Как собрать вел с нуля (и, главное, зачем это делать)

Периодически даже у самых лучших из нас возникает идея - а не собрать ли мне вел с нуля? If you can relate - читайте дальше=) Осторожно - драма, триллер, расчлененка!

TRILIFE.RU
1875
19
2018-08-10T11:03:02+03:00
3120 4160
Очень давно (в том году), когда я только думал проникать в триатлон, я подумал, что брать готовый вел чето скучно, и лучше я соберу его сам под себя (да, да, я линуксоид). А так как сегодня я закончил собирать уже второй вел, на этот раз разделку, то я посчитал себя дофига прошаренным, и готовым поделиться опытом с общественностью=) Так что уберите от экрана беременных велогонов и малокровных триатлетов, сейчас будут ужасы. Я не буду описывать процесс в стиле "как оно было", а просто постараюсь сделать этакий элементарный how-to, или скорее how-not-to=)

Начнем с самого простого - в каких случаях НЕ стоит собирать вел самому:

1. Если вы хотите сэкономить
2. Если вы хотите собрать вел "под себя" лучше стока (при условии что это не 5-й ваш вел)
3. Если вы не любите шопиться
4. Если вы далеки от познания дзена и боитесь угваздать руки по локоть в масле

Да, самое главное - скроить не удастся, почти всегда ваши упражнения получатся заметно дороже сопоставимого нового вела и уж точно дороже БУшных вариантов. То есть будьте готовы к тому, что получится дороже и хуже чем у профессионалов (если вы не велогон-механик со стажем). Жизнь - боль.

Тогда - в чем же плюсы самосбора?

1. Вы таки реально начнете разбираться в веле, из чего он сделан и как работает. Эти навыки ценны тем, что:

- Вы, как настоящий машиногон, сможете четко понимать что нужно подкрутить, что докупить и улучшить, где потенциал для апгрейда, да и в целом "чувство вела" будет развито многократно лучше
- В случае, если вас в Крыле окружат злые велогоны, вы сможете притвориться своим поддержав беседу о комплектующих=)

2. Вы знатно потр*хаетесь. Прям на все деньги=)
3. Выбирать вел можно достаточно долго, но если вам нужно выбрать не один item, а 30 комплектующих - то этот приятный шоппинг можно растянуть на еще дольше=)
4. Начиная со 2-3 вела вы уже сможете собирать действиетльно более подходящие вам варианты, нежели есть в стоке.

Итак, если вы не убежали в страхе, а решили читать дальше, то я попытаюсь сделать некую выжимку важных деталей по сборке.

Что надо купить

Вот примерный чеклист того, что надо купить по отдельности

1. Рама
2. Вилка (иногда идет отдельно, поэтому напишу)
3. Колеса
4. Подседел (иногда идет отдельно)
5. Эксцентрики (Quick release'ы в буржуйских интернетах)
6. Седло
7. Каретка (Bottom bracket, фигня куда вставляется система (фигня куда крепятся педали))
8. Система (фигня с шестернями и палками куда крепятся педали=) Она же Cranckset/Chainset)
9. Педали
10. Цепь
11. Кассета (шестеренки на заднем колесе)
12. Тормоза
13. Пистолеты (для шоссера, или манетки + тормозные ручки для шоссе)
14. Руль (или Base bar + Aero bar для тт)
15. Передний переклюк
16. Задний переклюк
17. Тормозные тросы и рубашки
18. Тросы и рубашки для переключений
19. Обмотка (всегда забываю=))
20. Затычки на руль
21. Покрыши + камеры (или трубки)
22. Клей / тейп если трубки

Вроде ничего важного не забыл=) Помимо этого вам понадобятся специфические инструменты:

1. Динамометрический ключ (который измеряет усилие, иначе ваш карбон пойдет по звезде=))
2. Ключ для кассеты
3. Ключ для каретки (если это не Campa, то можно в целом и без него)
4. Приблуда для цепи
5. Щипцы для троссов (обычные плоскогубцы не смогут, поверьте)
6. Магнитик для внутренней проводки
7. Винишко. Хренова тонна винишка.

Если вам и тут не стало страшно, то идем дальше, щас станет.

Совместимость

Вы когда-нибудь собирали Слаку? Или ставили бета пакет не из официальных репозиториев? Тогда вы сможете хотя бы отдаленно представить тот ад с совместимостями, который творится на веле. При подборе деталей это, пожалуй, самая большая боль, так как производители велов позаботились о МАКСИМАЛЬНОЙ разунификации всего=)

Каретка

Чтобы изобрести возможные стандарты кареток, сам С-тона спустился на землю, и блин, он преуспел. Каретки созданы для того, чтобы мучить души грешых велогонов и доводить их до велоприкладства. Если говорить женским языком, это круче, чем подобрать сумку под туфли, вариантов еще больше. Я не буду делать полный список, там больше двадцатки вариантов, просто обозначу что в каретках отличаются:

- Внешняя ширина
- То как вставляется каретка (впихивается, вкручивается влево или вкручивается вправо)
- Внутренняя ширина
- Внутренняя форма (386EVO, да!)
- Ширина каретки по оси
- Форма чашек снаружи (здравствуй, Кампа!)

Подобрать каретку, наверно, даже сложнее чем жену. После первого вела у меня остались  две лишних плюс пара переходников=)

Совместимость системы

- Кампа и Шимано иногда совместимы с точки зрения систем и шестерней почти без потерь
- Срам и Шимано совместимы с точки зрения систем и шестерней вообще без потерь
- Шимано совместима с Шимано, но не всегда.
- Майкрошифт совместим с Шимано. В основном.

У Шимано есть таблица совместимости компонентов на официальном сайте, в стиле "давайте поможем Даше найти совместимую группу!". Выглядит как будто карта пути из лабиринта где бродят Чужие, но выбраться можно. А если вы захотели смешать кампу, шимано, майкрошифт и срам (я такое видел, да) - то заранее пригласите экзорциста.

Совместимость цветов

Вы можете 100 раз быть бородатым свитератым айтишнегом, но это не избавит вас от бега по Москве в поиске выноса, который будет именно бело-черный с красненьким, а не черно-белый с красненьким=) А уж подбор обмотки в цвет, седла, и стикеров на колеса - вообще тема на пару ночей=) И, кстати, если вы велогонша или триатлетка, то сбор вела самостоятельно позволит вам сделать его розовеньким, голубеньким или оранжевым=) Можно даже фуксию. Но лучше не надо.

Где покупать

Я не буду писать подробный гайд по каждому элементу, ибо по одним системам можно сделать пост как три этих, но попробую описать хотя бы основные точки выдачи ништяков:

1. Чайник, Wiggle, Merlincycles. Тут все понятно.
2. Ebay - бывает очень много вариантов, причем имеет смысл смотреть не только .com, но и .de и .co.uk - там в большинстве случаев гораздо более интересные варианты и более боевые аукционы
3. Российские барахолки - авито, веломания, трилайф - ноль систематизации, кривой поиск, но периодически проскакивают отличные варианты. Надо постоянно мониторить.

Важнейший дисклеймер

Когда вы наконец получите все детали, соберете их воедино, то сделайте самое главное - ДО первого выезда отдайте его профессионалам на ТО=) Сэкономите много нервов и, вероятно, здоровья=) Приходите в сервис, честно говорите что собрали сами и просите проверить.

Если вы таки решитесь встать на этот тернистый путь - пишите в триатлонный чат в Телеге, постараюсь помочь=)

P. S. Тут должны были быть фото сборки двух велов, но я утопил телефон на Ночном забеге (если вы там были, то понимаете о чем я=)), так что смотрите буквы=)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

12:59, 10 Августа 2018
когда купил свой первый вел и откатал на нЁм месяц, приехал на гарантийное ТО,,, там меня и спросили, а чЁ й то я со спиц рекламные баннеры не снял? ответил, что в технику стараюсь не лезть! баннер снял, а на нЁм спицы держались, на которых,,, ну и так далее по списку.
вывод: только готовое и под ключ ;=)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:24, 11 Августа 2018
баннер снял, а на нЁм спицы держались
прям "Открутили гайку, а у принца задница отвалилась"  :D  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:01, 10 Августа 2018
Приблуда для цепи - это выжимка, что ли ;-)? И для цепи еще замочек полезен.
И про то, КАК собирать, ни слова нету :-(

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:03, 10 Августа 2018
Выжимка, да, вечно  забываю название=) По самой технике сборки, равно как и по подбору всей фигни могу запилить отдельный пост, если будет интересно уважаемой общественности=)

Тут бы совсем долго получилось.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

17:51, 10 Августа 2018
Не зачет. Тру-гентушник собирает в том числе и колеса. :)

PS. Хотя не, у гентушника все начинается с алюминиевой болванки)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

20:16, 10 Августа 2018
Campa совместима с Shimano?
 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

01:20, 11 Августа 2018
Системы (Crankset) Кампа весьма совместимы с Шимано, да, если и то и то с одинаковым количеством скоростей - 10-10, 11-11. 10 и 11 теоретически тоже совместимы, но хуже, хотя та же система Шимано 10s отлично пашет с остальным обвесом 11s.

Кассеты технически совместимы, но не так эффективны из-за другого дизайна чуть.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

01:42, 11 Августа 2018
Мда... Для тех кто в гугле не забанен, уже давно написано бесчисленное множество подобных статей, только не с обрывочной (и недостоверной) информацией а практически энциклопедии веломеханика. Фото разделочника вообще без комментариев - просто дичь...  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

01:46, 11 Августа 2018
Так я и не хотел делать подробный мануал, а скорее описать что не все так просто:)
А где недостоверная информация?:) И чем вас таки не нравится разделочник?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

14:13, 11 Августа 2018
Шток вилки по-хорошему пилить надо, а не вставлять спейсеров на 5 см, да еще вынос разворачивать. А если не удобно ехать в нормальной посадке - ради чего сыр-бор?

