«В горах не бегают. В горах ходят». Отчет про Elbrus World Race.

TRILIFE.RU
2014-08-18T21:25:15+04:00

Трейлраннинг, как и триатлон, набирает популярность. Многие бегуны или триатлеты после марафона или айронмена думают, куда бы податься дальше.

О том и рассказ — куда податься дальше.

Да, меня тоже волнует вопрос: «Куда податься дальше». Я люблю горы. Я люблю ходить. Я люблю походы в горах. Это все я уже проверил в дотриатлонную эпоху.

Но до трейлраннига никак не доходило. По рассказам я понимал, что трейлранниг — это, прежде всего, про боль в четырехглавых мышцах на спусках. И еще немножко про то, что в Москве невозможно натренировать бег вниз.

Еще трейлраннинг — это про горы, про низкий сахар, про плохо соображающую голову на длинных дистанциях, про дикую природу, про тяжелые условия. Про то, что колу со льдом на пункте питания никто не даст. Про то, что нельзя сойти с дистанции, если устал. Про то, что тебя никто на заберет с перевала на 3000 метрах под дождем, ветром и +1 градусом.

Интуиция подсказывала, что трейлраннинг мне не очень понравится. В горах не надо спешить. Горами надо наслаждаться, их надо чувствовать, а не торопиться сквозь боль в мышцах уменьшить время нахождения в этих самых горах. Но надо же было попробовать!

Так получилось, что я поехал на Elbrus World Race 2014. 2 августа, Mountain Marathon, 42 км с набором 3450 и двумя перевалами и на высоте 3400.

Ни одной специальной тренировки к этой гонке я не сделал. Думаю, в организме будут примерно одинаковые ощущения, если бежать 42 км не готовясь и если бежать 100 км, хорошо подготовившись :-)

Мои 42 км заняли 10 часов 47 минут. Средний пульс 140. То есть, на дистанции все в порядке с набором высоты :-). Со старта (1750 м) вверх до 3400, потом вниз на 2400, опять вверх на 3400, вниз на 2400 — и это в рамках первых 26 км. Потом более-менее однородный спуск обратно на 1600.

Первая часть явно более жесткая, чем «обычный» европейский альпийский трейл. Бежать на первых 26 км можно было разве только 1 или 2 км.

Я приехал за два дня до старта. За день до старта мы поднялись с 2100 на 3100 (верхняя станция канатки на Чегете) и спустились вниз на подъемнике.

Первый вывод — на Эльбрус надо приезжать минимум на 9 дней. У меня почти все время поездки болела голова. Не могу понять, связано ли это было с горной болезнью (раньше не страдал), но, думаю, что не связано. Скорее всего, обычная головная боль, связанная с коротким сном и перелетом (такое часто случалось раньше). Отчего впечатления в целом смазанные.

Если приехать на больший срок, то и к высоте привыкнешь, и окрестные горы обходишь (Чегет, Эльбрус до бочек или приюта одиннадцати, Терскол до обсерватории), и уж точно ни голова, ни «горняшка» не повлияют ни на что.

Тут дешево. Отель Озон 7 Вершин стоил 1800 рублей в сутки на двоих. Уровень отеля я бы описал как «явно выше, чем мне нужно». Еда в местных кафе не хуже тех же альпийских кафе, везде семейный бизнес и какое-то очень правильное отношение к гостям, все очень красиво и очень вкусно. А когда приносят счет на шестерых, то смотришь на сумму и думаешь: «О, не очень-то и дорого для такой еды!». И только потом понимаешь, что это на шестерых, а не на тебя одного :-)

В общем, если надо погулять по горам, то стоит подумать про Приэльбрусье. (Если надо покататься на велосипеде — упс, нет, я бы здесь кататься не стал, да и дорога всего одна :-)

Еще одно из впечатлений — если куда-то выезжаешь из Москвы, то нет смысла ехать туда, где нет гор!

Но ближе к делу!

Соревнования по трейлам всегда включают в себя список обязательного снаряжения — космическое одеяло, эластичный бинт, свисток, два фонаря с двумя комплектами батареек, непромокаемые куртки и штаны с проклеенными швами и пр. Мне все это не пригодилось, а вот Максим Гончар, который прошел дистанцию 105 км, сказал: «Организаторы молодцы! Только нужно было гораздо жестче! Если флиску — то самую теплую! Если куртку, то самую непромокаемую. Если фонарь, то с тремя комплектами батареек!» И так далее. Ему пригодилось абсолютно все, что было в списке. И все равно иногда было холодно :-)

Старт. Я не собирался бежать, поэтому стартовал последним. Через 100 метров начинается подъем вверх на 1800 метров. Пульс быстро приходит к 170—175. Так и иду. Когда градиент становится полегче, то и пульс падает. На бег не перехожу вообще. Но всех обгоняю.

Я шел без треккинговых палок. Иногда это было удобно. Никогда не ходил с палками, не стал экспериментировать в этот раз. Но все, кто шли с палками, отметили, что с ними лучше. Если пойду еще, то попробую взять палки.

Где-то на высоте 3200, на заключительном крутяке перевала, как-то становится плохо, пульс выше 160 не лезет, еле передвигаю ноги. Так и иду. Перевал!

Ноги на подъеме не убиваются. Начался спуск. Меня все обгоняют, я так быстро не умею. Спуск не беговой, на нем перепрыгиваешь с ноги на ногу постоянно, или, если удается, то спускаешься скольжением на камнях и песке, это самый эффективный способ.

На крутом спуске ноги убиваются, но не так сильно, как я ожидал.

Спустился вниз до развилки между трейлом (30 км) и марафоном (42 км). Высота 2400. Марафон делает еще одну петлю через еще один перевал 3400, на петлю отводится всего 12 км.

Там же сделали пункт питания. В прошлом году его не было. В общем, пока не съел два апельсина, с пункта не ушел.

Дополнительно намазался солнцезащитным кремом. Солнце светит. Жарко. В ручьях мочу кепку и футболку, надеваю на себя. Становится лучше. Тут нет волонтеров со стаканчиками, но есть вода из ледников. Ее достаточно, поэтому с собой можно брать не более 1 литра воды. (Из еды — за все время я съел 2 овсяных печеньки, 3 геля Арена и 3 апельсина, оказалось предостаточно).

Второй перевал тоже весьма крутой. А мне почему-то нехорошо. Пульс не лезет выше 150, а потом даже выше 140. А если просто стоять, то не опускается ниже 120. Двигаюсь еле-еле и между шагами делаю паузы по паре секунд. Заключительная часть — набор 580 метров за 1,5 км дистанции, градиент 34%. Иногда присаживаюсь где-нибудь на минутку или две, смотрю вниз, делаю фото, пью воду. Наслаждаюсь видом. И прямо чувствую силу гравитации и то, как она хочет меня спустить в долину на 1 километр ниже :)

Следующий спуск. Тут я уже не спешу, меня тоже обгоняют, про время не думаю. Хорошо, что сообразил, что схема на сайте и профиль высот не соответствуют действительности, и что еще одного перевала не будет, на него просто физически не хватило бы длины дистанции дистанции. И я бы на него уже просто не забрался.

Снова возвращаюсь к пункту питания, ем апельсины, соединяюсь с тропой трейла и иду к финишу. Тут уже можно бежать. Я вообще-то не собирался бежать вообще, но решил побегать. Так быстрее доберусь до финиша.

Интересно, что четырехглавые мышцы до сих пор не болят. Значит, они болят только от бега вниз, а карабканье вверх или вниз им вредит не так сильно.

Пробежал в сумме около 5 км, пульс при беге между 150 и 160, и опять становится плохо. Дальше решаю уже просто дойти до финиша.

Между тем, бедра начали болеть даже от этих 5 километров. Чем дальше иду — тем сильнее болят.

Потом уже плохо стало даже при ходьбе в подъемы на небольшом пульсе. Голова так и болит. Солнце еще светит, а мне хочется в тень.

Дошел!

В моем случае ноги устали меньше, чем после классического бегового марафона. Но если бы я просто пробежал последние 15 км по 6 мин/км, то они болели бы, наверное, сильнее.

Плохое самочувствие можно списать на головную боль или плохую акклиматизацию. Но, в целом, стало понятно, что такое трейл. Особенно «обычный» трейл, где на 20 км дистанции приходится 0,5—1 км набора высоты. Это действительно просто боль в бедрах :-)

Горы мне больше нравятся, но, все-таки, в другом формате. Если я сюда приеду в следующем году, то как раз для того, чтобы погулять в горах без спешки. (Ну, в заключение, можно и 42 пройти. На этот раз с треккинговыми палками и без проблем с головой. Просто чтобы почувствовать разницу.)

При этом, я бы не тренировался к трейлам в принципе. Если нужно было бы улучшать результат, я бы такие выводы сделал (в порядке важности):

1. Приехать за 7—9 дней до старта
  2. Научиться быстрее проходить спуски (для этого надо просто чаще бывать в горах и чаще быстро ходить вниз)
  3. Медленнее идти в начале дистанции (например, пульс строго ниже 160)
  4. В тренировках делать специальный акцент на бег вниз (для заключительной части дистанции)

Вот, пункты 1 и 3 можно выполнить, пункт 2 — частично, пункт 4 — совсем не хочется :-)

Про организацию соревнований. На мой взгляд, все организовано идеально и придраться не к чему. Особо отмечу, что трансфер из аэропорта в отель, из отеля на старт, от финиша к отелю и из отеля в аэропорт тоже организовывался. Им занимался Андрей Кулагин, я могу представить, насколько это тяжелая работа, и даже не могу поверить, что все произошло без накладок :-), но, по крайней мере, у меня действительно все было идеально и я не слышал ни про какие проблемы.

И еще 5 копеек про то, куда податься триатлету.

Сколько раз в последние годы я думал о том, что можно попробовать сконцентрироваться на марафоне, или на беге на 5 км, или на походах или мультигонках, но результат все равно один — каждый раз не можешь себя ограничивать только бегом или не можешь проводить много времени в походах (и долго переключаешься в «обычную» жизнь по возвращении), возвращаешься к триатлону и обнаруживаешь, что вся накупленная экипировка не лежит дома мертвым грузом, а используется, используется и используется. В отличие от спальников, палаток и горелок, которые что-то в последние пять лет используются очень редко :-)

Стоит ли триатлету попробовать трейлраннинг? Думаю да, особенно в межсезонье, без специальных тренировок — только выбрать такую дистанцию, которую можно пройти пешком (если что) и уложиться в лимит времени. Эльбрус идеально подходит по всем параметрам, кроме даты проведения — для некоторых он попадает в середину сезона.

P. S.

Большую часть отчета я написал через пару дней после гонки. Публикую уже почти через три недели, перебравшись в австрийские Альпы и даже уже успев тут погулять. Думаю, будет уместно дополнить отчет сравнением Эльбруса с Австрией.

Отель на Эльбрусе был лучше и дешевле. Точка.

(Про стоимость еды в кафе даже говорить не буду. Смайлик! :-)

Все домики в Австрии как-то выглядят красивее, дороги лучше, инфраструктура куда более развитая. Но по выходным ни один магазин не работает. Хорошую карту местности до сих пор не смогли найти. Сегодня вообще был эпический день:

1. Хотели проехать на велосипеде по направлению в Sportgastein — и мужик на шлагбауме сказал, что дальше тоннель, radfarhen verboten и пр. Ну ОК, понятно, негоже в тоннеле на велосипеде ехать.

2. Пошли на ближайшую гору Stubnerkogel — так нас сразу встретила табличка Woodwork in progress! Danger! Do not Enter! Life at risk! Так как мы родились в СССР, мы все равно пошли. Забрались на 300 метров вверх. Когда услышали звук работающей бензопилы и падающих деревьев, то поняли, что это не просто так тут написано. И пошли вниз. (Можно было подняться вверх на канатке — но что может быть хуже, чем подниматься вверх на канатке? :-)

3. Пошли по двухчасовой тропе Erzherzog Johann Promenage. Она закончилась через один километр табличками Private! Durchgang Verboten! И им подобными.

В общем, здесь все нельзя!

На карте обозначена интересная дорога в 350 километров — Salzburger Almenweg. Но я прямо уже не верю, что дорога в 350 километров не закончится в первые же 350 метров табличкой Privat! Eingang verboten!

В итоге, Эльбрус мне кажется отличным и очень дешевым местом для соревнований и тренировок в горах.

P. P. S.

Еще две найденные фотографии на прострах интернета, спасибо фотографам:

22:55, 18 Августа 2014
В прошлом году у меня было похожее состояние. В этом прошло все отлично. Не спешил, наслаждался видами. Отель нашел за 600 рублей за номер со всеми удобствами. Нормальный, все что нужно было, еще и накормили ужином бесплатно :)))

23:09, 18 Августа 2014
Спасибо за отчет  и красивые фотки!

23:40, 18 Августа 2014
Андрей, ты не тот курорт для летнего отдыха в Австрии выбрал. Вернешься - звони, я тебе расскажу как я провёл полтора месяца в Австрии и как там хорошо :-) Но да, дороже. Но ровно на столько, на сколько "удобнее, безопаснее, вкуснее".

09:54, 19 Августа 2014
А в каких местах ты был? Мы съездим туда, где хорошо :-)

Сейчас, на третий день, нашу долину заволокло туманом. Пойдем на еще одну большую горку рядом с нами. Но сегодня, возможно, нас туда не пропустят уже не человеческие, а природные силы!

10:42, 19 Августа 2014
Так Зальбах. Ты же там недалеко от Бад Гаштайна. И зона туристическая намного больше. Вся долина специально заточена под летний отдых в горах. Даунхил, маунтинбайк, хайкинг и прочее. По воскресеньям магазины не работают в деревеньках, так везде. Но в городках побольше - без проблем. На велосипеде в окресностях Цель ам Зее ты и так накатаешся!

Захочешь на весь день прогулку - в Зальбахе маршрут Seven Summits. Только аккуратнее, это на 8 часов подготовленным.

P.S. По надписям Приват на маршруте - это вы с него сбились.

09:41, 19 Августа 2014
Пора заводить цитатник от Колпакова:
"..если куда-то выезжаешь из Москвы, то нет смысла ехать туда, где нет гор!.."
"...На бег не перехожу вообще. Но всех обгоняю..."
"...Тут нет волонтеров со стаканчиками, но есть вода из ледников..."
"...Я вообще-то не собирался бежать вообще, но решил побегать. Так быстрее доберусь до финиша..."
"...Можно было подняться вверх на канатке — но что может быть хуже, чем подниматься вверх на канатке? :-) ..."
"...В общем, здесь все нельзя!..."

10:43, 19 Августа 2014
Ага! Все таки ты хочешь повторить этот марафон!)) После финиша мнение у тебя было абсолютно категоричным)) (как и у меня после иронмена 2013, но прошел год и ирон2015 уже ждет).

Хорошо, что сравнил с европой. А то ведь многие говорят, что там дешевле и лучше. Хотя мне сложно представить, чтоб там было дешевле, чем на кавказе, да и отели сейчас в приэльбрусии есть очень достойные.

12:18, 19 Августа 2014
Супер ! Попробовать не захотелось, но супер ! :)

23:20, 3 Сентября 2015
Очень классный отчет! Прям передает мое настроение. Я сейчас также думаю про триатлон - целый скучно, половинка уже тыщу раз делал, короткие можно без подготовки. Что дальше, какие цели, Андрюх? Что изменилось за год? Какие мысли?