Карбон в подошве – зло или добро?

Некоторые размышления на счет новых технологий

TRILIFE.RU
1420
0
2020-09-29T14:37:53+03:00
466 768

Кроссовки с карбоновыми пластинами захватывают беговой мир, и у большинства активно соревнующихся бегунов есть хотя бы пара такой обуви. И когда какая-либо новая технология становится популярной, потребители ищут ее недостатки. Раньше недостатками такой обуви были сложности с ее приобретением, запреты федераций и организаторов стартов (не в России, конечно, и не на любительских стартах), и конечно, механические преимущества, которые, собственно, и вынудили эти самые федерации (и главную из них – IAAF) ввести ограничение на высоту колодки и длину/размер пластины.

С этим все понятно, карбоновая обувь – уже неотъемлемая часть бегового мира. Но есть у нее недостатки? Что насчет физиологического ответа организма на использование “облегчающих” бег технологий? Правда ли что новые технологии делают бегунов слабее?

Шалая Кипп – участница олимпийских Игр 2012 года в стипль-чезе, а сейчас работает над PhD в области спортивной физиологии. Она участвовала в исследованиях Nike во время разработки первой модели 4%. Кипп говорит, что аргумент о ослаблении бегунов из-за технологий живут уже десятилетиями. “Это не новая концепция, что обувь в принципе делает наши ноги слабее. Мы знаем, что когда мы носим обувь, наши ноги меньше работают, и это может способствовать ослаблению мышц стопы”.

Любая защита стопы (а мы рассматриваем обувь именно как защиту) технически ослабляет стопу. Отсюда и идея о том, что карбон дополнительно ослабляет ноги. Хотя такие же дискуссии в свое время вызывали пена или пластиковый супинатор, хотя прижились достаточно давно и явно не противопоказаны среднестатистическому бегуну.

Кипп утверждает, что идея жесткой пластины в подошве выросла из идеи ортопедических стелек, которые эффективно борются с дефектами стопы довольно долгое время. Между прочим, в феврале 2020 года Технологический институт штата Джорджия проводил исследование, которое показало, что карбоновые пластины в подошве кроссовок не улучшали экономичность бега. “Фишка” карбона в данном случае в свойствах гасить вибрации и оставаться при этом твердым материалом – и именно в в таком сочетании.

Вывод примерно такой – любая новая обувная снижает нагрузку на ногу, но мы не можем знать долгосрочных эффектов. Кипп: “Мы знаем, что в Nike Vaporfly 4% плюснефаланговые суставы бегуна работали меньше. Если стопа не работает так интенсивно, то, по логике, она становится слабее, может, не сразу, но со временем, если привыкает работать в таком режиме”. Так что, карбоновая обувь еще не прошла тест временем в плане отрицательных эффектов для здоровья, но уже сильно изменила мир легкой атлетики. Время покажет.

А что вы думаете о карбоне в кроссовках?

На обложке типичные марафонцы на California International Marathon 2019 :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь