В трейле мелочей не бывает, особенно если это Маркотх

История о том, как мелкая ошибка может привести к крупным последствиям.

TRILIFE.RU
2018-04-18T15:03:10+03:00
1080 1920
     «Пора разгонять организм объёмами», решил я и зарегистрировался на Маркотх 109К. Знал, что будет тяжело, т.к. организаторы обещали подъём 3600 м, но лимит 21 час успокаивал, если не гнать, а в удовольствие пройти трассу просто как большую объёмную тренировку, полюбоваться видами, снять видео-репортаж (ссылка на видео в конце отчёта). Прогноз погоды обещал комфортную температуру: от +9С ночью до +14С днём. На прогноз по силе ветра я как-то не посмотрел, даже мысли не возникло.

Подъём в субботу в 5:30 в Москве, в Анапу прилетели утром 10:30, Яндекс-такси за 1250 руб. до Новороссийска, в гостиницу заселились в 12, пошли на экспо и брифинг, которые были в разных местах, примерно в полутора километрах друг от друга, по московским меркам – рядом. На экспо получили с супругой комплекты (Марина бежала 25К), я сдал рюкзак с вещами в загрузку: запасной фонарь, гели, ампулу ВСАА, таблетки панангина (чтобы избежать судорог), футболку с коротким рукавом, блок с адаптером для подзарядки часов (т.к. аккумулятор выдерживает только 17 часов трэкинга).

На брифинге нас напугали сильным ветром, и если изначально я планировал бежать в шортах и футболке, то после брифинга решил одеть под шорты тонкие термопанталоны, футболку с длинным рукавом и ветровку. Если будет очень жарко, панталоны можно снять.

Спать легли в 8 вечера, т.к. старт в 4 утра, а трансфер из отеля – в 2:10 ночи. Перед тем, как лечь спать я обнаружил, что налобный фонарь светит, видимо, случайно включился, причём, уже довольно тускло… Запасной фонарь ушёл в загрузку, поменять невозможно, запасных батареек нет, идти в магазин не было сил… В общем, решил, что как-то добегу с этим умирающим фонарём.

Экипировка: футболка с длинным рукавом и ветровка – обе от Reebok, гидратор Camelbak с 3-мя ёмкостями, кроссовки – тоже Reebok, модель All Terrain Freedom – испытаны в Казахстане на Тенгри ультра 70К с подъёмом более 1500 м и Анапа-трейл 56К, хорошо держат практически все поверхности, за исключением, наверное, зеркальной плитки супермаркетов (будет скользко), без поддержки, лёгкие, с небольшой амортизацией, как я люблю, с внятным протектором для бега по грунту или песку, при этом достаточно мягкие, что позволяет комфортно бегать и по асфальту, с капсулой вокруг ноги, защищающей от попадания внутрь мелких камней и песка. Быстро сохнут после водных преград, поскольку верхняя поверхность тонкая, но при этом прочная – уже 3-я или 4-я объёмная гонка, а кроссовки как новые, даже нет намёка на износ. Палок у меня нет, да я и не умею с ними бегать, это нужно специально тренироваться, я не скай-раннер. На руки надел велосипедные перчатки – для защиты ладоней от ссадин при падениях (я всегда где-нибудь, да споткнусь).

Я проснулся в час ночи, намазал пальцы ног толстым-толстым слоем полярной мази от компании Рефарм, перед тем как надеть носки (забегая вперёд, скажу, что ногти остались целы), этой же мазью смазал промежности, особенно анус (во-первых, не натрёт, во-вторых, легче справлять большую нужду, т.к., извините за подробности, всё вылетает «как по маслу», меньше проблем с вытиранием, проверено).

В 1:30 был на завтраке (отель Новороссийск сделал ранний завтрак для участников соревнования). Довольно странно завтракать в час ночи, но такое вот расписание и понятно, почему: выбежать нужно затемно, чтобы, пока свежий, финишировать в светлое время суток, на что я очень надеялся. Правда, особенной свежести в своём организме я не ощущал.

В стартовый городок нас доставили более чем за час до старта, тщательно проверив в автобусе экипировку  участников и наличие всех обязательных для трейла вещей по списку, в т.ч. маркировку гелей. Народ до старта тусовался в палатке, т.к. на улице был достаточно сильный холодный ветер. Я намазал лицо мазью Альпинист от тех же Рефарм: на норковом жиру, как и полярная мазь, но с SPF 50. Т.е. вообще хорошо для защиты от ветра и солнца одновременно, да и от дождя / холода, забегая вперёд, скажу, что остался доволен результатом. Икры и голени намазал их же пепси-кремом для предварительного разогрева мышц (был в стартовом комплекте).

Старт дали по расписанию, побежали вначале по ровной поверхности, потом в гору, дальше – глубокая колея от белазов в грунте. Стартовый городок был в карьере, где добывают породу для цементного завода, закрытая территория. Бежать в темноте было не комфортно, мой фонарик еле светил, а все вокруг бежали с мощными фонарями, что только усложняло мою жизнь: дорога широкая, но она разделена 2-мя глубокими колеями на 3 полосы, все в основном бежали гуськом по одной полоске. Мне светили сзади, при этом я видел свою тень впереди, но не саму дорогу. Я периодически спотыкался, но удерживал равновесие. И влетел-таки в грязь – дорога впереди показалась сухой, я провалился кроссовком в грунт и приземлился в лужу руками. Перчатки и пальцы покрылись вязкой грязью (хоть горшок из неё лепи). «Грязь целебная», успокоил я себя и побежал дальше. Бежать с грязными руками и в грязных перчатках было не комфортно, но я решил их не снимать, пока не рассветёт. Увидел на дороге одного из спортсменов, который поправлял экипировку, и попросил полить мне на руки из моего гидратора (вода с собой на трейле всегда нужна, даже если много пунктов питания). Снял перчатки, немного их промыл и отжал, положил в карман гидратора. Таким образом, небольшая ошибка (отсутствие запасных батареек и сдача запасного фонаря в загрузку без проверки первого) привела к тому, что я упал в грязь. А могло быть и падение с гораздо худшими последствиями.

Чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер. Вначале это веселило. Потом стало не смешно. Ветер, порывистый и шквалистый норд-ост, был такой силы, что иногда загонял в горку почти без усилий с моей стороны, если дул в спину. Но это, пожалуй, единственный вариант ветра, который помогал. Боковой ветер просто сносил, приходилось наклоняться в его сторону, но опереться о ветер было не возможно, нужно было балансировать между порывами. Ветер в лицо не давал идти вперёд. А ветер сзади при движении под горку разгонял так, что приходилось тормозить, чтобы не упасть. Один из порывов сзади, когда я бежал по щебню, опрокинул меня на спину. Просто под ногами поехал щебень, и я не смог удержать равновесие, опереться было не обо что. Упал на копчик, получив ушиб, содрал приличный кусок кожи на правой ладони. Телефон был в поясной сумке как раз сзади, возле копчика, но мне повезло – он остался цел. Ладонь забинтовал эластичным бинтом, который был в списке обязательного снаряжения, а была бы на руке перчатка, кожа бы осталась цела. На следующем пункте питания мне полили на рану перекисью водорода, перчатки высохли к этому времени, на рану положил кусок марли под перчатку.

Ветер местами то усиливался, то стихал. Я старался выбирать дорогу с большим количеством грунта, о который хоть как-то можно было опереться, в отличие от щебня. Было место на достаточно узкой гряде (слева и справа обрыв) с сильным боковым ветром, где мне хотелось упасть на землю и лежать, я даже сильнее наклонялся в сторону ветра, чтобы снизить парусность. Потом рассказали, что одна девушка так и сделала – легла на землю и ждала эвакуации. Мужчины 70 – 90 кг ещё как-то могли себя нормально чувствовать, но девушка 55 – 60 кг… Как пушинка при урагане. Вообще, виды открывались красивые на бухту и море, но борьба с ветром не позволяла насладиться ими в полной мере.