И да, колпачки!

И еще, совет на будущее. Вы видимо из желания сэкономить 3 рубля поставили самые дешманские педали - не надо так. Педали, туфли, седло и обмотка руля - это интерфейс велосипеда, который в 100500 раз сильнее влияет на качество езды чем высокопрофильные колеса, аэро-рама, топовые переключалки и прочая ерунда. На этом экономить нельзя. Вспомните, когда пластмассовая платформа и дешевый сплав раздолбаются через тыщ 5 км и нога будет ходить ходуном.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:15, 11 Августа 2018
Почему обязательно пилить шток? Можно вместо спейсеров на штоке ставить спейсеры на бары, как делают тоже весьма массово, но мне удобнее иметь весь весь руль слегка выше, плюс бейсбар с уклоном по сторонам вниз. А вынос не вверх ногами, он в обе стороны даже зеркально раскрашен=)

И почему "нормальная посадка" должна быть со спиленным строго под шток рулем? На шоссере у меня так, да, без единого спейсера, тут по другому потому что другая посадка.

А педали нормальные едут, воткнул что было=)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:40, 11 Августа 2018
То что лэйблы на выносе зеркальные не отменяет того факта, что он рассчитан на установку в одном, правильном положении. Как говорится, slam the stem!
Ну то что в триатлоне велосипеды продают с кучей спейсеров в угоду широких масс - это не повод повторять за ними собирая кастом. Вы же могли, наверное, выбрать такую геометрию рамы которая позволила бы не заниматься извратом с задиранием кокпита на максимальную высоту.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

00:20, 12 Августа 2018
Так я и не хотел делать подробный мануал, а скорее описать что не все так просто:)
и даже это получилось коряво. ))) Ну реально, ощущение что это краткое изложение поста десятилетней давности с велофорума, сдобренное типа юмором.

по разделочнику уже написали. Зачем брать гоночную раму и потом задирать руль проставками на 20 сантиметров и сидеть как на горшке? Насмотрелся я на творения одного чудо "механика", с гордостью собирающего по такой схеме разделочники для богатых пузанов-триатлетов. Ничего кроме рвотного рефлекса его творения не вызывают.  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:52, 11 Августа 2018
Обмотка даёт больше, чем аэроколеса ? ? ) )  Что за бред !  Такое возможно прочитать только на трилайфе .  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

18:38, 11 Августа 2018
Здесь идет речь больше о комфорте, которое в конечном итоге перейдет в качество езды.  Ведь чем комфортнее ехать, тем больше уверенности. Больше уверенности, больше скорость.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:32, 11 Августа 2018
Обмотка даёт больше, чем аэроколеса ?
Уважаемый, ну ведь можно читать буквы, а не собственные мысли!

Написано - дословно - "интерфейс взаимодействия с велосипедом дает больше чем..."

И да, это "ваистену" (с) во многом так.

Когда юзер будет 2 минуты встегиваться (как вариант - выстегиваться, да, случаи были - ловить пришлось) из заклинившей говнопедали, вспотевшие руки при перехвате с баров на рога соскользнут с говнообмотки, а выходя на бег ты поймешь, что твоя жопа по цвету даст сто очков жопе макаки после седла из Декатлона, то аэроколеса - да, вряд ли помогут.

Если что, в предложении выше "ты" считать обезличенным местоимением, если понятно, о чем я.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

11:36, 17 Августа 2018
Александр, не нагоняйте жути, которой нет. Педали сами по себе не клинят. Скорее наоборот. Антон правильно написал про "раздолбаются" и "ходить ходуном". Единственный случай, когда может заклинить туфлю в педали - это разболтавшийся шип. Он будет проворачиваться при попытке выстегнуться. Чтобы потные руки не соскальзывали нужно крепче держать руль. А если руки соскальзывают, то повышенный ценник на обмотку не гарантирует успех. Т.е. больше виноват ездун, а не железки. Соглашусь частично про седло - его нужно подбирать под себя. Но конкретно по качеству Декатлон ничем не хуже стоковых седел.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:09, 17 Августа 2018
Педали сами по себе не клинят.
Если бы лично не ловил девушку, которая не могла из Wellgo выстегнуться - может и согласился бы. Шип был на месте. Подарили ей Луки на ДР - ни одной проблемы с тех пор.
Чтобы потные руки не соскальзывали нужно крепче держать руль.
Устал, ослабил хват, тут херак - и ямку не заметил. мой приятель не далее как в это воскресенье грудиной в руль приземлился. Хорошо не упал.

А если руки соскальзывают, то повышенный ценник на обмотку не гарантирует успех.
Попробуйте Lizard Skins :)


Ну и это не жуть, а просто несколько примеров для коллеги, который отрицал влияние интерфейса взаимодействия с велосипедом на результат.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

14:14, 16 Августа 2018
....Подобрать каретку, наверно, даже сложнее чем жену. После первого вела у меня остались  две лишних плюс пара переходников=)....

:o  :o  :o
#двухсмыслененько

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь