Два дня мне не давали спать лавры Михаила Иванова!!! Но поскольку статья, в основном, предназначена для таких чайнегов, как я) я решил изложить свой, чайнегский взгляд на видение проблемы:) Поскольку именно меня, чайнега, энти самые проблемы в процессе сборки и коснулись))) Однако, давайте договоримся сразу - поскольку это взгляд чайника на животрепещущие чаянья чайника, то и сей артикул, собссно, чайнику и предназначен. Так что не судите меня строго, люди добрые)))))))) Начнем с ростовки:) С ее подбором я решил не париться - и вот почему: как и было отмечено в статье моего предтечи, все рамы (подлые!) имеют свою геометрию. Но это было бы еще полбеды! Каждый человек тоже имеет свою геометрию! Но это было бы тоже еще полбеды! При своей уникальной геометрии он еще имеет уникальную кинематику движений... Чтоб не парить: Для каждого роста есть ДИАПАЗОН допустимых ростовок с лучшим и худшим приближением - найти его не сложно. К примеру для меня (180 рост) лучшее это 56-58, худшее приближение 54-55 и 59 - Но в данном случае верх я убрал - пусть лучше вел будет мал, чем велик. Таким образом, я искал раму в диапазоне 54-58. В итоге моя рама имеет ростовку 54. И вот почему - пока Вы не сядете на конкретный велосипед и не покатаетесь на нем, Вы не поймете - мала она Вам или в самый раз. В силу разных личных причин я допустил, что, возможно, она мне подойдет. Во-вторых, Ваше положение на велосипеде, как я для себя понял, можно корректировать с помощью высоты подседельного штыря. а также с помощью изменения длины и угла наклона выноса. Кстати, существуют выносы, у которых этот угол наклона регулируется! Ну и в-третьих - если даже Вы и ошиблись с ростовкой (а это, как я говорил раньше, станет понятно, как правило, только в процессе тренировок) - то ничего страшного не случилось - можно просто поменять велосипед или раму. И, более того, доложу я Вам, я был изначально готов к тому, что мне это придется делать не раз. Хочу оспорить и следующий момент что велосипед не надо собирать по частям. На самом деле, действительно, если Вам не терпится выехать на большую дорогу, именуемую шоссе, лучше, быстрее (и в большинстве случаев и дешевле) купить готовый велосипед. Однако, есть и другой методддд) - собрать его самому. Мне кажется преувеличением утверждение, что это под силу только опытному механику:) - как мне кажется, это под силу любому, кто немного смыслит в механике. Конечно, по некоторым узлам может понадобиться консультации, но это не так уж страшно. Зато, человек, который серьезно настроен на велоэтапы будет очень неплохо знать свою боевую машину, что будет немаловажным преимуществом! Кроме того, это дает определенны простор для творчества - ведь известно, что многие, покупая велик целиком, впоследствии начинают менять его комплектацию под свои вкусы и задачи. Так почему бы не сделать это сразу? Я выбрал этот метод) Теперь о рамах! Эта тема очень подробно освещена в головной статье. Добавлю токмо чайнегское мнение. Какова основная задача чайнега??? НАКАТ!!! А чайнега -фаната??? НАКАТ в ЛЮБУЮ погоду!!! Так вот Вам чайнегское мнение - для наката нефиг гробить дорогие брендовые рамы по нашим дорогам! (Конечно, это не касается иночайнегов). Лучший выбор для тренировок и наката по РОССИЙСКИМ дорогам (а тем более зимой, в дождь и слякоть) - стальная рама. И если Вы пришли в триатлон серьезно, то ИМХО, надо отдавать себе отчет, что до серьезных дистанций должно пройти очень много наката - то бишь, хорошая соревновательная рама понадобится Вам позже. Стальная же рама пластична и легко переносит российские дорожные неурядицы. Рама, которую приобрел я - алюминиевая. Но это обусловлено тем, что большинство тренировок будет проходить за границей, и, так уж вышло), мне в пожарном порядке придется ехать в эстафете на Выборгмене. Позже я планирую поставить лежак, и только потом покупать карбоновую хорошую раму - но уже ТТ. Про колеса тоже все написано в оригинальной статье. Добавлю только личное мнение и некоторые детали: Пока нет соревнований надо ездить на тренировочных колесах! Есть клинчера шириной 25 мм и более - по российским дорогам надо использовать их. Затрону еще одну тему, которая будет более полно освещена ниже: В мире велооборудования идет битва двух титанов - SHIMANO и CAMPAGNOLO. Соответственно, оборудование одного очень часто неприменимо с оборудованием другого - общего стандарта нет. И не будет:) Так вот, задние колеса, собранные на втулках Shimano с велосипеда с оборудованием Shimano невозможно заменить на колеса, собранные на втулках CAMPAGNOLO. И наоборот:) Передние же колеса могут быть собраны на любых втулках - и часто встречаются варианты, когда на велосипеде с оборудованием Shimano стоит переднее колесо на CAMPAGNOLO. Вы спросите почему? Отвечу: узел качения, каковым является каретка, является важнейшим узлом от которого зависит "катимость" велосипеда, и, чем выше он по качеству (при остальных равных параметрах) тем лучше катится велосипед. В разделе "Оборудование" есть замечательные статьи о CAMPAGNOLO (так что я их, в основном, цитирую). По мнению многих каретки CAMPAGNOLO безусловно превосходят Shimano как по качеству, так и по долговечности (особенно это проявляется в тяжелых условиях эксплуатации, читай в России:) ) Связано это с конструктивными различиями - каретки Shimano выполнены на конусах, CAMPAGNOLO - на подшипниках. Кстати, как говорят, их еще легче регулировать) ИМХО, я думаю - при выборе колес в первую очередь надо обращать внимание на каретки - среднее колесо на хорошем узле может оказаться лучше дорогого на плохом. Короче, тут должно быть соответствие). Итак, что я выбрал для первоначального наката - Shimano S-10 c 25-мм клинчерами (самыми дешевыми), но на каретках Dura-Ace.
Итак, следующий вопрос -выбор производителя. Как уже писалось выше - это выбор одного из двух титанов. Есть еще американцы, но они старые союзники японцев - их оборудование по большей части совместимо или сочетается с Shimano. Итак, ShimaNo - как и все гении маркетинга и дипломатии находятся в фаворе - их больше, они шире распространены. Я бы сравнил их с добротным массовым автомобилем - типа Форда. Если колесо на Shimano выйдет из строя на гонке - проблем с заменой не будет. Поэтому Shimano разумный выбор. Но для тех, кто выбирает не разумом, а сердцем, ответ на этот вопрос очевиден - только Кампи! По мнению многих топовая линейка Кампи более совершенна. К тому же о камповских втулках тоже уже было сказано выше. Да, есть минусы, кампи не так распространена, но никто же не ездит на Феррари из экономии! В моем случае исторически вышло, что на моем собираемом велосипеде будет стоять Shimano. Но я уже думаю, что совершил ошибку) И при апгрейде будет ставиться Кампи) Но... Это мое личное мнение и сторонники Shimano приведут сотни справедливых аргументов. Но любовь - чувство иррациональное...) Ну а теперь животрепещущий вопрос о УРОВНЕ оборудования! Когда я только окунулся в сказочный мир профи систем, эти прекрасные, блестящие, карбоновые, титановые чудеса снились мне по ночам. Я был очарован их красотой и магнетизмом. Я вожделел их всеми фибрами своей души))) Но спустимся с небес на грешную землю... Так ли и нужны эти сверкающие чудеса Чайнегу? Что для Чайнега главное? ПРАВИЛЬНО! НАКАТ!!! И он должен быть дешевым (т.е. недорого обходиться) Если конечно чайнег не богат как Крез:) Да, конечно, тысячеевровые системы собраны из лучших и наиболее качественных материалов, НО.... Главное в них их вес - ведь они предназначены для побед, а не заточены под долгую жизнь. Конечно, вопрос долговечности как разного уровня систем, так и отдельных компонентов этих систем заслуживает отдельного и детального обсуждения. Но было озвучено на форуме ( да оно и вообще очень распространено) такое мнение, что для тренировок и начального соревновательного уровня лучше всего брать дешевое оборудование средних групп - для Shimano это Tiagra и 105, для Campagnolo - Veloce. Чем выше Ваши ранне-соревновательные амбиции, тем повыше можно выбирать оборудование. На свой вел я собрал Ультегру - но так уж вышло, сейчас, может быть, я взял бы группу и пониже. И совершенно особый разговор и, я бы сказал, высший пилотаж - комбинирование элементов разного уровня систем (а иногда даже разных производителей). Тема эта, правда пахнет тюнингом, но и для чайнега здесь есть интересные моменты, кой-какие мы затронем ниже...
