You are NOT an Oravaman!

Про то, как я сошел с Оравамена. Попытался быть кратким, но не получилось :-)

TRILIFE.RU
763
2
2016-07-19T11:50:18+03:00
193 526
Утром +11 градусов и дождь.

Во-первых, надевать гидрокостюм дома за 2,5 часа до старта — это очень хорошо :)

Во-вторых, в гидрокостюме-то, оказывается, при +11 холодно. А я удивлялся, почему неопрен так мало используется в туризме.

Вода +19. В общем, неплохо.

Главный вопрос дня (у всех): «В чем ехать?». Внизу +11, вверху вообще непонятно что, набор 2200 метров на 90 км дистанции. Понятно, что спусков много. Дождь уже идет, и может пойти очень сильный. Можно въехать в облако.

Я свой ответ нашел на FinisherPix — посмотрел свои фотографии с 4 дождливых длинный гонок:
— Zurich 2012
— Zell am See 2012
— Elbaman 2013
— Zell am see 2014
В трех случаях плыл в стартовом костюме под гидриком, в транзитке надевал джерси, в кармане джерси был дождевик, который я мог надеть по ситуации. На Эльбе ехал все время в стартовом.

Сегодня решил плыть в стартовом костюме под гидриком, надеть велоджерси, в карманах джерси рукава и дождевик.

Транзитная зона: все равно холодно, руки как-то трясутся, надел шлем и очки, надел носки, туфли и номер, надел джерси. Рукава... Да ну их, поеду прям так, потом надену. И дождь вроде прекратился. А в транзитке прям рядом со мной Коля Ноговицын, проплыл минуты на три быстрее, но до сих пор одевается (термобелье на сухое тело + джерси + дождевик с проклеенными швами + ногова).

Поехал. Холодно, тело дрожит. Ну это известное дело, немного просушится, в подъем поработает — и, может, перестанет.

Километров через 7 все-таки останавливаюсь, хожу в туалет и надеваю рукава. Не без труда. В рукавах сразу намного комфортнее.

А дождь — не поймешь, не то идет, не то не идет. Дороги мокрые. Впереди подъем 6 км — надеюсь согреться. Но не сказать, чтобы особо согрелся — дрожал на подъеме, и дрожь особо не проходила. Тем временем, дождь становится сильнее. Начинаются спуски. Дрожь в теле становится какой-то постоянной. Я ей не мешаю — даже помогаю — может, согреюсь.

В голове крутится фраза Девида Вордена о том, что в жару тело тратит много энергии на охлаждение, а на согрев не тратит ничего — ну, до тех пор, пока не начинается дрожь. Ну вот, паразитную энергию трачу на согрев. Но пульс для данной мощности все равно очень низкий.

Дрожь мешает управлению велосипедом — спуски тут позволяют ехать 80+ км/ч. Я, конечно, еду медленнее, а в дождь и подавно, но в сумме все становится опасным: дождь, иногда запотевшие очки, иногда плохой асфальт, иногда туман, иногда выезжающие на встречу гонщики, иногда большие лужи. А хуже всего — внезапные порывы ветра, которые вообще типичны для Зубереца. Даже для хорошей погоды — на тренировках они тоже бывали. Добавить дрожащее тело — и совсем опасно.

Но я как-то еду, вроде осторожно и уверенно.
Наконец на 37 км останавливаюсь и надеваю дождевик. Не сказать, чтобы он помог, только начал парусить на ветру. (Но без него, конечно, было бы еще хуже.)

Обратный подъем, потом длинный спуск. Мое состояние какое-то стабильное, непрекращающаяся дрожь.

Подхожу к предпоследнему повороту спуска. Дорога довольно сухая. Торможу заблаговременно и не слишком активно. На прямом участке — никуда не поворачиваю, велосипед не наклоняю.

Вдруг сносит заднее колесо. Пока падаю, вспоминаю всех, кто ломал ключицу в этом году. Моя скорость в этот момент мне казалась неприлично высокой (все-таки это еще была прямая, начало торможения, длинный спуск).

Падаю на левый бок, первая реакция: «Ура! Ключица цела!». Вторая — надо убрать велосипед с дороги, пока кто-нибудь еще сверху не втемяшился. Убираю, тут же подбегает волонтер (а, точнее, мне кажется, просто местный житель, который приехал на своем МТБ поддержать участников), помогает убрать бачки с дороги.

Велосипед тоже целый, чуть правлю задний тормоз, а добрый человек мне накидывает слетевшую цепь. Я очень хотел сделать это сам, не пачкаясь, но не хватало силы додавить ручку переключателя :-)

Говорю всем, что I am OK и еду дальше вниз.

Состояние, конечно, немного шокированное. Понимаю, что разодрал бедро, вижу ушибы и ссадины на пальцах и коленке, понимаю, что досталось и локтю. Очень страшно тормозить — кажется, что как только я прикасаюсь к заднему тормозу, колесо начинает водить из стороны в стороны. Сразу убрал руку с заднего тормоза и впредь работал только передним. Замечаю, что левая туфля сама расстегнулась.

Добавим сюда то, что я уже два часа мерзну, кое-что болит, а голова немного в состоянии, как будто по ней обухом ударили. Но все-таки думаю, что доеду — ведь остались почти одни подъемы, а на беге будет теплее.

Примерно в момент падения меня обгонала Lena Seibanova, буквально через 500 метров разворот — она видит меня и недоумевает, чего это я сзади оказался? Я говорю, что все OK, OK, OK! Очень важно, когда тебя кто-то видит, быть позитивным и спокойным на 200%, и ровно на столько же важно самому видеть таких же позитивных людей, даже если им плохо. Иначе сеешь тревогу и сомнения в сердца других — этого делать нельзя. Особенно в дождь. Особенно в +11. Особенно на велосипеде.

Ну, а мои собственные сомнения длились недолго — на первом же небольшом подъемчике метров через 300 у меня начинает сводить сразу все мышцы — четырехглавые, двуглавные, икроножные на левой и на правой ноге, грудные мышцы, трицепсы — в общем, почти все.

Останавливаюсь, выстегиваюсь, потому что очень не хочу падать еще раз. Конечно, в момент выстегивания сводит правую, а левую выстегнуть не получается.
Стою на месте, разминаю ноги. Сажусь, проезжаю еще 200 метров, и все снова.

Так, понятно — теперь надо добраться до финиша, забрать рюкзак, в котором ключи, и дойти до дома. Это еще 19 километров на велосипеде с набором 450 метров и спуском 350.

Иду пешком с велосипедом. 19 км в велотуфлях особо не пройдешь, дождь и холод никто не отменял, но пока пойду. Может, кто подберет. Ну, а, в конце концов, доберусь.

Через несколько сотен метров пешком сажусь на велосипед, еду еще несколько сотен метров, опять судороги. Постепенно удавалось все больше и больше проезжать на велосипеде. При этом градиенты становились меньше, каденс выше, мощность ниже. Доехал до перевала. Больше уже с велосипеда не съезжал.

Теперь предстоял спуск. Дождь сильный, воды на дороге много, местами порывы ветра и мне очень страшно. Работаю только передним тормозом, еду 15 км/ч там, где другие 60, меня все равно шатает, мозг все равно воображает, что заднее колесо постоянно ведет.

Конечно, дрожь никуда не делась. Колбасит прямо, надеюсь, что меня никто не видит :-)

Ну, добираюсь до финиша, нахожу один свой мешок и один рюкзак, в котором ключи, дохожу пешком до дома, сбрасываю все мокрое — и уже становится лучше. Еще полчаса под душем, еще полчаса дома, пара кружек чаю — и вроде пришел в норму, иду снова к финишу встречать наших.

После финиша Михаил Громов добавил ясности моему падению.

Непосредственно перед тем, как упасть, я встретил Колю Ноговицына, радостной махнул рукой и почти сразу приступил к торможению. Наверняка сидел высоко и перенес массу вперед, разгрузил заднее колесо — и его повело.

Обычно, конечно, сдвигаешься назад и нагружаешь заднее (вдобавок, у меня седло и так сдвинуто сильно назад). Так и делал, пока катались по сухому асфальту. Опыта езды в дождь не хватило, из-за неуверенности и страха делаешь не то, что нужно.

Резюмируя:
1. Очень сильно замерз, что сказалось на управлении велосипедом
2. Упал
3. Начались судороги.

Я думаю, что здесь везде есть причинно-следственная связь: 1→2→3 и 1→3. На Эльбе тоже падал аналогичным образом (но уже в повороте), там судорог не образовалось. Да и тут без падения вряд ли бы они были.

Самый главный вывод: велосипед — опасная вещь, и если собственные кондиции не позволяют управлять им адекватно — лучше сходить. Это как пьяным за рулем. Это может быть озноб, это может быть перегрев, это может быть какая-нибудь тошнота или головокружение. Падение может иметь очень серьезные последствия.

Аналогично, мне не стоило бы выходить на беговой этап, даже если бы я до него добрался. Я бы не добрался, потому что не уложился бы в лимит на Т2, и потому что последние 4 километра градиент становится все круче и круче, и там бы я точно не смог проехать своими силами. Но и без этого — если ноги «отключатся» на горе, оттуда меня точно никто не снимет.

К слову, беговой маршрут изменили, уменьшили первый подъем, исключив участок Раконь→Лючня (я бы там два раза в спокойную солнечную погоду, и оба раза со стороны Польши там был постоянный ровный холодный и очень сильный ветер). Говорят, там была температура +7 и ветер 86 км/ч. Что там творилось — никто не видел, потому что Раконь был в облаках. Зато увеличили второй подъем, пустив его на всю длину горнолыжки.

Еще интересные выводы и заметки с сегодняшнего старта:
1. Какая же одежда в итоге была правильной? Верный ответ — все зависит от человека. На всякий случай без имен, но:
— Стартовый костюм с открытыми плечами + рукава. Холодно на веле, но доехал. На беге даже жарко.
— Плыл в стартовом + джерси + рукавах, надел жилетку. Хорошо!
— Ногова ниже колен + стартовый + дождевик. Холодно.
— Термобелье на сухое тело + джерси + дождевик с проклеенными швами + ногова. Холодно.
— Джерси + дождевик. Хорошо!

И еще несколько вариантов «хорошо». Взаимосвязи с массой гонщика не выявлено.

На дождливой Майорке то же самое — кому-то в стартовом тепло, кому-то в джерси холодно.

Что я бы надел в следующий раз в аналогичной ситуации? Плыл бы без верха, надел бы термобелье, джерси, хороший дождевик, обязательно закрытые перчатки, может быть шапку (а можно закрытый шлем). Хотелось бы еще закрыть ноги и надеть бахилы, но это куча времени в транзитке.

2. Как мы собирались в Москве?
Перед отъездом было несколько дней по +30 градусов. Мыслей про теплую одежду не было. Я все-таки взял всю имевшуюся теплую велосипедную одежду (а ее не так много), но надо было взять значительно больше. Lena Seibanova даже решила не брать штаны и ограничилась шортами на все две недели :-)
На некоторых гонках есть списки обязательного снаряжения. Великая вещь! Даже если их нет — стоит их самим для себя составить, один раз все купить и потом всегда брать с собой.

3. Подъемы и спуски на беге
Я слушал много историй от Громова, Крестина, Озарёнкова и Николаева (первая десятка в абсолюте) о беге.
Очень удивительно — оказывается, что какие-то огромные по своим размерам триатлеты обгоняли их на подъеме, как кузнечики. А потом они пролетали мимо этих «кузнечиков» на спусках.
Хотя, казалось бы, все ребята очень сильные, и по умолчанию должны очень быстро идти в подъем, и, может быть, не так быстро бежать спуск (нет такой специализации).
Ан нет, вот оно как все интересно.
И еще интересная история в том, что для бега (ходьбы) в подъем нужны очень гибкие камбаловидные и икроножные мышцы. Если тугие — не растягиваются, болят, передают напряжение на ахилл. Валерий Абрамов (35 лет назад установил рекорд СССР на 5000 метров — 13.11,99, до сих пор никто не может побить) вообще не мог присесть, не отрывая пяток от пола. В гладком беге гибкая задняя поверхность голени не нужна, в беге/ходьбе в подъем — очень нужна.

4. Грубо говоря, за все 3,5—4,5 часа велоэтапа никто вообще не сделал ни глотка жидкости.
UPD: 5. Про разные типы холода и замерзания

Такое у меня впервые в жизни :). Например, если на лыжах в -20 холодно — чувствуешь, что мороз пробирает какой-то участок тела, щипет и жжет. Если в походе при температуре чуть выше нуля переходишь реку вброд — хоть и плюсовая температура, чувствуешь низкую температуру, она очень материальной кажется. Если в походе сам замерз, «ядро» остыло — ощущение, что у организма печка выключилась, и включается она хорошим прогревом — или у костра, или активностью в теплой одежде. Там удивительно бывает — сначала надел 5 кофт и не жарко, не потеешь. Постепенно становится жарко — снимаешь одну за одной, в итоге чуть ли не в -5 можешь пойти в одной флиске.
Просто выйти на пробег 10 км в шортах и майке в +3 — и такое было. Холодно, но как-то бежишь.
А вот чтобы так, как сегодня — вроде бы температура не низкая, я даже не могу назвать ее холодной, я этого холода не ощущаю никак. Никакая часть тела не чувствует холода. А то, что мокро — ну, вроде тоже не замечаешь. Иногда даже если просто встать, можно сказать, что «комфортно». Но тут же нападает дрожь.


P. S. Я очень доволен гонкой и полученным опытом. Конечно, в сухую погоду я был бы не менее доволен — особенно интересно было попробовать пробежать все спуски и оценить состояние ног. Но и так открыл для себя много нового.

P. P. S. Про всю поездку в Зуберец на машине (в сумме 16 дней, 2 дня на дорогу, 12 дней здесь — завтра еще 1 день остался, и 2 дня планируем на дорогу домой) я наверняка напишу отдельно. Если вкратце — то мне очень понравилось. Место немного специфичное, но мне в кайф, и многим другим тоже абсолютно точно будет в кайф.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

20:26, 20 Июля 2016
Спасибо Андрей! Традиционно интересный и подробный отчёт. Крайне редко пишут от DNF. Подчерпнул несколько интересных вещей для себя. Продолжайте писать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

01:49, 21 Июля 2016
На дождливой тренировке при +12, сталкивался с подобным "мокрым холодом". Тоже думал, что работа в гору прогреет, но даже подъем первой категории не помог! Только ванна)) Прав что сошел

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

Яндекс.Метрика