Заплыв через Керченский пролив

TRILIFE.RU >
3102
7
2014-07-15T12:57:43+04:00
Заплыв через Керченский пролив.

Керченский пролив связывает Азовское и Черные моря. Протяженность пролива около 45 км а ширина колеблется от 4,5 до 15 км. С одной стороны пролива Таманский полуостров, с другой Керченский полуостров Крыма. Пролив не глубокий- средняя глубина 5-7 м, а максимальная около 18 м, благодаря этому вода в проливе достаточно быстро прогревается в летние месяцы. Для того, чтобы проливом смогли пользоваться большие суда в 1874 г были проведены дноуглубительные работы и прорыт Керчь-Еникальский канал, вдоль которого проходит и современный фарватер. В Керченском проливе обычны течения, направленные из Азовского моря в Черное, но при сильном южном ветре течение может меняться на противоположное. Средняя скорость течения в проливе 0,6-0,9 км/ч, при сильных ветрах она может достигать 5,5 км/ч.
Старт заплыва был запланировал от маяка на косе Чушка, финиш около развалин крепости Еникале на Керченском полуострове. Расстояние по прямой около 4,5-5 км. Датой выбрали 13 июля. Как оказалось в этот день в городе Керчь День Рыбака- праздник который для керчан приравнивается к 9 Мая и Новому Году. В связи с этим удалось найти лодку сопровождения только на 9 часов утра и закончить наше мероприятие нужно было до 13:00.
Принять участие в заплыве осмелились 8 человек. Уровень подготовки колебался от 15 до 20 минут на км. По формату плыть мы должны одной группой в сопровождении лодки, поэтому по грубым расчетам я надеялся закончить заплыв за 1,5-2 часа. Изучив прогноз погоды за день до старта стало понятно, что с 9 до 12 часов в воскресенье будет достаточно сильный юго-западный ветер, но переносить старт на более позднее время уже не представлялось возможным.
Проснувшись утром и выглянув в окно я увидел пасмурное небо и довольно сильные порывы ветра. Особой радости увиденная картина мне не доставила и умывшись я побрел на завтрак в отеле. Яичница, блинчики и кофе немного подняли мне настроение, но вернувшись в номер я обнаружил 3 неотвеченных вызова от капитана лодки. В голове промелькнула плохая мысль, но нужно было перезванивать.
-Ну что, вы проснулись? - первое, что спросил у меня капитан.
-Да!- ответил я. Позавтракали и собираемся на причал.
-Тут погода, такая.... Свежая...
-Ничего страшного, нам не привыкать- сказал я стараясь сделать голос как можно более уверенным.
-Ну, давайте. Приходите.
Собрав вещи в рюкзак я отправился на причал. Все уже были в сборе. Мы погрузились на лодку и отправились к месту старта. Нам нужно было пройти около 10 км- выйти из Керченской бухты, пересечь Керченский пролив и выгрузиться около Маяка на косе Чушка. Наша лодка с легкостью набрала скорость 80 км/ч и, разрезая волны, понеслась в намеченную точку. Не прошло и двух минут как волны стали такой величины, что врезаясь в них на бешеной скорости на катер обрушивался ливень из брызг. Спустя 5 минут я был сырой до нитки!
Капитан остановил лодку метрах в 200 от берега и сказал, что ближе подойти не сможет- там мелко. Если на скорости нас беспокоили только брызги, то теперь мы в полной мере ощутили силу волн. Нашу лодку кидало из стороны в сторону, разворачивало и сносило на отмель. Просто пройтись по борту было задачей не из простых. Посмотрев на участников я увидел сомнения в их глазах, да и сам я уже не был так уверен в успешном завершении этого мероприятия.
В моем понимании "переплыть"- это значит зайти в воду своими ногами на одном берегу и выйти на другом. Волны были большие, все небо затянуто облаками, постоянно дул промозглый ветер. Чтобы стартовать с берега нужно было доплыть до него около 200 метров в обратном от финиша направлении. Многие начали склоняться к тому, чтобы стартовать с лодки и сразу направиться на противоположный берег. Я уже почти согласился, но капитан лодки сказал фразу которая все изменила:- "Вы не переплывете! Тут очень сильное течение!". Мой ответ был адресован всем:- "Готовность 5 минут! Стартуем с берега!" Сам того не зная капитан помог принять мне верное решение. Во первых эти 200 метров до берега послужат нам хорошей разминкой. Во вторых мы сможем понять есть ли течение на самом деле и куда оно направлено. Мы поймем что за волны нас ожидают и как с ними плыть. При самом плохом раскладе мы сплаваем до берега и вернемся в лодку. Либо кто то из участников переоценивших свои силы передумает плыть. Капитан попросил помощника заранее закрепить лестницу с правого борта."Готовится нас вылавливать", подумал я.
«Все в воду!"- скомандовал я и первый прыгнул за борт. Моему примеру последовали оставшиеся 7 плавцов и вскоре мы уже плыли к берегу косы Чушка. Нащупав дно ногами я почувствовал что все дно заросло водорослями, но под ними ощущалось жесткое песчаное дно. Мы собрались в одну группу, нашли ориентир на противоположном берегу и со словами "С Богом" начали заплыв.
Волны были такой силы, что за два гребка вперед нас отбрасывало на один гребок назад. Вначале было сложно понять двигаемся мы вперед или стоим на месте. Не смотря на очень сложные погодные условия мы быстро приспособились к плаванию в группе и четко работали одной командой. Спустя 10 минут я посмотрел на часы- дистанция- 400 метров, темп- 2:30 мин/100м. Оглянулся назад- точка старта и маяк были на отдалении. "Значит мы плывем! Продвигаемся!"- подумал я. Лодка покачиваясь на волнах лениво помогала нам не сбиться с курса. На часах 1,5 км, средний темп 2:20 мин/100м. "Мы прибавляем! "Скорость плавания растет!"- крутилось у меня в голове. Так же я обратил внимание, что волны не так сильно меня беспокоят по сравнению со стартовым отрезком. Проплыли 3 км, средний темп 2:18мин/100м. Останавливаю группу на середине пролива, и мы делимся впечатлениями от заплыва. Самочувствие у всех хорошее. От еды и воды все отказались. Метрах в пятистах от нас видим фарватер и пересекающее пролив судно. Капитан говорит, что оно пройдет до того как мы достигнем фарватера. Прокинув траекторию заплыва мы приходим к выводу, что за первые 3 км течение нас практически не снесло (изучив трек заплыва с garmina я понял как сильно мы ошибались). Исходя из этого решаем двигаться прежним курсом. Когда мы достигли фарватера от судна уже и след простыл. Оглянувшись назад понимаю, что мы уже намного дальше середины пролива. Берег уже близко! Даю команду прибавить темп, чтобы не задерживаться на фарватере, смотрю на часы- темп 2:18. Начинает явно ощущаться течение, которое тащит нас из Азовского в Черное море. Нам приходится плыть по диагонали, чтобы остались шансы финишировать около крепости Еникале. Я начинаю часто смотреть на часы. Средний темп падает на глазах- 2:20, 2:23, 2:27, 2:31 мин/100м… Порой за 5 минут мы проплаваем не больше 20-30 метров.
Фарватер пройден! До берега меньше 1 км. Со старта заплыва прошло около 2 часов. Несколько человек из плывущих просят меня сменить курс и направиться прямиком к берегу. Я отвечаю категоричным отказом! Моя цель- крепость. Я надеюсь, что за фарватером течение стихнет и мы финишируем где запланировали. Прошло еще 15 минут. Мы практически не продвинулись к берегу. Капитан лодки нашел небольшой песчаный пляжик и подошел к нему, намекая нам, что здесь будет удобно финишировать. Я сдаюсь в попытках достигнуть крепости и говорю всем, что финишируем на пляж.
Спустя 2 часа 35 минут все 8 человек, стартовавших с косы Чушка, своими ногами вышли на берег Керенского полуострова. Проплыли около 6000 метров и промахнулись мимо точки финиша примерно на 1000 метров. Ветер стих, волнение успокоилось, а на небе светило солнце.


Анализируя трек заплыва, записанный часами Garmin, можно сделать вывод, что изначально курс был выбран не правильно. Это связано с тем, что перед стартом капитан лодки сказал нам о сильном течении из Черного в Азовское море. Чтобы нас не отнесло на паромную переправу, я принял решение сместиться чуть ниже и двигаться левее от заранее намеченного курса (красная линия на схеме- траектория нашего заплыва, розовые стрелки курс которого мы старались придерживаться). На деле течение было в противоположную сторону- из Азовского в Черное море (голубые стрелки указывают направление и силу течения). В результате этого существенную часть дистанции пришлось плыть против встречного течения, чтобы хоть как то приблизиться к намеченной траектории (зеленая стрелка), и все рано финишировали на 1 км ниже по течению, чем запланировали. Течение в проливе постоянно меняется. Сказать наверняка каким оно будет завтра никто не решится. Можно лишь попытаться оценить силу течения в день заплыва и скорректировать курс исходя из имеющейся информации. Мы не смогли этого сделать из за штормовой погоды в начале заплыва.
Если обратить внимание на раскладку по км, то становится понятно, что максимальной силы течение достигает на второй половине дистанции (около Керченского полуострова)
Расстояние- темп на последнем километре
1 км- 25:12 (очень сильные встречные волны и ветер)
2 км- 22:19
3 км- 22:28
4 км- 28:15
5 км- 36:27
6 км- 19:46 (немного ускорился последние 400м)

Не смотря на то, что не все прошло гладко первый массовый заплыв через Керченский пролив состоялся и завершился успешно. Я получил бесценную информацию о проливе которая очень поможет в организации подобного мероприятия в следующий раз. Есть много идей и мыслей о том как должен выглядеть заплыв который однозначно сможет конкурировать со всеми известным заплывам через пролив Босфор. А самое главное есть целый год для того, чтобы организовать этот спортивный праздник для нескольких сотен плавцов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:19, 15 Июля 2014
не знаю как тут фотку с треком добавить...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

16:15, 15 Июля 2014
Классный отчёт! Очень смело. Вместо фотки можно ссылку на коннект.гармин.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

17:55, 15 Июля 2014
Молодцы! Здорово, если в следующем году получится.Правда если начнут строить мост, то все будет в баржах со строительным материалом и будет затруднительно для нескольких сотен пловцов пересечь этот пролив...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

21:51, 15 Июля 2014
Еще не утвержден проект моста. Если будут строить через остров Тузла, то заплыву это никак не помешает.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:26, 16 Июля 2014
Поздравляю с прекрасным мероприятием! Сам долго вынашивал план такого заплыва, но в качестве аргумента "против" всегда выступал факт активного судоходства в проливе. А вы просто взяли и сделали. :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

Яндекс.Метрика