Немного о универсальных элементах: Подседельные штыри. Несмотря на их кажущуюся простоту являются важнейшим элементом!!! Ведь Вы на них сидите!!! Представляете. что будет, если штырь сломается на ходу:) Поэтому ни за что нельзя на них экономить и ставить штыри сомнительного производителя. Да, кстати, на ТТ велосипедах бывают подседельные штыри, имеющие два положения (которые можно менять) - для шоссейной и для триатлонной посадки. Еще одна вещь, на которой нельзя экономить! Тормоза! Даже если на Вашем тренировочном велосипеде стоит Tiagra - продайте с нее тормоза и поставьте как минимум 105, а еще лучше Ультегру. Я решился вообще на экзотичный вариант - на моей Б/ушной Ультегре будут стоять новые тормоза Compagnolo Centaur (2012 года). Экзотичность его в том, что при таком сочетании будет очень нелегко снять колеса - этакая противоугонка для колес:) Вообще, все группы производителя постепенно претерпевали развитие и идут сериями. Например, Ультегра - самые ранние 6000, 6400 (это которые я знаю:) ) - эти ИМХО, уже неактуальны, затем 6500, 6600 и современная - 6700 Блиннн! Теперь современная 6800! Конечно, как Вы понимаете, между сериями есть различия)) Чем позднее серия, тем (как правило), меньше вес, выше качество, больше технологических новинок.
Какова же была главная (ИМХО) интрига на пути развития этих серий? А интрига эта такова - количество скоростей!!!
И это количество скоростей определяется: A) количеством звездочек на кассете, передающей крутящий момент на заднее колесо Б) Количеством звезд на самом шатуне. Количество звезд на кассете варьируется от 6 до 11 Числа до 8 включительно, скорее уже история, 9 - весьма распространенное число, но уже постепенно теряющее популярность, 10 - наш Современник:) и 11 - TOP! (Только Campagnolo) !!! На шатуне может быть две звезды (double system) или три (triple system). Таким образом, современные комбинации составляют: 9x2 (18 скоростей), 10x2 (20 скоростей), 11x2 (22 скорости), 9x3 (27 скоростей), 10x3 (30 скоростей), 11x3 (33 скорости). Для чего же чайнегу столько скоростей? Все очень просто - чем больше скоростей, тем больше комфортный передаточный диапазон Вашей трансмиссии - от самым-пресамых равнинно-гоночных до самых-пресамых нереально-круто-горных! Однако, как Вы уже поняли, передаточное число трансмиссии определяется соотношением размера звездочки кассеты, на которой в данный момент надета цепь и работающей звезды на шатунах. Поподробнее о КАССЕТЕ: Современные кассеты, и у Shimano и у Campagnolo имеют по 9 или 10 звезд. И только Campagnolo может их иметь11! Чем ниже первая цифра номера кассеты - тем на более равнинную местность она рассчитана, чем выше - тем на более горную. Кассета может быть специальной - для равнины 11-21; 11-23 и вседиапазонной - от11-25 до 11-28 (Почти как на МТБ! - видать для совсем нереально крутых гор!). Правда, кассеты с большим номером звезд создают некоторые неудобства при инсталляции - может потребоваться регулировка длины цепи. Набор звездочек в кассете можно менять исходя из своих задач - кассета является наборной и набирается на т.н. "орехе" - то есть можно собрать кассету с равнинным набором, если Вы соревнуетесь на равнине или наоборот, с горным. Также можно заменять отдельные, особо изношенные звездочки - их, и наборы из них можно приобрести отдельно. Удобно иметь две кассеты - под разные задачи. Однако, кассета ничто без шатунов. Эволюция системы шатуны -ведущие звезды также шла по пути расширения диапазона трансмиссии, с целью облегчить езду в горах даже для начинающих. Классическим (и наиболее распространенным) вариантом по сей день остаются 2 ведущие звезды. Но вот появляется система компакт! Я прежде не понимал ее смысла - я считал, что она предназначена для слабосильных любителей и поэтому с гордостью отвергал саму возможность ее использования! В-общем-то оно конечно так, но в серьезных горах любителю с 2 звездами (double system) без нее делать нечего! Но конечно, самые гибкие и обладаюшие наибольшими возможностями - это системы с тремя звездами (triple system). Если у Вас такая система вы можете (при правильно подобранной задней кассете) одинаково уверенно чувствовать себя и на равнине и в самых нереальных горах! Куда же стремиться чайнегу при таком богатстве выбора? Понятно, чем круче и универсальнее система, тем дороже она стоит. Поэтому (опять же, если Вы не богаты как Крез:) ) на накатно-тренировочном пути нет особой нужды ставить крутые системы. На собственном примере: Я взял классическую (double) Ультегру 6600 (шатуны) + кассету 11-28. Но мой выбор горной кассеты определяется тем, что на моем тренировочном пути будет немало не самых не крутых горок - карелия и финляндия. Если Вы тренируетесь в основном на равнине, Вам вполне будет достаточно 11-25, что еще и избавит Вас от дополнительных манипуляций с цепью. Однако, к зиме я буду ставить triple system - но это моя необходимость - зимой намерен тренироваться в нереально крутых горах, в том числе на трассе IRONMAN Lancerotte. Итак, продолжим:) Следующий элемент трансмиссии - цепь. Что можно добавить к уже вышесказанному? Не забывайте о том, что каждая конкретная цепь предназначен для КОНКРЕТНОЙ трансмисии- для 9, 10 или 11 скоростной. Соответственно, экспериментировать не стоит:) Ресурс цепи составляет примерно 4 - 5 тыс. километров, но зависит от того, как Вы с ней обходились - очищали. смазывали, нагружали и т.д. Еще один интересный девайс - каретка шатунов (Bottom Bracket) - это, собственно, узел качения (третий, помимо колес), который вставляется в раму и в котором вращаются шатуны. О нем можно много порассказать, но что нужно помнить в первую очередь? Есть два основных типоразмера - в зависимости от того, какая у Вас рама - английский и итальянский. Они не взаимозаменяемы:) Кроме того, шатуны крепятся в каретку по-разному - есть старое крепление "на квадрат", система "Октолинк" (Shimano) и стандартное современное. От качества этого узла зависит величина потерь на трение, и, соответствено, та же "катимость" велосипеда. Американцы, и тюнинговые фирмы используют в этих узлах керамику - очевидно это улучшает характеристики узла и его стабильность при больших нагрузках.
Вот, собственно, привод мы рассмотрели) Как же он управляется? Управляется он автоматами (shifters), которые сочетают в себе тормозные ручки и механизм переключения передач и являются (как правило) наиболее сложной и дорогостоящей частью системы. Каждый автомат предназначен для работы с системой с определенным количеством скоростей (8,9,10.11), а не является универсальным девайсом. Также он специализируется по использованию в double или triple системе. И если автомат, предназначенный для работы с triple в большинстве случаев (уточните!) можно использовать для double, то наоборот - никак нельзя! Команды от автомата передаются на исполнительные механизмы (тормоза, передний и задние переключатели) с помощью тросиков. Я взял автоматы Ультегра 6500 9x3, что дает мне возможность поставить в дальнейшем шатуны с тремя звездами, поменять передний и задний переключатель на соответствующие и получить triple систему. Передний переключатель. Специализируется в зависимости от double или triple. Не уверен, что переключать для triple будет корректно работать с double, а уж наоборот не будет работать точно. Практически вечен - почти не изнашивается. Устанавливается на раме с помощью переходника-кронштейна. Обратите внимание! Диаметр трубы рамы и, соответственно, кронштейна переключателя бывают различными! Задний переключатель точно так же специализирован по системе. Но устройство его намного сложнее и он требует ухода и бережного отношения. Есть модели с длинной лапкой и с короткой - для тройных и двойных систем соответственно. В последних модельных рядах появились еще переключатели со средней лапкой - мне их смысл пока не совсем понятен:)
О чем мы еще забыли упомянуть? Да, о рулевой колонке - немаловажная деталь, которая к тому же часто становится предметом тюнинга. Мне еще предстоит познакомиться с ней подробнее, но как я думаю, она представляет собой систему опорно-упорных подшипников, вставляемых в отверстие рамы, и в которых поворачивается передняя вилка. Размеры этого отверстия также бывают различны, но наиболее распространенным является 1 1/8.
Контактные педали. Долго были моим кошмаром, да и сейчас понимаю я их смутно:) - мало того, что существуют шипы для горных велосипедов, так еще есть и разные стандарты шипов - SPD, SPD-SL, Delta (устаревшие) И вроде как еще отдельные производители имеют свои собственные) Будьте осторожны! Подробная инфа по шипам, педалям и велотуфлям в оригинальной статье)
Ну, вот, чайнегский опус изваян:)) О дополнительных опциях и покупке подробно написано в оригинальной статье. От себя добавлю, что часовые комплекты (Garmin, Polar, Suunto) имеют GPS - функции и дополнительное оборудование, предназначенное для работы с велосипедом. Конечно, измеритель мощности - очень соблазнительная вещь, но пока нет необходимых ресурсов и они будут полезным подспорьев во всех тренировках. И не только велосипедных:)