ПредисловиеПишу из небольшого городка Taivalkoski, расположенного недалеко от полярного круга в северной части Финляндии. За окном пурга и начинает темнеть. Кто не знает зачем я здесь может почитать в моем блоге http://www.trilife.ru/blog/Alexscp/show=559/. (Витя, не знаю почему, но ссылки не вставляются, может интернет здесь неправильный). По причинам, которые будут понятны по мере прочтения текста, расположенного ниже, у меня было достаточно времени, чтобы описать все происходившее за последние дни. По мере наличия времени, сил и интернета (который редко встречается in the middle of nowhere ожидающем нас впереди) буду стараться и дальше выкладывать сдесь описание всего происходящего вокруг. Подготовка. За два месяца до описываемых событий.
Специальную подготовку к лыжному марафону я начал лишь за два с небольшим месяца до его начала, с приходом в Москву первого снега. Первый раз встал на лыжи 1-го января. До этого был бег, велосипед, плавание и СФП. Так как дистанцию предстояло проходить классическим ходом, а до этого несколько лет я катался только коньковым, пришлось всему учиться заново. За два месяца подготовки удалось наездил не больше 250 км, однако кроме лыж были еще бег, велосипед, плавание и СФП. Катался, в основном, в Ромашково, два раза в неделю: один раз по субботам днем и второй по вторникам, поздно вечером с фонариком. В связи с ограничениями по времени больше 25 км за тренировку не проезжал, что, как в последствии оказалось, было ошибкой.
За полторы недели до описываемых событий. Очень некстати заболел вирусной простудой. Пришлось сделать перерыв в тренировках и сконцентрироваться на лечении.
За 5 дней до до описываемых событий. Показалось, пришел в норму и начал постепенно втягиваться в тренировки. Видимо поторопился, т.к. в день вылета температура вернулась.
День первый. 8 марта. Накануне весь день прошел в перелете, размещении, подготовке и в попытках вылечить простуду. Температура не проходила и стабильно держалась около отметки в 37 градусов. Вечером вместо второго ужина и подготовки лыж пошел спать, решив стартовать во что бы то не стало, а дальше смотреть по ситуации. Предстояло проехать около 60 км по достаточно холмистому рельефу. Утром в суматохе сборов не успел подготовить лыжи и мазал их уже на линии старта. В результате стартовал последним, на 15 минут позже лидеров и на 3-4 минуты позже предыдущего участника. Группа сопровождения на автобусе терпеливо ждала когда я скроюсь из вида. Начало было очень воодушевляющее – идеальная лыжня, отличное скольжение и держание. Солнечная погода, без ветра, легкий морозец около -18 градусов. Сосновый лес, деревья как с открытки, под причудливыми снежными шапками. После старта был спуск около 1,5 км, разогнался до 50 км/ч, адреналин бил через край, изгоняя из организма прилипчивую простуду. Через 10-15 минут начал нагонять, сначала одиночных участников, а потом, на крутом подъеме уперся в хвост большой группы состоявших из нескольких десятков человек штурмовавших склон. Вскоре и мне пригодилось умение ходить «елочкой», склон, местами 20-30 градусов, не оставлял никаких шансов въехать в него. Взобравшись на вершину гряды, пару минут фотографировал и любовался открывающимися на 180 градусов красивыми видами. Где то там внизу простиралась бескрайняя Россия.
Километры летели один за другим, подъемы чередовались спусками и редкими ровными участками. Простуда давала себя знать высоким пульсом, на 7-10 ударов выше обычного. По плану было ехать 140-150, а в действительности получалось 150-160 ударов в минуту. Пытался беречь сердце, но холмы не позволяли вернуть пульс в нужный диапазон. Через час начал потихонечку питаться, каждые 15-20 минут съедая по кусочку батончика, запивая глотком чая из фляги. Съел гель. На 20-м километре был первый пункт питания, где выпил пару стаканов теплого сока. Следующий пункт был на 28 километре, где сделал продолжительную остановку, поев бутербродов, напившись соку и перемазав лыжи. На этом пункте стояли наши автобусы, можно было переодеться, при наличии поменять лыжи или на этом закончить этап, вернувшись на автобусе в гостиницу. Впереди было еще около 35 км и два