Пару раз были спуски в лес, резкие и крутые. Я не знаю, как скай-раннеры прыжками летят вниз среди деревьев и кустов и ничего себе не ломают. В лесу было тепло и безветренно. Кстати, комфортной для этих перепадов температуры оказалась ветровка Рибок белого цвета – и от холодного ветра спасала, и в лесу не было жарко, к тому же она дышит, очень технологичный материал.

Наконец, горы и сильный ветер закончились, начались водные преграды. Первые 2 – 3 ручья с ледяной водой вызвали радость – что за трейл без бродов? Кроссовки All Terrain Freedom очистились от грязи и быстро высыхали, даже без сливных канавок, которые есть у других трейловых кроссовок Рибок. Но не успевали они более-менее высохнуть, как на пути возникал новый ручей. Некоторые по щиколотку, другие по колено, двигаться иногда приходилось вдоль ручья, а не просто его пересекать. Организаторы сказали, что в этом году повезло с погодой – было сухо, мало дождей, поэтому не было грязи и ручьи были мелкими.

Если в горах были места для достаточно быстрого бега, то на пересечёнке с ручьями – сплошной щебень, камни, неровности, иногда – широкие лужи с грязной водой, которые нужно обходить по краю, цепляясь за кусты и деревья. Поэтому каждый прямой, хоть и не ровный, участок я старался бежать.

Главных правил трейл-раннера всего 3:
1) Крути головой
2) Как можно больше крути головой
3) Крути головой ещё больше.

Напряжение внимания на трассе постоянное: неровная поверхность под ногами и метки, которые нужно находить и двигаться по ним. Следует отметить, что разметка была идеальной: очень частая и заметная. Я 2 раза на 3 – 5 метров уходил в сторону из-за своей невнимательности, но быстро возвращался и сразу находил метку. Пункты питания тоже были хорошо организованы, участников встречали заботливые волонтёры и медики.

Избежать падения не удалось: на секунду потерял концентрацию, споткнулся о выступающий камень, растянулся, содрал правую коленку, разодрав ткань на термо-лосинах, ладони не пострадали, т.к. уже был в перчатках. Промыл правую коленку водой из ручья, побежал дальше. И где-то на 50-м км новое падение на каменистом спуске и удар более сильный. Я не почувствовал боли в коленях, просто в глазах потемнело. Пару минут шёл и просто глубоко дышал. Потом побежал, следующий пункт питания был в километре. Волонтёры обработали рану на правом колене перекисью, следующий пункт питания был примерно в 11-ти километрах, я вернулся на трассу. Примерно через километр - два начала болеть коленка, уже левая, на которой почти не было ссадины. Это был ушиб, который я не почувствовал после падения. Не то, чтобы очень сильно, но достаточно существенная боль. При переходе на шаг боль отпускала, я снова начинал бежать боль появлялась и начала усиливаться. Я решил не мучиться и сойти. Не было смысла через боль преодолевать более 50-ти сложных километров до финиша, хотя, судя по рельефу, вторая часть трассы была проще. Но, с учётом ушиба, моя скорость упала, не факт, что я не сошёл бы на следующем пункте или что уложился бы в лимит, а финишировать к часу ночи в темноте с больным коленом – то ещё удовольствие. Я дошёл уже не спеша до пункта питания в районе 59 – 60 км, где меня с ещё 3-мя такими же как я DNF-«неудачниками» эвакуировали до стартового городка.

Поделюсь впечатлениями о событии со слов моей супруги и из других источников. 25 км стартовали позже, были ещё 4 км и эстафета. На 4 км старт задержали на час и решали, будет ли он вообще, поскольку ветер усиливался и МЧС должно было ввести запрет на гонку. Но, всё-таки, на 4 км людей выпустили, и они пробежали. В стартовом городке начали улетать палатки, сдуваемые ветром. Одна из девушек, которую эвакуировали с одного из пунктов питания, зашла в палатку переодеться, и в самый пикантный момент палатку сдуло, она осталась топлесс посреди площадки в городке. Начало срывать банеры, один из них ударил диджея по затылку. Организаторы подогнали технику и разобрали финишную арку, т.к. она начала ходуном ходить и представляла опасность.

Ещё из событий – одной из спортсменок, ждущих эвакуации на пункте питания, местный работник на ниве предложил подвезти её до города, она согласилась, но когда уже поехала с ним, поняла, что он находится в алкогольном опьянении и немного не в адеквате. Попросила остановить и вышла из нивы. Наш герой развернулся и поехал назад, выяснилось, что нива в горку не тянет, он решил снова развернуться и ехать вниз, в процессе этих манипуляций нива из бокового положения опрокинулась и стала кувыркаться вниз через крышу, прямо на девушку, которая в этот момент вспомнила всю прошедшую жизнь, т.к. увернуться от падающей на неё нивы было некуда. Нива в результате остановилась, уперевшись в какое-то препятствие, водитель и его собака, которая была внутри авто, не пострадали.

Мой ушиб травмой назвать нельзя, надеюсь, что быстро пройдёт, хотя в течение 2-х дней после гонки более 2 км я не смог пробежать быстрее 7-го темпа – боль ощущалась. Но были и те, кто реально травмировались. Волонтёры на одном из пунктов рассказали, что одна девушка упала и разбила лицо, вынуждена была сойти. Ещё один молодой человек в сетях в переписке со мной сообщил, что сильно травмировал ладонь, предстоит операция. И конечно, впопыхах после травмы он не выполнил все формальности и не зафиксировал факт травмы у врача соревнования и теперь будут сложности со страховой компанией, хотя все участники на 25 км и больше были застрахованы в ВСК.

Трасса сложная, очень небезопасная, на 109К нужно идти очень подготовленным, 56К легче, но тоже не сахар. Нужно быть хорошо экипированным, и очень внимательно готовить каждую мелочь. На GRUT, для сравнения, максимальная дистанция – 107 км в один круг, тоже есть сложные места и глубокие броды, целых 4, но нет 4000 м суммарного подъёма (по данным некоторых участников, организаторы декларировали 3600 м). Мне сказал такой же, как я, DNF, что мы преодолели 35 бродов (по ощущениям так и есть), пока дошли до пункта питания на 59-м км. А всего их было 51 на 109К. Ветер на гребне Маркотха есть всегда в это время года, возможно, не такой сильный, как в этот раз. А ещё бывает грязь и распутица, и броды (51!) могут быть поглубже, если много воды. Так что, 21 час лимита – это не так уж много, если вы рассчитываете на прогулку по Маркотху. Но прохождение этой дистанции за 11 часов, которые показал победитель гонки в этих условиях – это за гранью моего понимания человеческих возможностей!

Буду рад, если информация оказалась полезной. Увидимся на старте!

Видео с забега: https://youtu.be/t11k0M6H3vw
Кроссовки Reebok All Terrain Freedom: http://www.reebok.ru/krossovki-all-terrain-freedom/BD4510.html
Рефарм (полярная мазь) https://repharm.ru/shop/spetsialnye-zapatentovannye-lechebno-kosmeticheskie-sredstva/maz-polyarnaya-...
Пепси-крем: https://repharm.ru/shop/peptide-series/krem-dlya-tela-pepksikrem-ca-control/
Крем Альпинист: https://repharm.ru/shop/spetsialnye-zapatentovannye-lechebno-kosmeticheskie-sredstva/balzam-alpinist...

22:27, 22 Апреля 2018
Нива повисла на селевой ловушке. Нивовод еле ворочал языком. Нас как раз остановили на том участке из-за МЧС-кого предупреждения. 56 км от Семи Ветров назад маршрут совпадал с 25 км.

09:38, 23 Апреля 2018
56 км от Семи Ветров назад маршрут совпадал с 25 км.
Маршруты на 25 и 56 от "Семи ветров" не совпадали.
Дистанция 56 шла в подъём на гору Крымскую-Долгую, а 25 - нет, убегая в лес. Развилка была как раз примерно после спуска к реке с "Нивой" и крутого подъёма после.