Эффективная посадка на велосипеде: велотрансформер шоссе-триатлон – поиск компромиссов.

Анализ возможностей и способов трансформации шоссейного велосипеда для групповых гонок в разделочный велосипед для индивидуальных гонок.

TRILIFE.RU
9252
2
2016-09-07T19:35:29+03:00
838 1000

 Популярность велосипедного спорта и триатлона среди любителей в настоящие дни возрастает явно и неуклонно. Подтверждение тому факту исключительно наглядное – стоит лишь взглянуть на результаты и статистику спортивных любительских стартов. Не менее ярко впечатляет разнообразие и качественный состав «велосипедного парка» как любителей, так и профессионалов – фантастические по дизайну, конструкции, оборудованию и цене веломашины поражают самое взыскательное воображение. 

Тем не менее, всем, кто садился в седло и крутил педали в серьезных тренировках и соревнованиях, известно, что «ходовая часть» - велосипед – может лишь переложить в скорость усилия от «двигателя» - гонщика. Эффективная реализация потенциала системы «гонщик-велосипед» возможна лишь при условии должной функциональной подготовки велосипедиста и грамотной настройки велосипеда под индивидуальные особенности спортсмена. Некоторые особенности настройки посадки велосипеда рассматривались ранее: "Эффективная посадка на велосипеде: тайное и явное". Здесь же попробуем проанализировать возможность и способы трансформации шоссейного велосипеда под различные виды велогонок без «переделки конструкции». Например, групповая шоссейная гонка – раздельная шоссейная гонка – триатлон-спринт (олимпийка) – длинный триатлон (113км или 226км). Особенности каждого из видов велогонок рассмотрим чуть позже, а пока остановимся на принципах, знание которых, как известно, компенсирует не знание некоторых фактов. В подавляющем большинстве у любителей велоспорта и триатлона в наличии присутствует лишь один соревновательный велосипед. Как правило, шоссейный, поскольку велосипеды для раздельных гонок могут использоваться только для стартов в индивидуальных гонках с запрещённым драфтингом, то есть, с исключением возможности «сидения на колесе». Согласно существующим правилам, зона, в кот
й запрещено сближение спортсменов (зона драфтинга), составляет 10-15 метров между задним колесом лидера и передним колесом следующего за ним. Суть запретов состоит в опасности нанесения травм выступающими элементами лежака или разделочного прямого руля в случае контакта в гонке на скорости с другим велогонщиком или падения велогонщика. Велосипеды, предназначенные для групповых гонок, могут быть использованы как в раздельных, так и групповых стартах.  Кроме того, разделочные велосипеды дороже шоссейных. По этой причине шоссейный велосипед для групповых гонок является, как правило, единственным у большинства любителей спорта на все случаи велоспортивной жизни.   В самом начале любых сравнений и оценок необходимо выбрать меру эффективности рассматриваемой системы – гонщик-велосипед. В данном случае, логично предположить, что общим показателем эффективности может выступать максимальная скорость или минимальное время преодоления заданной дистанции. В чисто велосипедных гонках на этом показателе можно было бы остановиться. Однако в видах спорта, где велогонка лишь один из этапов (триатлон, дуатлон с велоэтапом, в которых после велогонки следует беговой этап), вполне объективными могут быть следующие показатели: - максимальная из достижимых скоростей (минимальное из возможного время преодоления дистанции) при затрате усилий не более заданных; - минимальная из возможных затрата усилий для поддержания скорости не менее заданной (времени преодоления дистанции не более заданного). Объективная оценка затрачиваемых усилий возможна «в прямом измерении» с помощью измерителей мощности, и весьма приближенно и косвенно – при использовании измерителя частоты сердечных сокращений (ЧСС). Измерители мощности в настоящее время весьма дороги, поэтому большинству любителей доступны лишь два «датчика», совместный анализ сигналов, позволяющих оценить энергозатраты – мониторы сердечного ритма (МСР) с датчиками ЧСС и собственная интуиция. Последняя, к стати, при хорошем внимании, наблюдательности и умении прислушиваться к собственным ощущениям, весьма информативна в плане контроля собственных запасов энергетики. Однако, даже обладая великолепной физической формой и совершенным по техническим характеристикам двухколёсным болидом, достижение максимальной эффективности передвижения еще не гарантируется. И чем сложнее дистанция - рельефнее, быстрее, длиннее – тем большую роль играют еще как минимум четыре фактора, прямо влияющие на эффективность гонки: 1. Безопасность езды. Можно настроить параметры велосипеда под максимальную передачу усилий на шатуны при минимальном лобовом сопротивлении. При этом велогонщик может оказаться в положении явно не устойчивом при движении по неровным поверхностям, с крайне ограниченными возможностями для маневрирования (вытянутые на лежаке и максимально сгруппированные в предплечьях руки) и почти полным ограничением видимости и обзора (голова опущена вниз, «лежит на руках»). Однако в реальных гонках велосипедист жертвует в определенной степени и передачей мощности на шатуны, и аэродинамикой, и удобством ради обеспечения минимально требуемого уровня безопасности. А именно – увеличенным весом и габаритными параметрами велосипеда, наличием и размещением оборудования и параметрами посадки на велосипеде. 2. Эргономика и комфортное положение тела в процессе велогонки. Чем длиннее велогонка, тем большую роль играет удобство посадки на велосипеде и педалирования. На коротких дистанциях, измеряемых в нескольких десятках километров и преодолеваемых в течение часа-полутора, можно и «потерпеть» - вынудить организм сохранять неудобную, стеснённую и напряженную позицию для улучшения аэродинамики или нужной частоты педалирования, претерпевая дискомфорт и боль в шее, спине и пояснице, сковывая дыхание и перенапрягая затёкшие руки-плечи. Была бы цель, как говорится). В длинных велогонках и триатлонах эргономика и удобство могут быть вообще определяющим и главным фактором успешного достижения цели – финиша с наилучшим из возможного временем, поскольку относительно «свежий» организм способен выдавать увеличенную мощность и поддерживать таковую длительное время. 3. Аэродинамика. Посадка на велосипеде в позиции минимального лобового сопротивления значительно загружает опорно-двигательный аппарат и ограничивает амплитуду дыхания, поскольку вынуждает гонщика группировать в  практически неподвижное и не эргономичное положение торс, шею, руки и голову. Кроме того, близко расположенные и вытянутые руки на лежаке или руле затрудняют балансирование на велосипеде и ухудшают управляемость, а необходимость частого и регулярного обзора вперёд вынуждает запрокидывать голову, излишне напрягая шейные позвонки. По сути, аэродинамическая позиция для раздельных гонок определяется предыдущими двумя факторами – безопасностью и комфортом. Чем ниже, агрессивнее и компактнее посадка, тем хуже маневренность, управляемость  и устойчивость велосипеда и велосипедиста; больше вероятность «пропуска» неожиданных или мелких препятствий из-за узкого угла переднего обзора и не непрерывности обзора вперёд; «скованнее» положение тела и возможность полноценного дыхания. Вследствие рассмотренных факторов, раздельная гонка на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и более часов может в той или иной степени определять параметры настройки велосипеда. Если в течение 1-2 часов можно и «потерпеть» дискомфорт и «повысить бдительность», жертвуя комфортом, то гонка свыше 4-5-и и более часов явно вынуждает отдать предпочтение комфорту – чуть приподнять высоту руля или лежака, сдвинуть подлокотники ближе к седлу, установить более короткий вынос руля. 4. Мощность. Величина и объективная, и относительная. Объективная, поскольку в каждый момент времени вращения шатунов характеризуется вполне конкретной прикладываемой силой, которую можно измерить датчиками и оценить в ваттах. Субъективная, поскольку собственно сила, прикладываемая к педалям, зависит от выносливости, техники педалирования, мотивации, эмоционального настроя, профиля и протяженности трассы, цели велогонки и – собственно от параметров настройки велосипеда и посадки на велосипеде. Опять же, на мощность педалирования влияют первые три фактора. Ниже обратим внимание лишь на влияние параметров настройки велосипеда и посадки на изменение мощности. Помимо рассмотренных факторов, грамотная настройка велосипеда, посадки на велосипеде и рациональная техника педалирования обеспечивает отсутствие и предотвращение и явных, и потенциальных травм. Например, слишком сдвинутые к осевой линии лежаки в угоду аэродинамике могут значительно ухудшить управляемость велосипеда; излишне низкая высота руля и, как следствие, более низкая посадка, может существенно ухудшить обзор, а слишком сдвинутый вперёд лежак и подлокотники резко ухудшить устойчивость велосипеда. Потенциальные травмы от явных ошибок в настройке велосипеда более опасны, поскольку накапливаются постепенно и в начале велосипедных тренировок явно себя не проявляют. К таковым относятся – перенапряжение или повреждение коленных связок или мениска из-за излишне низкой высоты седла, увеличенного разворота шипов на велотуфлях относительно продольной оси, слишком длинных шатунов; растяжения паховых связок и микротравм из-за несоответствия размера седла расстоянию седалищных бугров и увеличенной высоты седла; перенапряжения и отёков в области спинных и шейных позвонков, сухожилий и суставов плеч, предплечий и кистей вследствие неправильно подобранных размеров рамы, выноса руля, высоты седла и руля, несоответствия настроек велосипеда требуемой рациональной посадке велогонщика. К сожалению, долговременно накопленные травмы требуют достаточно длительного лечения и восстановления.   И так, вернёмся к трансформации шоссейного велосипеда в разделочны. Увлекательный процесс совершался умелыми руками опытного специалиста в профессиональной лаборатории Velosportlab, оснащенной современным техническим оборудованием.  Отличие разделочного велосипеда от шоссейного состоит в особенностях конструкции и параметрах посадки. Конструктивно разделочник выполнен в улучшенной аэродинамической форме рамы, вилок, руля, стоек лежака, подседельного штыря, обладает сдвинутым вперёд по сравнению с шоссейником положением седла для улучшения аэродинамической посадки. По этой причине вес разделочного велосипеда несколько больше шоссейного. Посадка на разделочном велосипеде призвана уменьшить лобовое сопротивление воздуха и  характеризуется бОльшим сдвигом корпуса вперёд относительно посадки на шоссейном велосипеде (обусловленным сдвигом седла вперёд), бОльшим наклоном торса к раме и значительным временем опоры на подлокотники лежаков в процессе гонки. Шоссейный велосипед, в отличие от разделочного, легче, маневреннее из-за особенностей формы руля и возможностей хвата, сконструирован для относительно высокой посадки (около 90% групповой гонки велогонщик располагает кисти рук на грипсах и только около 10% на «баранке» руля), возможностей резкого наращивания темпа педалирования и поддержания высокой частоты педалирования в высокой посадке (чему способствует сдвиг седла назад в сравнении с разделочным велосипедом).   Оттолкнёмся от того факта, что шоссейный велосипед для групповых гонок уже присутствует в наличии и подобран в соответствии с антропометрическими параметрами гонщика. Здесь следует обратить внимание на важную особенность. Как правило, распространённый параметр, по которому производится выбор велосипеда для гонщика – соответствие размера рамы и роста человека. Более подробный подбор комплектующих включает: размер шатунов, размер рулевого выноса, ширины седла, ширины и типа руля.

Настройка посадки для уже имеющегося в наличии велосипеда, разделочного или шоссейного, производится регулировкой положения трёх составляющих: - шипов на велотуфлях в продольном направлении и угле разворота относительно продольной оси; - высоты, наклона и сдвига в горизонтальной плоскости седла; - высоты, длины выноса и положения «баранок» руля относительно продольной оси руля. При трансформировании группового велосипеда в разделочный появляется четвёртая составляющая – лежак, в наилучшем варианте исполнения регулируемый по ширине, длине, высоте и углу наклона трубок и подлокотников. Например, вот такой: Profile Design T3+ , RedShift .

В каждом конкретном варианте уже полностью укомплектованного велосипеда существуют некоторые диапазоны регулировки под индивидуальные параметры велогонщика. Однако на практике может возникнуть случай, при котором положение какого-либо элемента (или элементов) регулировки уже находятся в предельной позиции и дальнейшей регулировке не поддаются. В такой ситуации трансформацию велосипеда с желаемой эффективностью возможно будет обеспечить лишь частично. Или, как вариант, лишь при условии замены некоторых комплектующих велосипеда (в моём случае необходимо было заменить вынос руля на более короткий и установить другой тип седла).  

Адаптировать шоссейный велосипед к разделочным гонкам кардинально возможно установкой на руль лежака, и «перенастройкой» регулируемых параметров велосипеда – высоты и сдвига седла, выноса и высоты руля. Регулировать положение шипов на велотуфлях также допустимо, однако, в большинстве случаев их положение может оставаться постоянным.

Следует принимать во внимание, что даже при самой тщательной подгонке параметров посадки шоссейника к разделочнику результат будет всё-таки компромиссом между лёгкостью и маневренностью и аэродинамикой и жесткостью. Для каждого вида гонок лучшим решением будет специализированный велосипед. Если же в наличии лишь один – тогда рассматриваемая трансформация представляет собой вполне разумный выход из ситуации «один велосипед на все случаи жизни».

При идеальном исходе, желательно ограничиться лишь минимальными изменениями исходных настроек. Однако на практике для подгонки параметров посадки под «разделочные требования»,  возможно, необходимо будет изменить высоту или положение седла по горизонтали и/или высоте – на практике, операция займёт меньше минуты и специальных умений не потребует. В более сложном случае – установить более короткий вынос руля или снять одно или несколько проставочных колец для регулировки высоты руля. Такие манипуляции также не сложны, не продолжительны и не требуют обращения в сервис-центры.

В самом «неудобном» варианте – заменить подседельный штырь или седло. К стати, при возможности, иметь в наличии одновременно два сёдла, закреплённых на индивидуальных подседельных штырях – наилучший выбор для гонщиков, активно участвующих как в велогонках, так и в триатлонах. В таком варианте положение и высота седла устанавливается заранее и фиксируется окончательно, а трансформация шоссейника в разделочник состоит лишь в замене седла и выставлении подседельного штыря с седлом в раму по меткам на подседельном штыре. В любом случае, заранее обратим внимание, следует нанести не стираемые метки на подседельный штырь, продольные направляющие седла, места крепления подлокотников и мест крепления лежака на руле - как для положения «разделочник», так и «шоссейник». При необходимости очередной трансформации велосипеда в ту или иную специализацию по меткам это будет сделать не затруднительно).  

А теперь – как процесс трансформации выглядит на практике. Изначально велосипед был настроен под посадку для шоссейных групповых гонок 2 года назад. Хотя антропометрические параметры во взрослом возрасте стабильны – рост, длина рук и ног, расстояние между седалищными буграми, размер стоп и т.п., тем не менее, некоторые из них могут изменяться в ту или иную сторону. Например, последствия травм, ограничивающих движения суставов, потери или увеличения мышечной массы, уменьшения или увеличения гибкости суставов и позвоночника. По этой причине процедуры основных антропометрических замеров, касаемых гибкости суставов и позвоночника, были проведены вновь. Как ни странно, гибкость в тазобедренном суставе и в позвоночнике слегка увеличилась). Велоспорт омоложает?;)

На следующем этапе настройки посадки внимание было обращено на велотуфли. Шипы сдвинуты несколько назад для разгрузки голеностопа – основных рабочих мышц на беговом этапе. Под стельку левой ступни встроен дополнительный супинатор, поскольку свод стопы ниже правой ступни.

Далее – велосипед на стенд Retul. С помощью пространственного датчика Zin снимаются точные размеры велосипеда и передаются в память системы анализа и обработки информации. В результате на экране визуализируется схема настраиваемого велосипеда.

 По основным кинематическим звеньям, задействованным в велодвижении – нога-торс-рука справа были прикреплены датчики амплитуды движения. Таким способом с помощью приёмника  Retul непосредственно в динамике измеряются диапазоны рабочих углов сгибания ног в коленном и бедренном суставах, положения позвоночника, углов расположения локтевых суставов на руле.

Как для шоссейной, так и для триатлонной посадки существует индивидуальный эффективный диапазон угловых динамичных и статичных положений суставов и «рабочих органов». По сути, регулировка посадки на велосипеде состоит в регулировке седла и руля таким образом, чтобы при движении рабочие углы суставов находились в пределах рациональных (допустимых) диапазонов. Как известно, для шоссейной и триатлонной посадок диапазоны углов различаются, в силу рассмотренных выше особенностей.

После непродолжительного педалирования  Retul анализирует кинематику движений велогонщика, сопоставляет с текущими параметрами велосипеда и выдаёт рекомендации на изменение или регулировку тех или иных элементов велосипеда.

Поскольку изначально велосипед собирался под чисто шоссейные гонки, в начале были измерены параметры велосипеда для варианта «шоссе», затем «триатлон».

Существующие диапазоны регулировки руля и седла можно было настроить для групповых гонок, но для эффективной посадки в варианте «триатлон» руль располагался слишком вынесенным вперёд. В результате, для достижения эффективной посадки в обоих вариантах, необходимо было установить более короткий вынос, а регулировку рациональной высоты посадки производить смещением седла в горизонтальном положении – вперёд для варианта «триатлон» и «назад» - для варианта «шоссе». Но для более компактной и аэродинамичной посадки в варианте «триатлон» существующее седло необходимо было заменить – следовало приподнять высоту штыря для сдвига седла назад (в большинстве случаев, поднятие подседельного штыря на 2см назад отодвигает седло на 1см назад. И наоборот). По этой причине следовало подобрать седло с низким посадочным профилем.

Было протестировано несколько вариантов совместного выбора высоты и сдвига седла, длины рулевого выноса, наклона оси руля (шипы на контактных велотуфлях уже были отрегулированы). Затем еще раз были проведены измерения на стенде Retul для оценки эффективности шоссейной и триатлонной посадки.

К удаче, по словам мастера, оказалось, что для трансформации шоссейника в разделочник достаточно было лишь сдвинуть седло в горизонтальной плоскости на 2см вперёд и установить лежак. В сравнительно распространённых случаях преобразования варианта «шоссе» в «триатлон» необходимо, помимо сдвига седла, заменять рулевой вынос на более короткий.

В завершение, на руль был установлен триатлонный лежак и отрегулирован по положению подлокотников, углу установки относительно горизонта и сдвигу по продольной оси рамы. Имеющийся в наличии лежак позволяет производить регулировки лишь по двум фиксированным диапазонам в каждом направлении, поэтому на практике более предпочтительны лежаки с возможностью «плавной» регулировки как по длине, так и по ширине крепления на руле, а также высоте и ширине крепления подлокотников. После окончательной фиксации положений седла, руля и лежака были выставлены метки их крепления и еще раз проведено тестирование на эффективность посадки. Обратим внимание, что эффективность посадки в статике и динамике оценивается на основе базы данных и знаний, разработанных специалистами велоспорта и заложенных в памяти системы Retul. Обратной связью, влияющей на выбор диапазона углов, являются объективные данные измерений индивидуальной антропометрии конкретного велогонщика. Таким образом, рабочие углы в суставах, спине в статике и динамике, амплитуды движений располагаются в диапазонах, рациональных для данного вида велогонки и конкретного велогонщика. Например, при одинаковом росте и антропометрических данных двух велогонщиков, но разной гибкости в тазобедренном суставе или позвоночнике настройка сдвига седла и длины выноса будет разной. Соответственно, и параметры эффективной посадки – также.

Следует также обратить внимание, что при изменении гибкости суставов вследствие изменения режима и интенсивности тренировок, возраста, травм и т.п., весьма желательно провести тестирование на соответствие настроек велосипеда к объективным антропометрическим данным организма. Возможно, время от времени понадобится перенастройка некоторых элементов велосипеда. Или же выполнять определённые упражнения на увеличение гибкости суставов.

  Итог достаточно продолжительной и скрупулёзной воплотился в подтянутый в прямом и переносном смысле разделочник, трансформированный «лёгким движением руки» из шоссейника, и подготовленный к «одиночному велобегу» на классическом длинном триатлоне на дистанции 3.8+180+42.2=226км, из которых 180км – велогонка.

Новосозданный "компромиссный" разделочник был испытан предварительно на дистанции 185км, по профильной трассе с набором высоты около 1.5км. Обладая опытом тренировок и участия в соревнованиях по триатлону на дистанциях от спринта до железной триатлонной классики, все «прелести» дискомфорта и ноющих болей в суставах, спине, затёкших руках и паху мне в той или иной степени знакомы). С одной стороны, они обусловлены любительским уровнем тренировок, а с другой – и в этом убедился основательно – настройкой посадки «на глазок» и по ощущениям. Пожалуй, впервые более чем 6-и часовой велопробег оказался малозаметным для суставов организма, позвоночника, шейных позвонков, предплечий и кистей рук. Более того, объективно возросла мощность передачи усилий из-за более рациональной и комфортной посадки. Ощущения, сходные с пересаживанием с тренировочного алюминиевого велосипеда  с чужого плеча на построенный под себя карбоновый болид). Конечно, это лишь субъективные ощущения, однако в объективе поддержание средней скорости 29-30км/ч в течение 6-7и часов на весьма рельефной трассе, с тягунами и «торчками» без равнины и со встречным ветерком, для меня, любителя спорта с явным уклоном в лыжные гонки - достижение). Более того, физическое и функциональное состояние после таких велопробегов вполне удовлетворительное и вполне допускает длинный и долгий забег на марафонскую дистанцию, например). Настроенный специалистами Velosportlab шоссейник в варианте разделочника участвовал в классическом триатлоне 226км. Велосипедная трасса, весьма рельефная, с не лучшим покрытием и, местами, продолжительной «стиральной доской», вынуждала испытать значительные нагрузки и велосипеду, и опорно-двигательному аппарату. Тем не менее, ощущение «единого целого» с велосипедом на протяжении всего велоэтапа и не напоминание о себе спины, рук, шеи подтверждают объективность проделанных изменений в настройке велосипеда.

Конечно же, следует понимать, что трансформация шоссейного велосипеда для групповых гонок в разделочный есть "мирное сожительство" компромиссов. "Чистый" разделочник эффективнее в раздельных гонках в силу заложенных конструктивных особенностей и специализации. Однако при наличии лишь одного велосипеда рассмотренная выше трансформация позволяет заметно улучшить эффективность гонки, состоящей как в уменьшении лобового сопротивления, так и повышения мощности педалирования и удобства посадки, что особенно важно для длинных велогонок. 

Наверное, для любительского спорта важны не только призовые места в протоколах, и даже не только победы над собой. Рискну предположить, что неотъемлемую, а может быть и важнейшую часть активной жизни занимает радость и гармония движений, не только развивающие здоровое тело, но вдохновляющие здоровый дух). И развитию, и вдохновлению окружающий мир, искусно и творчески усовершенствованный, лишь помогает. Может быть, ощущение гармонии и части единого целого с эти миром и есть главная цель, к которой стОит стремиться!)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

06:23, 12 Августа 2017
Не хочу ничего плохого сказать, тем более по фоткам судить сложно, но неужели ниже сесть не имеет смысла?
Реально высокой посадка кажется со стороны...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:43, 31 Октября 2018
Думаю делать выводы по фото, где опущенная пятка и нога растянута не правильно)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь