновая зарядка закончилась через 2км. Опять почти на шаг. Зато на каждом пункте питания вполне съедалась 1-2 дольки апельсина. 2-3км бег – 1км в шаг. Солнце затянуло тучками, где-то грохотал гром и в округе сверкали молнии, но беговой маршрут так и не выходил из эпицентра душной жары. Апельсиновый марафон прошел достаточно легко на 2-3-круге. Ну а дальше, похоже, и апельсиновый резерв закончился. Попытка выпить каплю геля опять грозила спазмами. Поэтому оставалось лишь надеяться на оранжевый фрукт и без силы волю. Давно и устойчиво обгоняли меня и очень редко кого я. Вспомнил, как на велосипедном пункте питания, который в развороте гребенчатого асфальта под лагерем Осётр, поджарый рослый парень спрашивал вопросы, пока я лил воду себе на голову. – А вот зачем вы истязаете себя дальше? Я всех, кто здесь останавливается, спрашиваю. Ведь первые уже почти финишировали. А вам еще часов 6-7 пахать – и ни о чём. Ни наград, ни денег, ни бонусов никаких, ни даже результата приличного – бесполезное во всех смыслах мучение. Вот зачем? Я тогда ответил, что не нужно искать здравого смысла в добровольном испытании себя. Его нет. Потому что 226 бежится мозгами, а не ногами, как говорил уважаемый Денис Крестин, сильный спортсмен-любитель, с юмором, романтикой и железной твёрдостью характера. А мозги – это метафизика больше, чем здравый смысл. С той самой метафизикой, которая точно знает измерения силы воли и воли силы, которой ведомы единицы измерения терпения, страдания и сострадания, взаимопомощи, взаимовыручки и взаимопонимания - можно куда больше и куда дальше добежать и достичь, чем одним здравым смыслом. Вот без этих самых истязаний и мучений, добровольных, «бессмысленных и беспощадных», так и не понять ни себя изнутри, ни окружающих в их жизненных трудностях. Ведь жить десятки лет – это не 226 за 10-15 часов, это штука посильнее Вильяма, так сказать, нашего Шекспира посильнее будет. А поэтому в мучениях есть суть и соль. Проникновеннее в страдания других вникаться будет. Да и поменьше жаления себя - тоже в пользу. Постепенно темнело. Еще круг с небольшим, а в организм по прежнему, ничего вбить не удавалось, кроме дольки-другой апельсина. Ладно, будем знать на следующие 226: пива не пить, воду на себя и в себя в жару – почаще. Гром и гроза обходили кругом наш компактный беговой маршрут, слегка поубавилось жары. На крайнем круге Алексей Ческидов раздал бегущим уже в темноте фонарики – требования ГБДД для безопасного бега по участку шоссе. Взял в руку и замаячил в темноту. Решил, что после меня – никого. Ан, нет. Сзади еще мерцало пару-тройку светлячков. На крайнем, дальнем пункте питания судороги добрались до двуглавых мышц бедра. Спасибо врачу скорой, крепкими руками и точными движениями разобрал оставшиеся волокна мышц по нитками и напутствовал на оставшиеся 2 километра. Две дольки апельсина – и в путь. Очень трогательно поддерживали жители города с детишками – время 22.00, а они всё у трассы! Надо же вот так! Спасибо огромное! Те два километра – самые долгие, на двух апельсинах, на несгибаемых ногах, забитых бедрах и вполне свежей головой, в темноте под ЗаРАЙском. И всё-таки, надо было дожать эти 226. Потому что раз сказал – гоп! – впрыгнул – терпи, пока летишь. И потому что цели достигает не тот, кто может, а тот, кто хочет. Ну, а очень жаркую цель можно достичь только очень захотев. Финишная арка и финишная лента. 6.06 апельсиновый марафон. Беспристрастный свидетель – время. Вот теперь всё. Жара не жара, а я таки дома). За 226 + 0.0000001км) со временем 15.36.34. Еле-еле, но всё-же всё-же). А дальше – всё по задумке TITAN-организаторов: медаль – фото – массаж – озноб (отсебятина) – и в сон. Хорошо) Массаж, к стати – мегасуперотменный – на следующий день сами ноги вполне живо ходили, мышцы ног почти не болели, не говоря о последующих днях. TITAN-226 в этот раз и вправду оказался не столько гонкой на длину или время, сколько изучением своих свойств в жесткой среде обитания. Или не_обитания). Выводов больше, чем свойств оказалось) И раз удалось выжить, значит, можно пробовать дальше – даст Бог, получится поэкспериментировать. Больше катать и бегать по жаре. Больше, дольше и чаще охлаждать организм. По возможности, припасать побольше льда – под кепку, за ворот. А, и пива безалкогольного не пить, конечно). Пока вот так). Зачем надо такое насилие? Это не насилие. Это дисциплинированное доказательство организму, что он может больше, чем о себе привык думать. Потому что только от сверхусилий приходит мудрость, терпение и способность понимать и ценить терпение и труд, и свой, и рядомживущих. А без них – никак) Традиционно, впечатлила качественная и грамотная организация старта – от регистрации и брифинга, транзитной зоны, сервиса – и до продуманных пунктов питания, ассортимента еды, обходительности и внимания судей, волонтеров, работников TITAN-команды. Вообще, отличие стартов в TITANе – наличие всего необходимого в нужном месте в нужное время + еще чуть-чуть для души) СПАСИБО от души! Чуть получше бы асфальт, и TITAN был бы лучшим стартов на 1/6 части суши! Потому что TITAN – это IRONMAN со знаком качества!) С признательностью, уже остывший, живой и желающий повторить 226 еще не раз, №108) Фото опубликованы и использованы с сайта www.sport-images.ruСпасибо метким творческим и жизнелюбивым глазам и умам!)