сервисных пункта с теплым питанием. Где-то после 40-го километра организм начал сопротивляться хозяину: предательски заболело колено, неожиданно дали о себе знать стертые ноги. Странно, раньше со мной такого не было, колени не болели, ноги в этих ботинках тоже раньше не натирал. Видимо надо было тестировать обувь на более длинных дистанциях, чем я делал это дома. Больное колено заставило значительно снизить скорость, сложно стало «проталкиваться». Даже в некрутые подъемы приходилось заходить «елочкой», в результате чего ноги еще больше стирались. В таком состоянии я совершил ошибку о которой в последствии пришлось очень сильно пожалеть. Не заметив нужного поворота, свернул на неправильную лыжню, маркированную другим цветом. Еще на брифинге нам несколько раз объясняли, что наша лыжня отмечена красными ленточками, однако «выключив мозг» я продолжал «пилить» в огромную гору с каждым шагом удаляясь от финиша. С вершины был восхитительный спуск и, ничего не подозревая, я летел с него, наматывая километр за километром. Приблизительно через 40-50 минут я начал что-то подозревать, еще 5-10 минут пытался найти хоть одну красную ленточку, но, как назло, попадались одни желтые. Мои самые худшие подозрения подтвердил встреченный лыжник, объяснив мне, что я сбился с нужной лыжни. Осознав, что окончательно заблудился, я повернул обратно, решив ехать назад, пока не встречу красные метки на деревьях. Ехать пришлось еще около часа, опять «елочкой» в ту же самую гору с длинными тягунами, потом вниз по крутым спускам. На развилках, чтобы не потеряться окончательно, посматривал на GPS. Наконец, уже порядком вымотавшись, я нашел красную маркировку. Поблуждав еще немного и, в растерянности выехав к небольшому хуторку, я вынужден был обратиться за помощью к местным жителям, которые на чистом финско-английском языке, поахав и поохав, объяснили как найти правильную дорогу. Каково же было облегчение когда я, наконец, увидел ту самую роковую развилку, над которой висел четкий знак с указывающей в нужном мне направлении стрелкой. До сих пор я не могу понять, как я ее дважды проехал мимо. Во истину правду гласит народная мудрость, что «дурная голова ногам покоя не дает». Вместо тог, чтобы спокойно докатиться 20 км по достаточно пологому рельефу, я потратил два часа, штурмуя склоны местных достопримечательностей. Свернув на нужную лыжню, я стал вдвойне внимательно следить за красными метками. Тем временем солнце начало садиться. Я начал уставать еще сильнее, стертые ноги отказывались двигаться. Запасы энергии подходили к концу. На очередном пункте питания уже, естественно, никого не было. Даже самые медленные лыжники давно пили чай в отеле и восстанавливались в местном спа. Интересно, меня будут искать? Путь проходил вдоль достаточно оживленной дороги, что придавало некоторой дополнительной психологической уверенности. Главное было в сумерках опять не выскочить на неверную лыжню. Несколько раз в голову закрадывалась мысль о капитуляции в виде остановки попутной машины. Отсутствие питания и общее недомогание еще сильнее усугубляло ситуацию, однако мысль о том, что осталось всего пара километров, помогала мне упорно продвигаться вперед. Когда я был уверен, что уже практически у финиша, к ужасу обнаружил себя стоящим перед знаком, что до окончания этапа еще 5 км. К этому времени последние энергетически запасы исчерпались, начали отчетливо проявляться симптомы гипогликемии. Появилось слабость, тошнота, организм отказывался двигаться. Осознавая, что в любой момент может «прийти дядя и выключить рубильник», я очень надеялся, что еще на пол часа меня хватит. Неожиданно, в сознание ворвалась спасительная мысль, что в рюкзаке должен быть банан, припрятанный утром именно для такого случая. Никогда еще я так не любил этих прекрасных фруктов, как в тот момент. Проваливаясь в желудок замерзшие куски этого сахаристого тропического чуда возвращали меня к жизни. Буквально через пару минут организм ожил, неожиданно вернулись силы, и четкость сознания и я небыстро поскользил в сторону отеля. В этот день, место положенных всем 60-ти с небольшим километров, я проехал около 80-ти. Ну что ж начало положено.
Трек в garminconnect лежит здесь: http://connect.garmin.com/activity/156147710**День второй. 9 марта** Все утро и вечер предыдущего дня я был в сомнениях, ехать ли мне второй этап на лыжах или на автобусе. На одной чаше весов была температура за 37, больное колено и стертые ноги, на другой собственное самолюбие. В результате чаша, на которой было три предмета, победила. С чувством стыда я вместе со всеми погрузился в автобус и, стараясь не смотреть в глаза другим лыжникам, так и не вышел из него в точке старта. Поколесив по окрестностям и заехав на часок на промежуточный пункт питания, автобус забросили в отель недалеко от точки финиша очередного этапа, где я и провел остаток дня, залечивая колено и борясь с вирусом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАДЕЮСЬ, ПОСЛЕДУЕТ..... PS Витя, блин, блог ужасно глючит... День третий. 10 марта. В этот раз решил начать на 45 минут раньше времени официального старта. Старт был прямо от отеля, т.е. не было необходимости никуда ехать на автобусе. Всю ночь шел снегопад, а утром, небо рассеялось и выглянуло солнышко. Лыжня была нарезана идеально, профиль трассы прекрасный, природа как всегда неповторима. Если в первый день скольжение было идеальное, то сегодня до обеда лыжи слегка «тупили». Местами на подъемах было проскальзывание, что изрядно выматывало. Часов же после 11 начался реальный АД. Солнце растопило снег…. По началу лыжи стали ужасно отдавать. Проталкиваться стало совсем сложно. Перемазывание никак не спасало ситуацию. Там, где это было возможно, приходилось переходить на конек, а в подъемы бежать «елочкой». Скорость значительно упала. Я берег колено и от того было еще грустнее. Но, как оказалось, самое интересное ожидало впереди: еще через час началось зверское налипание. Лыжи окончательно отказались ехать, снег налипал на колодку слоем до двух сантиметров толщиной. Через каждые 5 минут приходилось останавливаться и счищать все что успело налипнуть. Несколько раз упал, налетая на мокрые участки, где снег превращался в наждачную бумагу. О коньке пришлось забыть и идти в подъемы откровенным шагом, скорость еще снизилась. Временами лыжи однозначно мешали, в такие моменты хотелось забросить их в кусты. Как назло, в этом, самом сложном месте, рельеф представлял из себя цепочку длинных тягунов и протяженных спусков. И так около 10 км. Вверх идешь практически пешком, а вниз скатываешься на скорости не более 20 км/ч. На спусках успевал толкаться не только руками, но и ногами. Снег настолько раскис, что при большой нагрузке палки, местами, проваливались по самые рукоятки. Но все плохое когда-нибудь заканчивается и последние 12 км ехалось полегче, жизнь постепенно наладилась. Дневной итог - 60 км в прогулочном темпе. Завтра будет длинный переход, более 80 км. Надо успеть восстановиться. Да, совсем забыл… сегодня -1 ноготь на ноге.
Трек в Garminconnect здесь: http://connect.garmin.com/activity/156486687 День четвертый. 11 марта. Завтра и послезавтра, скорее всего интернета не будет, буду в офлайне.
Сегодня был самый длинный и, надеюсь, самый сложный день – 86 км. Хотя при таком паршивом скольжении надо все на полтора умножать. Дальше должно быть легче, если, конечно, организм не подведет... Благо рельеф не такой холмистый, как в предыдущие дни. Как я понимаю, мы уже пересекли восточную, более гористую часть Финляндии и вышли на равнины. Кругом леса и озера, признаки человека встречаются редко, в основном в районе пунктов питания? Кстати, о питании… Каждый раз приближаясь к service point с ужасом думаю, что предстоит опять пить тот самый морс, которым нас, видимо, собираются поить всю неделю. Меню разнообразием не отличается: морс, соленые огурцы, шоколад, изюм. Иногда, как сегодня, добавляются апельсины, вот тут я отрываюсь, только на них и еду…. Везу также с собой гели и батончики, но на них совсем не тянет.
Сегодня опять отвратительная для лыж погода: целый день снегопад и температура около нуля. До обеда был АД-2, ничего не ехало, зато очень хорошо проскальзывало. Думаю, процентов 30-40 энергии уходит в отдачу. Когда и так сил нет, очень обидно это осознавать. Много пилили по озерам. Когда все ровно и открыто, кажется, что стоишь на месте. Смотришь на гармин и понимаешь, что, действительность не намного лучше? Событие дня - прибавились еще две новых боли: в ноге в районе стопы и в руке в трицепсе. Каждый шаг причиняет страдания. Руки, видимо, тоже начинают потихоньку бунтовать, против того, что на них ложится вся работа. Ну ничего, переживем и это. Подъезжая к middle point, где ждали автобусы, уже думал выбросить белый флаг и сойти, так было тяжко. Пока посидел в юрте у костра, поел, переклеил пластыри, вроде отошел. Решил рискнуть и добить день. Пошел менять лыжи - второй автобус с моими лыжами уехал на базу, пока я чаи гонял. Вот незадача! Как оказалось, продолжить было очень верное решение. Во второй половине немного подморозило и сцепление было гораздо лучше. Как-никак, но поехалось. Настроение сразу улучшилось, боль стала отходить на задний план. Остался очень собой доволен. Многие сошли. Только, уже в самом конце, на 83 километре так скрутило колено, что еле дополз до финиша.
Очень много трачу время не по делу: перемазывание лыж, снимание – одевание перчаток, переодевание, переклеивание пластырей, залезания в рюкзак и т.д... Надо быть собраннее, пока всем эти занят, народ потихонечку знай себе пилит вперед. В отличие от меня, большинство тут люди опытные, многие едут не по первому разу, один пенсионер едет 20-ю!!! свою гонку. Вообще поражаюсь, как тут много пожилых людей. Едут себе спокойно, никаких драм, страданий, стертых ног и больных мышц. Устают – садятся на автобус и едут в отель. Многие бегут быстрее и более технично, чем я. В общем, есть пример для подражания.
Трек в Garminconnect здесь: http://connect.garmin.com/activity/156942643