Мой Васалоппет из второй сотни

TRILIFE.RU
1147
0
2016-03-23T12:08:44+03:00
440 700
Существует, наверное, тысяча и один способ испортить свой результат на сверхмарафоне, в особенности лыжном, например: выбрать слишком высокий темп, заголодать, испортить скольжение неподходящей мазью, не восстановиться с прошлой гонки или длинной поездки, наконец, заболеть или просто быть не готовым физически. Тем приятнее, когда 90-километровая Васалоппет прошла для тебя как по нотам, хоть и не без небольших ошибок, не испортивших впечатления от главного лыжного марафона, который в этом году пробежало двенадцать тысяч человек.

Наверное, есть такое правило, согласно которому, надо приехать на место старта за три дня, чтобы восстановиться после 1900-километрового автопутешествия, но я прибыл в Оксберг в пятницу вечером. В субботу съездил на экскурсию на старт в Селен (60 километров) и на финиш в Муру (35 километров), чтобы получить стартовый номер. Конечно, получился не самый разумный план, зато вечером я уснул как убитый, пропустив и мужскую и женскую трансляцию Кубка мира в Канаде.



Будильник предательски зазвенел в 3:45, но по Москве это почти шесть утра, что не так далеко от будничнего времени подъема, поэтому раннее просыпание не стало лимитирующим фактором для меня. Скорее другой момент мог сильно потрепать нервы или вообще оставить без гонки - огромные пробки, образующиеся уже за два-три часа до начала марафона на подъезде к старту. Поэтому в идеале надо жить в Селене или выезжать очень рано.

Через час мы выехали, а еще через 45 минут встали в пробку за четыре километров до старта. С этого момента наша скорость была пешеходной, но огромный запас по времени позволил припарковаться за полтора часа до старта.
У меня осталось достаточно времени, чтобы скатить две пары подготовленных лыж. В субботу на одинаковых слабофтористых парафинах я отобрал классическую теплую пару Yoko и коньковую холодную Yoko (теплые коньковые Fischer и холодные классические Yoko оказались не у дел). Отец подготовил первую пару порошком Vauhti LDR, а вторую мы отдали представителю Optiwax - Яри Йоутсену. Он обещал положить теплую высокофтористую ленту, порошок +/- и сделать мелкую накатку. На старте было около -2, свежий снег, в лыжне сразу образовывался глянец. На скатке коньковые лыжи были заметно быстрее - выбрал их.

Да, поехал на коньковых классический Васалоппет. Да еще и без порошка - как оказалось Яри сделал ставку на вторую часть марафона, где порошок уже не будет так хорошо работать как теплая лента Optiwax. Под нее он положил ускоритель, а финальным штрихом стала ручная накатка Red Creek -5 -10.

Со стартовым номером мне повезло - еще летом я показал результат на лыжероллерном марафоне Алльянслоппет в Швеции, достаточный для посева в элитную группу - первые 300 человек. На номере было напечатано мое имя - на гонке так намного проще запоминать своих соперников. В замен подготовленных лыж, Optiwax попросили проехать Васалоппет в их комбинезоне :)



Лыжи промаркированы, я встал в самый левый край в четвертый ряд. За мной оказался Александр Шашин - познакомились, пожелали друг другу удачи. Рядом знакомые фамилии очень сильных лыжников - я спокоен, почему-то не волнуюсь. Знаю, что на таком марафоне выше своего уровня прыгнуть невозможно, надо просто выбрать ровный темп и держаться его

На часах 8:00 - СТАРТ!

Чтобы чуть-чуть представить себе Васалоппет, я сделал нарезку из видеофрагментов с прямой трансляции, где-то в хвосте группы вы найдете меня в фисташковом комбинезоне, белой шапке с номером 154.

Первый километр стараюсь держать высокую скорость, чтобы к подъему (на 190 метров за 2,3 километра) подойти как можно ближе, но все выбрали такую тактику - из левого края я вышел к подножью подъема примерно на 250 позиции. Здесь практически не заметен эффект бутылочного горлышка - останавливаться не приходилось, но из-за вытягивания колонны лыжников в конце я проигрывал лидерам примерно минуту. Поняв, что сильно испортил своё положение не самым удачным стартом, я даже обрадовался - нет никакого смысла сейчас дергаться, можно спокойно ехать, максимально эффективно тратить свои силы, сохранив их на вторую часть дистанции.



Рядом ехали желтые номера сильнейших девушек и некоторые широкоплечие номера из прошлогодней первой сотни, которым было не очень комфортно в подъеме, но очень хорошо на открывшейся равнине - я сел одному из них на колесо. Мы обошли несколько группи в итоге сформировали свою небольшую группу, где я пару раз по несколько сот метров лидировал. Но ровно до того момента, когда обернувшись, обнаружил, что как минимум пятьдесят лыжников добрали нас!



В дальнейшем я встал в центр колонны, спокойно катил по быстрой лыжне,  любовался замечательными пейзажами заснеженного леса и болот, периодически подкармливась из банки, которую взял с собой. В ней был напиток с высокой концентрацией углеводов Vitargo (12%) и добавка SportyBoost (магний, витамины D и B, антиоксиданты из брусники).
По питанию я целиком положился на помощь родителей: полулитровую банку я планировал менять два раза, отец, перемещаясь по пунктам питания, должен покормить меня углеводными гелями, разведенными в воде и мясным/рисовым отваром для компенсации потерь 800-1000 ккал каждый час.

К десятому километру стало понятно, что лидеры никуда не торопятся - усиливался снег, который останавливал первых.
Все ближе был операторский вертолет, снегоходы болельщиков и групп поддержки совершенно испортили воздух выхлопными газами - через некоторое время мы влились в огромнейшую группу, которая насчитывала более 220 лыжников, в том числе и шестерых девушек!



Впечатляющая картинка, когда такая колонна лыжников движется вместе, но находиться в ней не очень приятно. Любое перестроение и торможение впереди волнообразно передавалось всей колонне – приходилось плужить, чтобы не врезаться в впереди идущего. Да и скольжение становилось хорошим только после прохода десяти лыжников, т.е. лидеры были обречены на то, чтобы тратить больше сил для поддержания равной скорости. Даже такие снегоходы с прокатчиками не спасали ситуацию.



Оставалось только расслабиться и считать километры до финиша, причем комфортнее и безопаснее это было делать в самом хвосте. Лидеры Ски Классикс тоже расслабились - практические все до тридцатого километра останавливались по малой нужде, некоторые по два раза! Сперва я удивился тому, что Тор Бердаль отстал, спросил, не сломал ли он палку. Он мне честно признался, что это был «пии стоп».  Потом также сделали братья Окланды, Мортен Педерсен, Петтер Элиассен. В общем, я уже перестал удивляться тому, сколько силачей оказались в роли догоняющих, точнее говоря жаждущих вернуться в головку группы – было практически невозможно переместиться из хвоста, поскольку все лыжни были заняты стройными рядами спортсменов достаточно высокого уровня подготовки.

На пункте питания на 24ом километре я наконец-то встретил отца, который дал мне отвар. Сто грамм отвара очень хорошо «зашли», поскольку мы ехали с  не очень высокой скоростью.  Единственной проблемой оказалось получить питание в такой толпе.

Дальше начался продолжительный спуск, когда в течение шести километров мы спустились почти на 200 метров. Поскольку после это предстоял хороший подъем, я решил потихоньку переместиться внутрь группы. Благодаря хорошо едущим лыжам, перемещаясь между двумя левыми лыжнями, к подъему перед Рисбергом я добрался примерно в середине пелотона без особых напрягов. Рядом со мной было очень много профиков, чему я уже перестал удивляться.

Дальше началась, наверное, самая сложная часть Васалоппет, к которой я подошел, как оказалось на хорошей позиции. 150-метровый подъем до Рисберга мы пошли на все деньги – лидеры не экономились. Я был примерно 120ым. Я нашел хорошую компанию с будущей победительницей Катриной Смутной и старым знакомым Йоханом Сандбергом, который показал лучшее время в возрастной группе М45. В какой-то момент обогнал Микку Рауконена, которому проиграл в разножке в прошлом году Погостан Хиихто, он серьезно наработался впереди и за 50 километров до финиша уже не мог держать скорость!

Собственно скорость не собиралась падать, появилось неприятное ощущение в трицепсе, подсказывающее, что если и дальше так работать, то придется об этом серьезно пожалеть. Да  и пример Микки меня не радовал. Я благословил Йохана и Катрину и отправился к следующим группам в поисках оптимальной скорости.

Скорость прибыла со мной на следующем пункте питания на 47ом километре в Эверсберге, когда меня догнала Лина Кошгрен, будущий бронзовый призер. Здесь я проигрывал Йохану полминуты – он в итоге попал в ТОП100, поэтому интересно отследить динамику моего отставания.



Лина меня сильно замотивировала, я сел к ней на колесо, а через километр начался бесконечный спуск на 200 метров вниз, который позволил восстановить силы перед заключительным 35-километровым отрезком до Муры. Рядом с нами ехал очень сильный норг Vetle Juliussen, лыжи которого вообще не ехали – он, как мог, добирал на подъемах и всё проигрывал на спусках. За 37 километров до финиша он сошел – в таким моменты понимаешь, как тебе повезло с выбором лыж.
Кроме отдыха на спуске на меня нашло непреодолимое желание сходить по малой нужде – я перетянул лямки флагодержателя на старте, что привело к серьезному нажиму на живот к третьему часу гонки – я уже выпил более литра жидкости и далеко не всё вышло с потом. Мне казалось, что у меня скоро сведет пресс, но всё оказалось куда прозаичнее. Пришлось немного ослабить лямки и на пологом спуске не останавливаясь облегчаться в течение, наверное, минуты.

Теперь я был полон сил доехать Васалоппет налегке, но уже отпустил группу Кошгрен к Оксбергу на 30 секунд, а меня догнал десяток лыжников, с которыми мы нашли общий язык даблполинга и помчались к финишу. До группы Йохана и Сергея Иванова (лыжника из Балашихи, не Турбодеда) было примерно полторы минуты, Лина в итоге их догнала!



Мои лыжи позволяли рюкзачить по полной – мог даже отпустить немного и на спуске накатить без проблем. А вот выходить вперед и тащить группу желания не было – главное эффективно расходовать энергию, которая определенно приближалась к концу. Слаженная работа родителей позволяла ее восстанавливать практические каждые десять километров, что очень важно. И мне ни разу не пришлось остановиться на пункте питания.

Последние серьезные подъем предстояло преодолеть перед Хокбергом и сразу после него. Может на свежачка они и кажутся простыми, но после 70ти километров это уже испытание, которое, к счастью, удалось пройти без потерь. Мы мирно катили по равнинам перед Мурой, одним за одним обгоняя уставших лыжников. В какой-то момент мы догнали Серейну Бонер и чуть позже Астрид Слинд, сражавшихся за 4-5 места в женском зачете. Они удержались с нами до самого финиша.

А вот мне самые последние торчки давались не очень легко – в момент ускорения на них начинало сводить пресс, поэтому на борьбу за лучшее место в группе я не претендовал и вообще немного отстал. Только когда увидел финишный створ, ускорился, обыграл в разножке Фредрика Сеттера из команды Туннелей в сражении за 138 место! =)
До 100 места мне не хватило 2,5 минуты. Смог бы попасть в эту сотню, если бы удержался за Йоханом или Линой? Да, может и доехал, а может быть и накушался и проехал бы хуже. В любом случае – это отличный мотиватор на следующий год, буду готовиться еще более усердно.
Общее впечатление о Васалоппет – это особая гонка, которая не терпит безрассудства. Здесь нет места для эмоции - только холодный расчет в подготовке, питанию, разложению сил по дистанции и логистики даст результат.

Завтра бегу 60 километровый марафон Вуокатти Хиихто, а 31 марта начнется суточная гонка – попытка установить мировой рекорд в Оре, Швеции.

И пару слов о финансах поездки на Васалоппет для тех, кто загорелся участием в этом марафоне.

Стартовый взнос на Васалоппет в 160€ отпугивает многих потенциальных участников больше, чем дистанция, которую необходимо пробежать. Но еще больше всех пугает ажиотаж вокруг приобретения стартового номера - их раскупают на полторы минуты практически за год до старта. Не стоит этого бояться, даже если через пару недель вы не сможете купить номер - есть специально обученный сайт, на котором можно недорого купить номер у "отказников" и переоформить его на себя.

В остальном поездка в Муру и Селен обходится дешевле стартового взноса - паром из Турку в Стокгольм с машиной в обе стороны на четверых стоит 120-140€. Расстояние в таком случае не пугающие: Стокгольм-Мура 310 км, Санкт-Петербург - Турку 550 км, Москва - Турку 1280км. Хотя можно сократить этот путь на 150км, взяв паром из Хельсинки, заплатив чуть больше за него. А москвичи могут из Таллина (1050км) переплыть Балтику до Стокгольма. Если разделить эти траты на троих, то выйдет не более 100€ за проезд. Проживание можно найти за 20-30€ за ночь, если позаботиться о нем заранее.

До встречи на Васалоппет 2017!

Видео с марафона: vk.com/video-103465216_456239017

Читайте также

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь