Велопоход как бюджетная замена сборам

TRILIFE.RU
3248
9
2013-08-29T17:12:32+04:00

У спортсменов есть такая вещь как сборы. О сути данного мероприятия я могу судить только по рассказам и в моем представлении это пара недель где-нибудь на спортивной базе, где атлеты проводят ударные тренировки. Освобожденные от повседневной рутины спортсмены могут целиком отдаться своей главной цели - тренировкам и восстановлению. С завистью читал о сборах трилайфовцев на Майорке, но позволить себе это не могу как по финансовым соображениям, так и из-за работы.  Однако есть 2 недели отпуска и полный комплект качественного велотуристического снаряжения. Задумался как можно совместить приятное с полезным и скрестить то от чего душа поет - велотуризм с неким подобием ударной спортивной недели.  Хочется поделится с сообществом первым опытом в данном направлении, а именно превращение вполне заурядного велопохода в спортивно-тренировочный. Первым делом оказалось необходимым выбрать скелет маршрута. Как правило велотуристы любят забрасываться в целевую точку поездом, там по грунтовкам катать в красивых местах, любоваться живописностью природы и по окончанию похода возвращаться домой опять на поезде. Поскольку наряду с эстетикой меня интересовала еще и физическая нагрузка, то схема была: уехать на поезде на N-километров и ехать домой через красивые места по асфальту (желательно второстепенному). На грунты выходим только для подъезда к местам ночевок.  На практике данный организационный момент был реализован в схеме, по которой из Воронеж поездом забрасывались во Владимир (500 км по прямой от Воронежа), а оттуда своим ходом через Рязань, Кимовск, Данков, Задонск катим домой в Воронеж. Нитка маршрута представлена на рисунке 1. Хочешь не хочешь, а придется каждое утро не взирая на погоду садится в седло и педалировать. (ехали вдвоем)

Рисунок 1. Нитка маршрута.

Во-вторых, пришлось с особой тщательностью проработать маршрут. В обычных велопоходах действует правило равномерного километража по дням, иногда километраж к концу велопохода снижают из-за накапливающейся усталости группы. Для этого же похода хотелось выполнить основное правило спортивных тренировок - есть тяжелые дни, за которыми следует легкий восстановительный день. То есть за ранее по картам надо было с особой тщательностью запланировать маршрут и места ночевок, так что бы за тяжелым днем шел заведомо легкий переход к следующей точке ночевки. Ошибка в планировании могла бы привести к тому что просто тяжелый день превратился бы в изматывающий переход, после которого  организм потребовал бы дневку, соответственно легкий день превратился бы в средний или тяжелый, то есть организм остался бы без восстановления. На рисунке 2 представлено выполнение плана по чередованию легких и тяжелых дней. 

Рисунок 2. Путевое время велопохода

В целом выполнить удалось, некоторое отклонение от строгой периодичности вызвано ошибками планирования, там где я предполагал грунты оказался весьма сносный асфальт, так что 20 и 24 августа оказались более легкими днями чем планировалось. Кстати два раза удалось даже поплавать в озере по часу. 

Третьим пунктом был вопрос как проходить дистанцию. Здесь мне пришлось в угоду спорту нарушить почти единогласное мнение велотуристов по поводу передач: берегите колени - не давите на педали. То есть лучше понизить передачу и ехать медленнее, чем травмировать колени продавливанием педалей. Особенно это актуально при езде в гору.  На грунтах передачу понижал, поскольку всегда нужен запас крутящей мощности, а вот в горки первый раз за свою велолюбительскую жизнь стал сознательно повышать передачу и брать подъемы вставая с седла. К концу подъема я находился наверное далеко в анаэробной зоне, а к концу дня ноги болели как от приседания со штангой (колени вроде выдержали).  Для полноты тренировки еще и оттормаживался на спусках, что бы меня догнал мой товарищ  и следующую горку я входил бы без инерции. Для примера на рисунке  привожу профиль рельефа на последнем ходовом дне. Профиль далек от горного, но для тренировки интервальной работы более чем достаточен.

Рисунок 3. Профиль рельефа перехода 26 августа.

Не маловажным аспектом  был вопрос организации питания. В велопоходах  приходится мирится со скудностью рациона,в основном это сублиматы и консервы. Особо здоровой эту пищу назвать сложно, калорийно - и то хорошо. В населенке конечно можно что-то прикупить в магазинах по пути следования и приготовить на  горелке, но как правило и эта еда далека от домашней. В традиционных велопоходах одна мысль - есть часто, но много (рисунок 4), в этом же я хотел подсушиться и сбросить килограмма 4 массы, так что постоянно был полуголодным. Удалось лишь наполовину: сбросил 2 кг.

Рисунок 4. Скромный экспресс-обед. 

Сумарные расходы 2500 на билет + 2000 на питание, очень даже бюджетно. Итак краткое резюме: Что бы развлекательный велопоход превратить в спортивно-тренировочный необходимо:

  1. уехать на поезде куда-нибудь за сотни верст и гнать домой своим ходом,
  2. доскональнейше проработать маршрут на предмет чередования тяжелых и легких дней,
  3. ломать передачи в гору, опционально: полуголодный режим питания.

По возвращению домой чувствую себя просто великолепно, наверное так себя ощущают спортсмены на пике спортивной формы. Ох если бы сейчас в Выборг... В заключение хочу анонсировать, что с целью развития направления Тритлон-туризма, планирую принять участие в  Славянской Хвиле 2014. Еду из Воронежа своим ходом на туристическом велосипеде. На рисунке 5 представлена предполагаемая нитка маршрута. 

Рисунок 5. План гонки на Славянскую Хвилю 2014

Соответственно на нем же прохожу велоэтап. Обратно также своим ходом. Итого планируемый километраж 1360 км + 1 триатлонный старт. Ищу сообщников!

Ну и  в заключение несколько фото:

Вот в такой позе я и прошел 90% пути. Лежак на туристическом велосипеде - великая вещь!

В Рязани пришлось срочно искать веломастерскую. От продавливания педалей расшатались шатуны, пришлось затягивать.

В музее деревянного зодчества недалеко от Спас-Клепики есть своя шамбала...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

21:06, 29 Августа 2013
Все ИМХО
1. Идея хороша, но к рисунку 2 хорошо бы видеть среднюю скорость, а не только одно время. Если еще с перепады высот. Майорка - высшая точка 1445м, видимо, этот фактор тоже там задействуют + комфорт и то, что Вы написали про отрыв от работы и т.д.
2. за девять дней 2 часа купания это мало для тт-подготовки. Не было возможности начать день с небольшого заплыва или упор был именно на велосипед в походе? Бег не подключали? Иногда попадали в цивилизованные хотели или это было полное турпогружение - в плане теплого душа, российского завтрака в отеле и т.д? - облегчает восстановление если удачно выбрать, имхо. Может не так понял.
3. В следующий раз хорошо бы использовать небольшие преимущества предгорий (например Крым/Адыгея etc. часть полезного взять http://www.risk.ru/users/leb/9311/)
4. Если поедете на Хвилю 700км - результат участия будет слабее. Я бы выбрал только обратно.
Отчет интересный, есть мысли которые стоит перенять.  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

21:38, 29 Августа 2013
Понял, постараюсь ответить на вопросы
1) Средняя скорость в тяжелые дни около 18 км/ч, легкие дни 15 км/ч. Для шоссейников эта скорость выглядит смешной, но прошу принять во внимание, что ехали на злой кроскантрийной резине и на багажнике около 15 кг груза.
2) Согласен что 2 часа мало. Возможность начать день с плавания была, но поймите правильно, вылазить холодным утром из палатки - умыться нужна сила воли, у меня не хватило духу еще и заплыв устраивать. Бег не подключал, экономил силы. Цивилизованный комфорт не помешал бы конечно, но все дни ночевали в палатках.  Мылись в открытой воде :-)
3) Думал о предгорьях, но выбрал более дешевый маршрут, более знакомый ландшафт и более привычный климат
4) Согласен, что результат будет слабее. Есть вероятность вообще не доехать. Но рискну, во всяком случае время подумать и оценить риски еще есть.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

11:23, 30 Августа 2013
А сколько времени из велоездового дня  заняли остановки и пикники?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

17:11, 31 Августа 2013
Нисколько. Это чистое время в пути. Велокомпьютер через 1 минуту после остановки переставал насчитывать время в пути.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:53, 29 Августа 2013
Мой друг выслал данные со своего велокомпа, правда он ехал в традиционном стиле, взбираясь в горки на низких передачах.

Uphill
Trip distance: 108.47km
Avg. speed: 14.25km/h
Avg. incline: 2%
Trip time: 7:36:23
Altitude: 3876m
Max. incline: 16%

Downhill
Trip distance: 118.13km
Avg. speed: 23.5km/h
Avg. incline: 2%
Trip time: 5:01:31
Altitude: 3745m
Max incline: 15%

Данные на основе барометрического альтиметра из велокомпа сигма рокс, так что достоверность не 100%.

Общая средняя скорость на всём протяжении маршрута 17.78km/h, время на маршруте 43:01:02, дистанция 769 км

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

11:25, 30 Августа 2013
Роман, спасибо за дополнительные ответы.
Для плавания подошел бы гидрик... я пока только мечтаю о таких вариантах, как у Вас.
Все же на будущее - включайте пару простых пристанищ, чтобы вечером отогреться-отмыться-слегка отдохнуть, перекусить, да и утром завтрак.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:37, 1 Сентября 2013
По-моему прикольно. Я бы с удовольствием свой велопоход организовал)
Возьму ваш отчет на заметку.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:56, 1 Сентября 2013
Да, надо отдыхать иногда.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь