Ironman Maastricht-Limburg 2018 - мой железный туризм

Рассказ о моей восьмой железной дистанции – душевном старте в городе Маастрихт. В качестве бонуса – ответ на мучающий многих вопрос «так ли надежны колеса Zipp?»

TRILIFE.RU
1767
6
2018-08-10T21:28:33+03:00
1960 4032
Почему «туризм»?
Для начала надо бы объяснить название отчета. Когда я в прошлом году стал выбирать гонку на 2018 год, я посмотрел на карту, чтобы выяснить в каких странах из тех, где я не был, проводятся гонки Ironman. И тогда выбор стал очевиден – гонка в голландском городе Маастрихт (в Голландии я раньше не был), велоэтап которой проходит еще и по территории Бельгии (в Бельгии я также не был). Вот такой вот выбор айрона по туристическим признакам.
Логистика
Это гонка получилась одной из самых простых в плане логистики. Один недлинный перелет Аэрофлотом, потом час с небольшим на машине из Брюсселя в Масстрихт. Единственный момент, который немного напряг и запомнился – процедуры обращения с негабаритом в аэропорте Брюсселя. Велик пришлось ждать довольно долго – нестандартный багаж обрабатывают в последнюю очередь. Мой велик вывезли вместе с четырьмя собаками с другого рейса. Наверно ему было весело в таком составе.

Перед гонкой

Эта гонка стала для меня первой в серии Ironman, перед которой у меня не было ощущения Ironman в городе. Я не видел спортсменов в шумных компаниях в местных кафе, не слышал треск «собак» триатлонных великов каждые 5 минут под окном и вообще не видел перед собой признаков того, что в городе триатлон. Размышляя над этим, я пришел к выводу, что это может быть вызвано либо тем, что в городе туристический сезон и много других гостей города, либо тем, что спортсменов не очень много (около 1100 стартовавших), либо железные люди утратили желание ярко выделяться из толпы. Я вот, например, уже перестал брать на гонку финишерские и другие спортивные футболки).
В то время как более 200 российских спортсменов в эти же выходные героически преодолевали гонку в Таллине, в Маастрихте было всего два участника, представлявших Россию – я и известный (ультра)триатлет Алексей Панферов. Долгое время, пока запись была открыта, я был единственным и не мог понять, где же все. Все были в Таллине :)

Подготовка к гонке шла по обычному расписанию– регистрация, паста-пати, брифинг, постановка велика, последние тренировки.
Было два необычных момента.
Во время тестовой прокатки на велике камера вылезла и образовала грыжу. Причем, когда я выезжал, все было нормально, а во время поездки ее вспучило. Камеру я заменил, но все равно фобия того, что вспучит еще раз, стала моим главным страхом этой гонки. Вдруг я снова неправильно сделал шиномонтаж.
Второй необычный момент – брифинг в церкви. Церковь, похоже, не действующая, но все равно интерьер узнаваемый, и даже ведущий брифинга несколько раз это упоминал. «Нарушите правила гонки, озвученные в храме, попадете в ад», сказал он. Я правила не нарушал.

Бар с пивом для спортсменов был организован там же, в храме. Более того, внутрь креста вставили логотип Ironman. Что ни говори, Голландия – страна толерантности.

Погода

У гонки был хороший шанс стать моей первой жаркой железной дистанцией. До этого мне приходилось выступать в режиме перегрева на половинке и на спринте, но с железкой такого опыта не было. Три дня перед гонкой (и два дня после) дневная температура доходила до 33-36 градусов, давая прозрачное обещание, что и в воскресенье будет весело. Но нам повезло. День гонки стал единственным на неделе днём «до 30» – в воскресенье было «всего» 28.
Надо сказать, что такая погода совершенно не типична для Нидерландов и Маастрихта, и местные жители удивлялись ей не меньше гостей. И пока русские спортсмены в Таллине переохлаждались в 15-градусной воде, в Маастрихте вода прогрелась до 26 градусов, и гидрики отменили.

Плавание
Итак, гонка в Маастрихте стала моей первой железной дистанцией без гидрика. Раньше я больше 2 км без гидрика в открытой воде не плавал. И что же новенького?
Стартовый костюм сильно натер шею. Под гидриком не натирал никогда, а тут вот тебе на. Позднее в Т1 и Т2 довольно сильно щипало, когда я наносил крем от загара.

А больше ничего новенького. Да, скорость пониже немного. Но это можно частично списать на то, что я в момент гонки находился на этапе апгрейда плавательной техники. А больше ничего. Я не утратил уверенности в плавании, не ощутил потери плавучести и прочее. В общем все нормально.

Плавание было очень похоже на Аризону, как это ни странно, – прямой маршрут туда-обратно, простая навигация, мутная вода, отсутствие волн и течения. Только вода теплая, а не прохладная.
В итоге – 1:15. Все-таки один из самых слабых моих плавательных результатов.
Вел
Велоэтап в два круга с суммарным набором 1200 м. Немного, казалось бы. Но…
В моем представлении классический велоэтап Ironman – это не очень сложный технически участок, проходящий по шоссе туда-обратно. Как основной пример, можно, например, вспомнить Гавайи и другие подобные гонки – Аризона, Флорида, Барселона. На таком этапе нет крутых подъемов, извилистых спусков и резких поворотов.
Классические же велогонки, в моем представлении, как раз наоборот, дают велосипедистам массу возможностей проявить свои технические навыки.
К этой логике, конечно же, можно придраться. Ведь, например, Ironman Lanzarote, одна из старейших гонок в Европе, имеет именно сложный и техничный велоэтап. Но, думаю, основную идею вы поняли.

Так вот, в Маастрихте велоэтап был именно велосипедный. И не зря организаторы утверждали, что по участкам этапа Ironman проходят популярные велогонки, например, Amstel Gold Race, Tour de France и La Vuelta
А раньше было еще хуже. В предыдущей редакции велоэтапа было много поворотов под прямым углом, которые основательно замедляли участников. Велоэтап проложили по-новому. И что мы имеем в итоге? Из 90 километров круга первые 60 весьма техничные. Много поворотов под любыми углами, «слепые» спуски, несколько подъемов, где надо ехать стоя.
Сначала я был этим недоволен. Ехать со всеми этими поворотами, оттормаживаниями и прочим приходилось довольно медленно. Причем, если бы я проехал (на велике) заранее эти повороты раз десять, то и тормозить пришлось бы вдвое реже.
Потом я все-таки перешел в режим получения удовольствия. Ведь я сюда не за лучшим временем приехал, а за впечатлениями. А велоэтап действительно очень эмоциональный. Леса и поля, коровы и овцы, мосты и шлюзы, корабли и велосипедисты. Хорошая такая велоэкскурсия в приличном темпе через две симпатичные страны. В общем, мне понравилось. Получение удовольствия длилось 6:03.
Стоит отдельно сказать про участок с брусчаткой, который был в конце круга. Жесть. Я к этому был вначале морально не готов. Тряска такая жесткая, что руки аж начали болеть. На втором круге я уже был к этому готов, но пришлось расстаться с пластиковой емкостью для ремонта, где у меня лежало много ценного – запасной петух, мультитул, камера, монтажки, ключи… Останавливаться не стал, следуя принципу «купить можно все, кроме времени в протоколе». Вообще, гонка стала рекордной по потерям. Еще у меня слетела фляга с изотоником и очки. Ну и ладно. Зато велик легче стал.
Бег
Первую половину бега я был просто ракетой. Я бежал очень быстро, по сравнению со своими обычными результатами. Одно время рядом со мной бежала девушка из категории Pro, которую снимали на камеру. Так я бежал в одном темпе рядом с ней довольно долго. Чувствовал себя не менее чем Уилсоном Кипсангой.

Впрочем, как говорят, бег на айроне состоит из 21 км надежд и 21 км реальности. Первую половину марафона я преодолел за 1:56. На второй ко мне вернулась реальность. Я устал и замедлился. Причем не могу сказать, в чем причина. Стал падать пульс и темп. Это похоже на заголодание (падение уровня сахара), но заголодать я не мог – желудок был полон, и я все время употреблял углеводы. Так что либо не хватило выносливости, либо чего-то еще. Может, гипонатриемия… В общем, мои мечты про марафон из 4 были порушены.
Как я писал выше, был высокий шанс, того, что будет жарко. И местные жители готовились нам помочь. Ведущий десятков Ironman Пол Кей говорил, что в Кальмаре в Швеции – самая активная поддержка на беговом этапе Ironman в мире. Так вот, Маастрихт вполне может поспорить за первенство. Душевная поддержка местных жителей проявлялась во всем. Кто-то просто поддерживал, кричал и хлопал. В нескольких местах организовали музыку, а в одном играла настоящая рок-группа. Но самое существенное – многие вытащили свои садовые шланги с распылителями, чтобы охлаждать спортсменов.
Очень жарко на гонке не было, как я писал. Но как приободряли эти струи воды! Я думаю, что без них я точно не показал был свое лучшее время на железном марафоне.
В общем, вторую половину бега я сделал за 2:21. Тем не менее, этого мне хватило, чтобы показать свое лучшее время на беге Ironman – 4:17.
Мое итоговое время – 11:45. Второй результат на железной дистанции и второй выход из 12 часов.

Колеса Zipp
Как и обещал в описании, бонус про колеса Zipp.
Не секрет, что именно эти колеса, будучи известными и дорогими, вызывают немало дискуссий на тему их надежности. Поделюсь своим практическим опытом. Тем более, что этот опыт вполне применим (по словам моего механика) и к другим брендованным колесам.
Итак, в 2014 году я купил в США б/у колеса Zipp (перед 404, зад 808) того же года выпуска. К моменту описываемых событий их пробег составил около 10000 км в течение четырех с половиной сезонов эксплуатации.
Как я слышал от других триатлетов, колеса Zipp «сначала нормально крутятся, а потом начинаются проблемы со втулками».
Как это было у меня. На заднем колесе обнаружился люфт, который не было возможно устранить поджатием подшипника. На переднем колесе хуже – подшипник разбил посадку во втулке и просто выпал при осмотре.
В чем объяснение. Их два. Первое – дефицит размера оси. Диаметр оси несколько ниже, чем размер,который задают производители подшипников. Примерно на 20 микрон в моем случае. Второе – большая шероховатость поверхности оси. В ходе эксплуатации подшипник «утоптал» шероховатость, что усилило люфт. Ниже фото посадки подшипника на задней оси – видно, что шероховатость под подшипником «вытоптана».

Что имеем в итоге – благодаря эти двум факторам втулка имеет ограниченный срок жизни, и впоследствии надо менять либо втулку либо ось. Причем если ставить оригинал, то суть проблемы не решается, и через некоторое время все проявится снова.
В результате в переднем колесе (где было совсем плохо) мы зафиксировали при помощи профессионального уплотнителя подшипник намертво и приобрели новую Zipp втулку для плановой замены зимой.

На заднее колесо мой механик Андрей Калинеев выточил новую ось, которая соответствует посадке подшипника. Причем производитель подшипника задает посадку с точностью до нескольких микрон, и точность внешнего размера оси должна быть именно такой.
Мы поставили во втулку новую ось и новый барабан, который приехал аж из Маунтин Вью, что в Калифорнии.
Старая ось

Новая ось

Барабан

Теперь люфта нет ни спереди, ни сзади. Но спереди еще предстоит изучить новую втулку – может, для нее тоже придется точить ось.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

09:30, 11 Августа 2018
Из отчетов за этот год я понял, что наши люди просто не готовы для езды по брусчатке. Что только не теряли ;-)

Бутылочки вылетают довольно часто. Проблема решается довольно просто. Во флягодержатель наклеить полоску грубой наждачной бумаги. Фляга с водой сидит как железная.
Если флага используется как контейнер для запаски, то лучше ее зафиксировать изолентой.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

10:44, 11 Августа 2018
Да, вы правы, к брусчатке я не был готов ни морально, ни технически. Буду иметь в виду. Спасибо.  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:17, 11 Августа 2018
Спасибо за красочное описание!

По держателям рекомендую X-Lab Gorilla XT.
Там и сам-то просто так не вынешь. :)
Правда, тестировал только на "детской" брусчатке в окрестностях Вены, там кубики со стороной всего сантиметров 10-15. Правда, асфальт в тверской области иногда почище булыги на Париж-Рубе протряхивал :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

17:07, 13 Августа 2018
как бы 10 тыщ.км это очень много для "гоночных" колес, в обычной  практике имея два комплекта один "стоковый/тренировочные" и второй  стартовый 10т.км это считай на всю жизнь...
Те же "тренировочные" колеса (бюджетом 10-20тр) по  нашим дорогам не  ходят 10т.км:))) у меня вот мавики за два сезона развалились(треснул обод) и перестали катить... я тут перед гонкой заменил стартовые подумал, что кварк глючит... при обычной мощности едешь заметно быстрее:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

17:19, 13 Августа 2018
Я встречал разные точки зрения на это. Кто-то считает, что на гоночных колесах надо ездить только на соревнованиях, кто-то говорит, что их вполне можно использовать для тренировок.

Я как раз хотел протестировать эту вторую гипотезу. И мой опыт показывает, что это вполне возможно, но надо заморачиваться со втулками.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

17:59, 13 Августа 2018
тут сама концепция в том, что на гонку ставишь "гоночные" колеса и  едешь быстрей, просто потому, что колеса лучше  катят... но  если  допустим есть две пары зиппов то можно  и тренироваться на  зиппах, если  катать на одних колесах, они лучше они не  поедут и потом на многих тренировках выше  вероятность "поломки" чем на одном  старте... в остальном, никто не запрещает тренироваться на 808 зиппах, я много  таких вижу в крылатском  на  малом круге  и на  живописном  мосту....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь