Идеология выбора беговых лыж. MADSHUS: под пристальным вниманием.

TRILIFE.RU
31459
13
2015-03-07T09:52:00+03:00

Из лыжной жизни. Для каждого лыжника существует наилучшая пара лыж. Для каждой пары лыж существует наилучший гонщик. Найденная на лыжне лыжная мудрость.  

Динамичная реальность вокруг нас такова, что уже давно превосходящие возможности полёта мысли и технологий обгоняют и наши потребности, и даже наши фантазии. Увы, мы избалованы изобилием. И в лыжной сфере – тоже :). Ведь сейчас ни практически, ни теоретически невозможно не найти подходящий инвентарь для лыжных гонок, даже предъявляя самые взыскательные требования к его качеству и функциональности. Ну да, конечно же, есть идеальные модели и пары лыж, созданные пылким воображением или однажды попробованные «из-под сборников», которые прямо-таки «взрываются скоростью» под ногами и с немыслимой резвостью мчат нас к финишу. Есть лыжи, накатывающие всех пачками на спусках и непревзойденно скользящие на равнинах со скоростью звука и даже быстрее – в зависимости от развитой фантазии искушенных мечтателей. Есть. Только не у нас лично, почему-то. Хотя… при грамотном подходе к обоснованному выбору лыж вполне возможно, что заветная пара окажется именно на наших ногах:)   Давайте попробуем всё-таки разложить лыжное удовольствие по полочкам и обострить, так сказать, главные вопросы, ответы на которые позволят увидеть лыжный мир ярче, а радость от лыжного катания больше. Начнем с самого главного. А зачем нам лыжи? Ответ очевиден – а затем, чтобы кататься быстро, красиво, в удовольствие и в радость, попутно сжигая калории и обретая здоровое тело в уже оздоровленном духе, потому как к тяга к лыжам есть непреложный симптом крепчающего духа. Это пока хорошие слова, но для материального воплощения лыжного удовольствия одних слов мало. Нужны критерии выбора лыж, желательно, универсальные и измеряемые. Как вариант, возможна следующая схема обоснованного подбора лыж.   1. Цель катания на лыжах. К слову, современные лыжи по концепции создания и в конкретном воплощении похожи на все высокотехнологичные детища прогресса. На болиде Формулы-1 гонять сможет далеко не каждый и очень не везде, зато на соответствующих трассах только на нём можно достичь максимума скорости и динамики. При должном профессионализме и умениях. На общепользовательских магистралях вполне подойдут аэродинамичные скоростные седаны-хэтчбеки, за городом – джипы, в лесу – совсем внедорожники. И это еще не всё в выборе – кроме собственно авто, нужно еще уметь им грамотно пользоваться. В лыжах – точно так же. Четко и ясно сформулированная цель предстоящего использования лыж предопределит максимально соответствующую потребностям модель. Например, новичку в лыжных гонках сложно будет гонять на лыжах топовой серии, и, тем более, использовать все преимущества, заложенные в весьма  дорогую модель. Зато вполне комфортно постигать азы лыжного стиля передвижения на достаточно простых и, как правило, недорогих и крепких лыжах. Гонщику уровня 3-го разряда, не стремящегося к дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства и не участвующего в соревнованиях на результат, вполне подойдут сравнительно бюджетные по цене модели, на 1-2 уровня проще самой совершенной серии. Как правило, такие лыжи «медленнее» топовых, зато, помимо не высокой цены и прочности, не столь требовательны к сервису, обслуживанию и «прощают» огрехи в технике лыжного хода. Возможно, это вопрос рассмотрим подробнее, в качестве примера основываясь на конкретных типах и моделях лыж. Вернёмся всё же к самой «вкусной» и манящей серии лыж – топовой, или «верхней», как еще называют в лыжном народе. Формулировка цели в этом сегменте также не столь проста и однозначна. Помимо совокупности вполне конкретных технологических и функциональных параметров лыж: ростовки и веса лыжника, жесткости лыж, типа скользящей поверхности, принадлежности к погодным условиям, температуре, характеру трассы по плотности, предполагаемым гоночным дистанциям, собственно цене лыж и другим, присутствуют не столь очевидные, но очень весомые факторы выбора лыж. При чем все вышеперечисленные факторы либо очень тесно, либо опосредованно, но всё же однозначно взаимосвязаны между собой. К факторам относятся:   - Целевое использование лыж. Таковое может быть направлено только на тренировки, тренировки и соревнования, только соревнования. Соответственно, время и средства на обработку и подготовку скользящей поверхности предполагается затрачивать разное – от минимального при сравнительной дешевизне средств обработки и до максимального по времени и сравнительно затратного для соревновательных лыж. Периодическое сервисное обслуживание в виде нанесения структуры штайншлифт-машиной или ручным циклеванием также зависит от целевого использования и количества пар «боевых» лыж.   - Требования к степени универсальности лыж. Напрямую зависят, в первую очередь, от наличного количества  пар лыж, цены пары лыж и их предполагаемого использования. Если лыжник планирует гонять лишь на одной паре топовых лыж – от спринта до марафона, при выборе следует ориентироваться на погодные условия и состояние трасс предполагаемых мест катания. Как правило, лыжи подбираются с «усредненными» параметрами ростовки (для спринта, как правило, лыжи короче, для равнины длиннее), эпюры, с универсальной скользящей поверхностью и широкодиапазонной структурой скользящей поверхности. В преимуществах такого подхода – одна пара лыж на все случаи жизни – минимальная плата при наилучшей функциональности лыж. В недостатках – универсальность в подавляющем большинстве случаев по эффективности несколько хуже узковпециализированных лыж. При возможности позволить себе две пары лыж, вполне логично ориентироваться на «холодные» и «тёплые» пары лыж. Особенности холодных и тёплых лыж состоят не только в типе и составе пластика и рекомендованной структуре, но, главным образом, в конструкции самой лыжи. У лыж на холодный снег «пятна контакта» - «горбы» большей площади, рассчитанной для создания достаточной «плёнки воды», улучшающей скольжение. У «тёплых» лыж «горбы» меньшей площади, более острые – для уменьшения эффекта подсоса на влажном снеге. Соответственно, на скользящие поверхности каждой пары наносится «тёплая» или «холодная» структуры. Наличие в арсенале более двух пар лыж предоставляет возможность «настраивать» каждую из подобранных пар под более узкие условия гонок, и, следовательно, улучшить эффективность скольжения в тех же более узких условиях: холод, плюсовая температура, падающий снег, старый снег, гонки преимущественно по равнине или холмистой трассе, спринт или марафон и т.д. Под «настройкой» подразумевается тип наносимого штайншлифта, «набор» смазок, геометрические параметры лыж – от ростовки до индивидуальных характеристик конкретной пары лыж (например, для мягкого снега желательно, чтобы мыски лыж при сжатии расходились в стороны на больший угол по сравнению с лыжами на жесткую лыжню и т.п.).   - Предполагаемый объем и разновидности сервисного обслуживания. Скользящая поверхность беговых лыж нуждается в регулярном и грамотном уходе. В процессе гонок из-за трения о снег, механических воздействий и химических процессов пластик постепенно ухудшает скользящие свойства. Кроме того, изнашивается и видоизменяется структура скользящей поверхности. По этой причине скользящая поверхность лыж периодически либо обрабатывается ручными циклями, снимающими слой поврежденного пластика; либо обрабатывается на штайншлифт-машинах с последующей обработкой смазками - парафинами, порошками, эмульсиями. Соответственно, вид и стоимость сервисного обслуживания, предполагаемый срок службы лыж также оказывают влияние на выбор типа и количества пар лыж. Например, соревновательные лыжи, на которые часто наносится порошок с высокой температурой плавления нуждаются в более частой обработке скользящей поверхности на штайншлифт-машине, поскольку высокие температуры могут отрицательно повлиять на скользящие свойства пластика.   - Износоустойчивость и долговечность лыж. Фактор, не столь очевидный и не отчетливо явно осязаемый, и тем не менее, один из главных. Речь идёт не о качестве и надежности лыж как сложной конструкции, об этом поговорим позже. Общеизвестно, что механические нагрузки в процессе эксплуатации и при сервисном обслуживании, температурные воздействия, естественное старение материалов, изменение их свойств и параметров постепенно приводят к разрушению лыж. Даже при отсутствии видимых повреждений, лыжа постепенно «разгибается» - снижается упругость силовых элементов. Возможно продавливание скользящей поверхности, отслоение пластика или конструктивных элементов, потеря геометрической формы и т.п. Кроме того, регулярная обработка скользящей поверхности штайншлифт-машиной или циклями постепенно истончают пластик скользящей поверхности вплоть до полного его удаления. Вышеуказанные факторы напрямую зависят от интенсивности катания на лыжах. Следовательно, если нам повезло и у нас «едущая» пара лыж, то разумно использовать эту пару только на ответственных соревнованиях, а все тренировки и даже менее важные соревнования бегать на других лыжах. Подготовленному спортсмену, как правило, потребуется как минимум вторая, в крайнем случае, третья модель лыж сверху для тренировок, иначе возможна деградация или потеря навыков в технике лыжного хода. По этой причине за «те же деньги», возможно, стратегически целесообразнее и выгоднее купить не две топовых пары, а три – одну топовую только для соревнований и две уровня чуть ниже для тренировок. Вопрос не совсем однозначный, однако принимать во внимание подобные обстоятельства следует.   И крайнее замечание. О «всегда стоячих» и «вечно едущих» парах лыж. Конструкция лыж намного сложнее представлений, имеющихся у большинства лыжников. Помимо более или менее общеизвестных параметров и характеристик лыж – жесткость, ростовка, величина прогиба, геометрическая симметрия, тип эпюры «холодный-тёплый» и т.п., существуют характеристики, измерение которых возможно только на специализированных, точных, а потому и весьма дорогостоящих стендах. Да, в конструкции лыж любого уровня любого производителя может присутствовать «наихудшее» сочетание конструктивных параметров, «обрекающих» лыжу на «вечный якорь». Не из-за некачественного контроля или осознанных упущений, а лишь по причине неконтролируемых и неуправляемых параметров, например, технологического процесса (скрытая раковина в однородном материале пластика и т.п.). Такое событие встречается крайне редко, к тому же, с высочайшей долей вероятности отбраковывается на тестировании еще на фабрике. В продажу если и попадают такие экземпляры, то предельно редко. А вот «с вечно едущими» лыжами ситуация более оптимистичная :). Да, их тоже очень мало, но, в отличие от «стоячих», они точно попадают в руки, точнее, на ноги лыжникам. Более того, иногда попадаются таковые даже в «тиражной партии» в магазинах. Изюминка в том, что – смотрите эпилог – да-да, для каждого лыжника существует наилучшая пара лыж, и для каждой пары лыж существует наилучший гонщик. Может случиться, что именно такая пара дождётся нас где-то среди многотысячного леса лыж. Собственно, обрести такую пару можно двумя способами: 1 - пробовать, пробовать и еще раз пробовать, перебирая раз за разом лыжи, предварительно отобранные на флекстестерах или стендах, в том числе, ориентируясь на личный опыт и интуицию. Способ совсем не дешевый и затратный по времени и терпению, но вполне успешный. Рано или поздно:) 2 – пробовать найти грамотного и опытного специалиста, обладающего практикой, знаниями и умениями выбора лыж. Желательно, имеющего доступ к большому количеству лыж. Способ более общедоступный. Пожалуй, лишь с одной оговоркой – найти! А здесь каждому – удачу в руки!:)   И так, переходим к конкретике. А именно – самый что ни на есть современный и топовый MADSHUS – в студию и под микроскоп!   Лыжи MADSHUS – под пристальным вниманием.

Оговорюсь заранее. Представленный ниже материал не ставит целью рекламу или описание только преимуществ конкретных лыж конкретного производителя – MADSHUS. По крайней мере, осознанно и преднамеренно. Изначально идея состояла в тестировании лыж на лыжных трассах различного уровня подготовленности для оценки функциональных качеств конкретной модели лыж. Без какого-либо сравнения в цифрах с лыжами других производителей. Отчасти и для «развенчивания» некоторых «мифических фантазий» о якобы сверхлучших или сверхнеудачных качеств лыж MADSHUS. Или же для их подтверждения, ежели таковые найдутся :). В прочем, воля читателя, под каким углом зрения рассматривать нижеизложенное. Если покажется, что реклама или предвзятость – не теряйте времени, отвлекитесь на занятия более полезные и результативные:)   И так, в студию - MADSHUS REDLINE! Лыжи MADSHUS REDLINE COLD skate были представлены для тестирования и оценки функциональных качеств в соответствующем весовом диапазоне – 67-72кг, длиной 185см, с нанесенной гоночной структурой 9-6. Подготовленные к гонкам:).

Неколько слов о технологических особенностях данной серии лыж. К слову, верхние, топовые модели лыж любого производителя – выжатый до максимума или минимума предел взаимопротиворечивых качеств – максимума прочности, минимума веса, максимума обеспечения стабильности формы, минимума  неоднородности свойств упругости, максимума качества используемых материалов, минимума ценовых затрат… Этот список можно продолжать долго. Важно лишь иметь в виду, что вся совокупность максимумов и минимумов должна обеспечивать качество и функциональность лыж не менее заданной. То есть, лыжи должны «не ломаться» при падениях и столкновениях с препятствиями; стабильно «держать» эпюру, торсионную жесткость, профиль прогиба при многократных нагрузках на протяжении всего времени использования; сохранять силовой каркас, лакокрасочные покрытия и свойства водонепроницаемости – и многое-многое другое. Учитывая же тот факт, что при разработке лыж высшего уровня производители стремятся создать их максимально функциональными,  относительно дешевыми, максимально облегченными, такие лыжи, могут быть (но не всегда) менее прочны по сравнению с их более упрощенными и, соответственно, более тяжелыми младшими моделями 2-3го уровня ниже. Причина очевидна – все параметры материалов в конструкции лыж верхней серии «состоят» на пределе своих характеристик. В принципе, можно сделать суперпрочную и очень лёгкую лыжу. Только стоить она будет со спутник, и выпускаться в тираж с частотой запуска спутника. Поэтому постоянная и неуклонная борьба компромиссов с оглядкой на конкуренцию позволяет создать лыжи не вечно живучие и живущие, но вполне доступные и качественные. И еще один не совсем очевидный факт. Стоимость лыж. В эту эфемерную величину, иногда обескураживающее пугающую и непонятно откуда берущуюся включаются не только всевозможные расходы – сырьевые, трудовые, технологические, контроля качества, магазинные, рекламные и т.п. Здесь присутствует еще один компонент – отсеивание лыж на этапе «выпуска из цеха». В прошлом в нашей стране такие отделы назывались ОТК – отделы технического контроля.Такот, например, из 1000 пар топовых лыж в 10-и выявлено несоответствие каких-либо параметров требуемым. Внешне и на первый взгляд не заметно и не определимо. А вот на лыжне такие лыжи могут «стоять», терять форму или ломаться через пару сотен километров, терять геометрическую форму и многое другое. Такие лыжи исключаются из выпуска в продажу и попросту утилизируются внутри цехов. Им также найдется применение – настройка и контроль сборочных и обрабатывающих станков, эксперименты с нанесением структур и т.п. Так что в продажу через «черный ход» они вряд ли поступают :) Естественно и логично  стоимость отсеянных лыж включить в общую стоимость выпущенных в продажу лыж. За надёжность результата, так сказать:).[CENTER]

Лыжи верхнего уровня серии MADSHUS REDLINE содержат в своей конструкции пенопластовый клин, «упакованный» в силовой углеволокнистый каркас. Главное преимущество такой конструкции – обеспечение стабильных свойств на всех этапах производства и материалов – нитей, композита, термохимических процессов их соединения – и сборки самих лыж. С точки зрения технологии, ничего не обычного – чем больше параметров и их совокупностей удается достоверно подвергнуть контролю, тем выше вероятность получения стабильного, повторяемого и надежного результата. Например, проконтролировать проклейку однородность «сплошной» пены легче и проще, чем той же каждой деревянной, тканевой или композитной соты (это ни в коем случае не значит, что пена лучше соты, у каждого материала и метода есть свои особенности). То же относится и к качеству углеволокнистых нитей, из которых «сплетается» силовой каркас лыжи. Второе важное преимущество конструкции лыж, используемых MADSHUS – стабильная и весьма точная повторяемость конструкции. Это значит, что однажды настроенный и выверенный технологический процесс позволяет серийно воспроизводить лыжи с практически идентичными или предельно близкими свойствами. И если совокупность конструктивных решений удачна – на выходе цеха «вылетают» тиражи одинаково «быстрых» лыж. Правда, если где-то вкрадывается ошибка или недочёт – неудачная конструкция, нарушение технологии склейки или обработки – этот недостаток также будет многократно растиражирован.В нынешнем, сезона 2014-2015 исполнении MADSHUS REDLINE COLD «одет» в бело-красный цвет на сложной формы объемный корпус и «обут» в новейшую по современным представлениям скользящую поверхность Р200 nano. Со слов рекламных проспектов и информации из сайта – непревзойденно скользкая. На деле – качественный высокомолекулярный полиэтилен высокого давления с хорошими рабочими характеристиками на снеге. Значительных отличий в эффективности скольжения  Р200 nano от других производителей не наблюдается, однако в рабочем диапазоне температур - -2-8, типов снега – свежий (не падающий), трансформированный, чистый и влажностей от 70% скольжение действительно быстрое.[CENTER]

Конструктивные изыски корпуса видны невооруженным глазом – от скругленных обводов корпуса до полуутопленных элементов каркаса – ни дать – ни взять, крыло в аэродинамическом оформлении :). На самом деле, столь вычурные формы возможны благодаря широким возможностям и пластике как пенопластового клина, так и углеродных нитей. По видимому, именно такая конструкция в современном техническом исполнении наиболее компактна, легковесна, прочна и технологична. [CENTER]

Однако эстетика эстетикой – у каждого вкусы не спорные свои – а основная характеристика каждой пары лыж, помимо формы и скольжения пластика – процесс работы в лыжном ходе. Или, точнее, в лыжном беге. Именно – процесс, потому что «только в полёте живут самолёты» - только в движении оживают лыжи :).   Ранее обсуждались особенности «теплых» и «холодных» лыж. Конструкция MADSHUS REDLINE COLD – типично «холодная» - с «длинными» зонами контакта и пологими «горбами», почти «распрямленными» мысками, черным типом скользящей поверхности. В принципе, та же схема присутствует у других производителей лыж, здесь ничего нового. Новое и неповторимое – в «беговом почерке» MADSHUS REDLINE! Он – особенный и узнаваемый. Вероятнее всего, именно по причине конструктивного исполнения лыж MADSHUS из пенопластового клина и углеволоконного «чехла». MADSHUS REDLINE COLD обладает достаточно низким прогибом под колодкой, однако сей факт никак не означает, что лыжи «плоско» ведут себя на лыжне. Ничего подобного не наблюдается даже на самых жестких лыжных трассах.  [CENTER]

Изюминка работы лыж MADSHUS состоит в «сверхчувствительности» к рельефу лыжной трассы. Не в смысле повышенных вибраций или неустойчивости на неровностях и на жесткой трассе, а в как раз устойчивом «отслеживании» поверхности лыжной трассы, предсказуемой траектории движения и хорошей управляемости на всех типах трасс, кроме леденистой. Особенно эффективна работа MADSHUS REDLINE на сравнительно мягкой трассе – способность «всплывать» над не плотным снегом, а не прорезать или «вклиниваться» в снег. Чем мягче трасса, тем более выражен этот эффект. Обратная сторона умения «парить» над снегом – достаточно посредственная устойчивость на очень жесткой и особенно обледенелой трассе. В прочем, для гонок по льдистой трассе нужны лыжи с достаточно специфическими характеристиками. Очередная особенность лыж MADSHUS REDLINE в беговом режиме – повышенные требования к технике лыжного хода. REDLINE «не прощает» чрезмерной загрузки передней части лыжи. Излишний наклон корпуса вперёд или смещение центра масс вперёд при движении на равнине ощутимо замедляют лыжи. Наоборот, лёгкая загрузка пятки как опорной, так и толчковой ноги разгоняют REDLINE. По личным ощущениям, использование в MADSHUS REDLINE проставки под крепления (спейсера) усиливают эффект разгона. Правда, придётся несколько привыкать к слегка непривычному положению стопы, но «оно того стоит» :). Не факт, что придётся по вкусу всем. Особенно лыжникам, в привычке которых бегать с некоторым наклоном корпуса или торса вперёд. Возможно, и биатлонистам, компенсирующих вес винтовки наклоном корпуса вперёд. Далеко не факт и лишь предположение, но обратить внимание на эту особенность следует. По крайней мере, автору тестов проставка под крепления пришлась весьма к стати и к месту :).   Еще один достаточно неожиданный факт в «поведении» MADSHUS REDLINE. Как ни странно может показаться, но эти лыжи, по ощущениям, «подтормаживают» на низких скоростях, примерно до 5-7км/ч. При достижении скорости свыше приблизительно 8км/ч REDLINE «взлетает» с присущей топовым лыжам динамикой. С чем связан такой эффект - объяснить пока сложно, и, тем не менее, его присутствие регулярно ощущается :). Возможно, существует связь в степени загрузки пяточной части лыж при повышении скорости. Может быть, оказывают влияние вибрационные характеристики лыж: при повышении скорости низкая резонансная частота колебаний лыжи остаётся неизменной и ослабляет влияние, связанное потерей энергии на малой скорости. Не суть важно для нас, любителей лыжных гонок. Важно лишь осознавать - если возникает ощущение, что у вас вдруг выросли крылья, на всякий случай – посмотрите вниз. Может быть, это крылья цвет RED, и прорастают как раз из лыж :)

MADSHUS REDLINE вполне «стандартно» ведёт себя при работе в подъем, не смотря на загружаемый носок при таком режиме хода. Вероятно, хорошая торсионная жесткость позволяет распределить давление сравнительно равномерно по всей длине лыжи. Весьма значительную торсионную жесткость как раз обеспечивает объемная форма корпуса MADSHUS REDLINE – эта модель представляет собой полноценный замкнутый профиль, «свитый» углеволокном как единое целое, без стыков и швов. Такая форма выдерживает большие нагрузки в сравнении со склеенными или сварными швами.

Тестируемая пара MADSHUS REDLINE COLD принимала участие в двух соревновательных гонках в диапазоне температур от -2-4 до -7-8 градусов при достаточно высокой влажности – от 75% и более на чистом свежем и умеренно трансформированном снеге, в климатических условиях Подмосковья, и в многочисленных тренировках. Пока в двух соревновательных гонках, поскольку рабочие характеристики и достаточно универсальная структура позволяют успешно использовать  REDLINE на гоночных трассах, подготовленных и ретраком, и снегоходом. Выбор MADSHUS REDLINE для участия в соревнованиях проводился среди нескольких пар хорошо проверенных и регулярно используемых «боевых» соревновательных лыж от различных производителей. В двух из пяти ответственных гонок эти пары оказались наиболее эффективными. К слову, «эталоны» лыж с хорошим скольжением имеются, сравнить работу лыж есть с чем :)Факт свидетельствует в пользу  «нормальной» эффективной работы лыж в диапазоне условий влажности и температур, предопределенной конструкцией лыж и выбранной нанесенной структурой.[/CENTER][/CENTER]

Несколько слов о структуре и качестве обработки поверхности. Одна из тестируемых пар лыж «поехала» в полную силу приблизительно через 50км откатки. Вторая – практически сразу, через 8-10км. Явление вполне объяснимое, по крайней мере, с точки зрения обработки скользящей поверхности штайншлифт-машиной. Современные камни и алмазы, непосредственно формирующие рисунок структуры скользящей поверхности, достаточно «острые», чтобы оставлять минимальное количество «бахромы» или «заусенцев» на скользящей поверхности лыж. Однако некоторое количество этих «тормозящих элементов» неизбежно присутствует на любой новой поверхности обработанных лыж. В процессе работы камень изнашивается, «осколков» может образовываться несколько больше. Конечно же, при нанесении гоночных структур камень перетачивают сравнительно часто (хотя это «удовольствие» очень дорогое), но, видимо, разница между одной из первых пар обработанных лыж и одной из последних на одном цикле работы камня всё же присутствует. Негатива в этом факте нет никакого – качество структуры остается в пределах допуска, однако не следует расстраиваться, если лыжи, извлечённые из упаковки, не сразу обретают крылья. Несколько обработок парафином и несколько десятков километров на лыжной трассе приведут в чувство и отполируют аэродинамические средства достижения максимальных скоростей;).

При обработке лыж парафинами и порошками специалисты MADSHUS не рекомендуют нагревать скользящую поверхность лыж до температур свыше 130 градусов. Здесь присутствует не вполне очевидный момент: свыше 130 градусов не должна нагреваться именно скользящая поверхность. То есть, недопустимо оставить неподвижным утюг, нагретый до температуры свыше 130 градусов на скользящей поверхности лыж, так сказать, в непосредственном контакте. Реально при вплавлении в скользящую поверхность парафинов, а тем более порошков, температура подошвы утюга может достигать 150 градусов по Цельсию и даже выше, без риска пережога или повреждения скользящей поверхности. Физика явления проста: те самые 150 градусов и выше на подошве утюга контактируют непосредственно не со скользящей поверхностью, а с парафином или порошком. Именно эти компоненты поглощают температуру в значительной степени. При правильном – быстром и непрерывном – проходе горячего утюга вдоль скользящей поверхности лыжи – температура на скользящей поверхности не достигнет опасного предела, поскольку два-три десятка градусов поглотит смазка при расплавлении.  При не полном вплавлении парафина или порошка за один проход утюга повторный проход следует производить приблизительно через 30-40 секунд. В более ранних моделях MADSHUS верхнего уровня – разработки и производства приблизительно 2002-2004 годов при значительном перегреве скользящей поверхности утюгом наблюдались вспучивания пластика скользящей поверхности, особенно на концах лыж, где теплоемкость материала минимальна из-за малой толщины лыж. MADSHUS HYPERSONIC из тех партий бывал в арсенале гоночных лыж автора, с тем же печальным эффектом. Однако не следует отвлекаться от действительности и реалий. На протяжении без малого 5-и лет в технологических процессах производства лыж используются многократно отработанные и подтверждённые многочисленными экспериментами новые способы соединения составных частей лыж. Поэтому явления отслоения или вспучивания пластика при условии соблюдения рекомендаций о температурных режимах практически не наблюдаются. К слову, мифы о наименьшей толщине пластика у лыж MADSHUS на самом деле только мифы :). Часть скользящего пластика закрыта боковинами капа. На самом деле его рабочая толщина составляет около 0.7 миллиметров и общая – чуть более 1 миллиметра. О прочности и долговечности лыж. В немалой степени эти параметры зависят от грамотно подобранных лыж и соблюдения этики лыжной культуры. Не игра слов никак, потому что, вдумываясь в закономерности нашего обитания, интуитивно каждый из нас ощущает гармонию окружающего мира или наоборот, нарушение этой гармонии :). Применительно к лыжным гонкам, практически любой современный, высокотехнологичный, грамотно и всесторонне продуманный инвентарь прослужит долго и безупречно лишь при использовании его строго по предназначению и в пределах рекомендованных условий.

Даже столь элементарные аксессуары, как современные лыжные носки. Не верите? Оденьте так, чтобы пятка чуть-чуть съехала на бок и десяток раз прокатитесь на лыжах. Наверняка получите дырку в том месте, где пятки быть не должно, а она была. Тот же «простой» носок прослужит годы при правильном ношении, стирке-сушке. И подобное – во всём. И в лыжах тоже. Современные лыжи потому и быстры, и долговечны, что очень надеются на выбор обладателем строго под «личные» параметры: вес, рост, способ передвижения, должный уход и сервисное обслуживание. Наиболее частые «поломки» лыж любого производителя наблюдаются при: -  Несоответствии веса лыжника и выбранных им лыж. Касается не только тяжелых лыжников на «лёгких» лыжах. Даже если «лёгкий» лыжник катается на лыжах, рассчитанных на существенно больший вес, вероятность сломать лыжи выше, чем у правильно подобранных лыж. По той причине, что жесткие лыжи будут способствовать неустойчивости при передвижении их обладателя с последующими падениями, ухудшенной управляемости лыж, приводящих всё к тем же падениям и «цепляниям» за окружающие препятствия. Как следствие, постепенное «накапливание» усталости и микротрещин материала, как правило, приводят к интенсивному износу конструкции лыж и поломке. Иногда даже от совсем незначительного воздействия.

  • Постоянному катанию на очень жестких обледенелых трассах или же на существенно мягких трассах, по «целине». В первом случае происходит жесткое воздействие опоры на силовые элементы лыж, приводящее к интенсивной потере прочности конструкции. Снег представляет собой «естественный амортизатор» ударной нагрузки, «гасящий» часть энергии. Лёд таковым не является, и вся нагрузка поглощается только конструктивными элементами лыж.

Во втором случае значительным нагрузкам подвергаются эластичные носки и концы лыж, «выгибающиеся» на мягком или «целинном» снеге относительно жесткой колодки. В этом случае наиболее нагружаемая зона находится в точках S-образного перехода колодки в «обратные» дуги носка и конца лыжи. Многократные и интенсивные воздействия на эту область приводят к износу, микротрещинами и усталости конструктивных элементов с последующим разрушениям.

  • Грубых огрехах в технике лыжного хода. К таковым относятся: чрезмерная «посадка» на пятках, с выносом центра масс за пятки – перегружает заднюю часть лыжи; чрезмерный наклон вперёд – перегружает носок; постоянное катание на внутреннем канте по леденистым жестким трассам – перегружает ребро лыжи; ударная постановка опорной ноги на леденистой трассе – приводит к вибрационным перегрузкам силовой конструкции лыжи, стыков и мест соединений элементов лыж.
  • «Разгерметизации» лыжи – нарушении лакокрасочного покрытия с последующим прониканием снега и воды внутрь конструкции. А дальше, знамо дело, влага и постоянно замерзающая-размерзающая вода своё разрушительное дело сделает.
  • Нештатных, не расчетных нагрузках на лыжи – удары, падения, длительное воздействие высокой температуры (например, хранение лыж в гараже под крышей летом или на жарком балконе) и тому подобное. Использование лыж в «лыжных» условиях и в диапазонах, не превышающих нагрузок и воздействий в оговоренных разработчиком диапазонах, обеспечивает длительное сохранение их прочности и функциональности. Касательно конкретной тестируемой модели REDLINE, выводы о её долголетней прочности в ближайших сезонах сделать не представится возможным. Надеюсь:). Всё-таки грамотный и высокий уровень конструирования и опыт технологического производства лыж специалистами MADSHUS не пропустит  «сознательный» или системный брак в серию. Ну, а прежние неудачи – на то и признаваемые неудачи, чтобы знать, как делать не надо. Как правило, такие факты случаются при переходе на качественно и принципиально новые технологические процессы или связаны с использованием новых материалов. Мало ли автомобильных гигантов отзывают свои детища в связи с выявленными проблемами. Бывает. Хорошо, что смело признаются и исправляют. :)   Несколько слов о внедрённой технологии emPower. В корпус каждой лыжи MADSHUS REDLINE на стадии изготовления внедряется чип, в который заносится информация об индивидуальных параметрах каждой пары лыж: серийный номер, характеристики эпюры с указанием весов и зон нагружения, рекомендуемые типы структур и способов обработки скользящей поверхности. В практическом аспекте emPower – отдельная область знаний, выходящая за пределы собственно информации непосредственно о параметрах лыж.  Сервис позволяет вести настоящий дневник тренировок с привязкой к местности на реальных топографических картах, подобно современным спортивным навигаторам. Для работы с emPower потребуется загрузить бесплатную программу MyMadshus из интернет-магазина под платформу Android или Apple и зарегистрироваться на сайте MADSHUS. Интуитивно понятный интерфейс и методы работы в программе в комментариях не нуждаются – проще и быстрее попробовать и включиться в процесс, чем рассказывать:). Ощутимо серьезное требование к использованию технологии emPower – наличие современного смартфона с функцией NFC – в паспорте смартфона её наличие указывается. Данная технология позволяет дистанционно считывать данные из чипа, внедренного в лыжу. Для этого необходимо активировать модуль NFC в смартфоне и провести смартфоном вблизи колодки лыжи. При обнаружении чипа и считывании информации смартфон издаст сигнал. Находясь в зоне приёма интернет с активной программой MyMadshus, возможно в реальном масштабе времени просмотреть данные о конкретной паре лыж.

На мой взгляд, наибольшая практическая польза emPower для любителей лыжного спорта, обоснованно, вдумчиво и осознанно подходящего к выбору инвентаря, состоит в оперативном, быстром и достоверном способе получения информации о лыжах - прежде всего при покупке лыж. Использование emPower предельно упростит выбор среди множества пар наиболее подходящей, и позволит удостовериться в технических характеристиках выбираемых лыж. Такой способ подбора лыж с использованием информации от производителя полнее и достовернее данных, снимаемых при измерении на флекстестерах. Внедрение технологии emPower есть прогресс налицо, качественно улучшающий эффективность подбора лыж под параметры гонщика. А особо усидчивые и любознательные поклонники лыжного спорта могут в полной мере использовать всю мощь ресурса Madshus для стратегического и оперативного планирования лыжных тренировок.

      В довершение, хотелось бы слегка коснуться «лыжной метафизики». Подобно тому, как только красивые самолёты летают, только добротно, грамотно, с умом и с душой сделанные лыжи не просто отменно катят и отлично работают. Не имею в виду сейчас только обсуждаемые лыжи MADSHUS REDLINE. Любые лыжи, сделанные с… извините за слово… с любовью, и с отношением к таким творениям с любовью, сливаются с нами в полёте над землёй по снегу :) Можно не соглашаться или отвергать сей факт, не видеть или не ощущать, но не признаться, по крайней мере, себе – невозможно – мир, лыжный мир – таков, каким мы его ощущаем :) И если есть под нами крылья, именуемые лыжами, ощущения мира – в радость и в гармонию :) Может быть, то ощущение и есть счастье :) По крайней мере – Лыжное Счастье – точно :)   Всем – хороших лыж и счастливого полёта над белым миром! Для каждого лыжника существует наилучшая пара MADSHUS .  Для каждой пары MADSHUS существует свой наилучший гонщик. Забавный реальный лыжный факт .

 Ниже представлены актуальные данные о лыжах MADSHUS и структурах, наносимых на скользящие поверхности лыж MADSHUS. Данные таблиц предполагается обновлять по мере обновления лыж и видов структур.   Типы лыж MADSHUS и их особенности  

Наименование лыж Тип и предназначение Особенности конструкции и использования Рекомендованные структуры
MADSHUS REDLINE COLD skate Коньковые лыжи высшего уровня для холодного снега любого типа, любого типа жесткости трасс (черный пластик) Чиповая система идентификации параметров лыж в реальном масштабе времени на сайте www.madshus.com.; оперативный подбор лыж под личные параметры и предпочтения посредством смартфона (при наличии функции NFC)  непосредственно в месте покупки. Полная информация о характеристиках лыж под нагрузкой для каждой конкретной пары на сайте www.madshus.com. Возможность ведения дневников и планирования тренировок с привязкой к конкретной паре лыж. 7-4  9-6 HR2L SO5  
MADSHUS REDLINE WARM skate Коньковые лыжи высшего уровня для влажного старого, крупнозернистого снега, любого типа жесткости трасс (серый пластик) Чиповая система идентификации параметров лыж в реальном масштабе времени на сайте www.madshus.com.; оперативный подбор лыж под личные параметры и предпочтения посредством смартфона (при наличии функции NFC)  непосредственно в месте покупки. Полная информация о характеристиках лыж под нагрузкой для каждой конкретной пары на сайте www.madshus.com. Возможность ведения дневников и планирования тренировок с привязкой к конкретной паре лыж. 9-6 G 9-6 XG
MADSHUS Nanosonic Skate    «Верхняя» модель у Madshus прошлых сезонов. Сердечник РХ100Х и триаксиальная карбоновая конструкция. Скользящая поверхность Р190 Nano. Технология – «умной» лыжи – встроенный чип с полной информацией о характеристиках каждой конкретной пары лыж. Рекомендации – марафоны, профессиональный и любительский спорт. 9-6 G 9-6 XG
MADSHUS Megasonic Skate   Бюджетный вариант спортивной лыжи. Производство - Норвегия. 3D технология. Сердечник Polysell,  скользящая поверхность – Р170. Весовой прогиб – умеренный для конька. Рекомендации – бюджетный вариант спортивных лыж, «асфальтовые» лыжи для обладателей нескольких пар лыж, спортивные школы. Стандартная заводская структура (универсальная) М5
  Типы структур, наносимых на лыжи MADSHUS  
Наименование структуры Предназначение и особенности использования
7-4
Наиболее универсальная холодная структура при температуре снега от -8 и холоднее

9-6 Для любого снега при температуре  0 … -8. Наиболее универсальная и популярная структура в средней полосе России.  
HR2L Новая холодная очень мелкая универсальная структура в широком диапазоне температур. Актуальна для Северо-Запада и Зауральских регионов.  
SO5 Универсальная структура, от -4 и холоднее. Хорошо работает на свежевыпавшем снеге.
S02 Структура на холодный снег, при низкой влажности («елочка» в обратную сторону).  
D5 Структура для старого грязного снега при температуре, +1…-7 и жесткой трассы.  
9-6G Структура для влажного снега при температуре воздуха +3 …-5.  
9-6ХG Структура для мокрого снега от 0 и теплее.
D6 Универсальная теплая структура, но иногда хорошо работает и в сильный мороз.  
   [/CENTER][/CENTER]

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:15, 7 марта 2015
Не читал, но и так все понятно. Скажу одно- пенопласт не может быть нормальными лыжами, только если вы не сборник и вам их не выдают по 100 шт в год

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:00, 7 марта 2015
...не читал, но не осуждаю! :)) Александр, в мире много парадоксов:)
Бамперы, например, пенопластовые делать начали. Истребители из дерева делали - дерево, к стати, тоже не горит:) попробуйте поджечь двп (дельта-древесина -по сути, та же фанера, пропитанная клеевым композитом). Да и железяки типа самолётов и пароходов - явно тяжелее воздуха и воды, должны только ползать по суше, но никак не летать и не плавать.
Да и палками лыжными, сплетёнными в косичку очень гибкой лентой на клею, толкаться нельзя по определению:).
Ну, и ездим мы на авто и велосипедах таки на воздухе, что б там кто не говорил.
и так далее.

Возможно, прочность лыж из пенопластового сердечника ниже. Возможно.

Но, во-первых, уж не в 100 раз, чтобы иметь сто пар лыж.
Во-вторых, если среднее время жизни лыж 5-8 лет (или тыс. км, например)т до перехода в разряд тренировочных, и что "пенопластовые", что "деревянные", что "тканевые" - есть и такие - выдерживают этот срок - да пусть хоть воздух или жидкий азот в них заливают, лишь бы катили.
В-третьих. У меня были Madshus разных лет выпуска. У одной пары 2002г. вспучился пластик на пятке. Всё. Остальные пары откатали своё, среднестатистическое.
В-четвёртых. Дабы не быть не объективным. Половина одной из сильнейших лыжных и биатлонных команд мира бегает на Madshus. Вторая половина их лыж - Fischer. Присутствовал не однократно:) Поищите в интернете, есть много фото. А уж они могут себе позволить любые лыжи от любого производителя. :)
Это не в рекламу Madshus. Это в аргумент тому, что Madshus - вполне "адекватные" по качеству и функциональности лыжи Принципиально не хуже и не лучше других ведущих производителей - Fischer, Atomic, Rossignol, Salomon. Но со своей изюминкой, как  у каждого из них :) Катался на всех, убедился воочью и ногами:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:54, 7 марта 2015
Извините за выражение, но "мне то по ушам ездить не надо" я на своей практике понял что лыжи мадшус для любителя полное г! Перегреешь пластик и бугры по всей длинне на фишере и сало можно утюг оставить и ничего не будет, не согласны? Могу передать мнения сервисменов. Не согласны в принципе давайте позовем брендменеджеров других фирм. Если пост проплачен, то все понятно. Только везде и всегда найдутся тролли)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

00:03, 8 марта 2015
Александр, я ж писал в начале - читать не надо:)
Насчет ставить утюг - жесть:) Птичку жалко.
Давайте позовём - о каждой из топовых моделей могу кое-что да рассказать.
Пост не проплачен, за тесты денег не беру:)
С сервисменами общаюсь иногда, но регулярно.
Написанное - моё личное мнение. На истину не претендую, но от слов не отказываюсь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

00:05, 8 марта 2015
Все эти споры по поводу какие лыжи/велосипеды/кроссовки/гидрики и прочее лучше- вопрос демагогии, можно спорить до усрачки и до бесконечности. У каждого свои предпочтения. И говорить в стиле В. Трохина "все говно, кроме..." по меньшей мере некомпетентно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

00:07, 8 марта 2015
Привет, Алексей!
В мой адрес сказал?:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

00:33, 8 марта 2015
Игорь, нет конечно)) я ж сам на Madshus 13 лет бегаю, из которых последние 8 покупаю их за свои родные. RedLine считаю очень удачной моделью.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

00:23, 8 марта 2015
На всякий случай, если мне :)
Цель вот таких длинных рассказов - изложить, что узнал и  - главное обсудить и поделиться опытом. Любое знание приносит пользу и позволяет более обоснованно и грамотно сделать выбор при покупке инвентаря.

Еще раз подчёркиваю - не считаю лыжи ни одного из ведущих производителей лучше всех. По функционалу они примерно в одном диапазоне, отличаются лишь особенностями. Зная которые, к слову, можно либо использовать их  с пользой, либо наоборот, отказаться от покупки этого типа лыж.
Не более:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:10, 8 марта 2015
Игорь, большое спасибо! Очень полезная информация! Просьба не слушать тех, кто только думает, что в этом разбирается.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

16:14, 8 марта 2015
Спасибо, Максим! На самом деле, возможно, профессионалам изложенное покажется элементарным ликбезом, поэтому ничего страшного нет, если этим людям написанное уже давно знакомо:))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

09:45, 10 марта 2015
В защиту Мадшус. У меня правда не Рэд- лайн, а наносоник модель 2010 года (черные) структура 9-6G, до сих пор самые катучие лыжи , хотя должен признаться скользящая поверхность в районе носка немного вогнута , но на скорость не влияет. А вот Фишер спидмакс спортцех пока не покатил , буду перешлифовывать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь