Колеса, диски, момент инерции, масса. интриги, скандалы, расследования

TRILIFE.RU >
2330
40
2014-11-23T15:04:51+03:00
Размышления теоретика за банкой пива и просмотром сериалов.

Этот опус ни в коем случае не претендует на роль обзора или еще чего-то такого. На его основе нельзя выбирать и сравнивать конкретные колеса. Мне лишь хотелось поделиться наблюдениями о зависимости момента инерции, веса от профиля колеса (и диска в частности). Это может помочь выбрать нужное направление в выборе типа колес.

Интересуясь некоторое время колесами, их аэродинамикой, эффективностью и пр. читал всякие форумы, общался с людьми и часто слышал соображение, что диск плохо подходит для гор и вообще у него большой вес и момент инерции.

соответственно решил попробовать разобраться что к чему и возникли следующие мысли. Какие факторы влияют на эффективность колес? Ну мне видятся три штуки:
1) вес, тупо велосипед становится тяжелее, в горку труднее заезжать
2) момент инерции, если пришлось по каким-то причинам остановиться, колесо с большим моментом инерции будет сложнее раскрутить, чем с меньшим
3) аэродинамика

*глядя на эту статистику , я позволю себе анализировать только колеса фирмы zipp, а именно диск 900, 808 и 404 колеса*

начнем с простого:
1) вес -- для триатлона, особенно когда речь идет о длинных дистанциях, мне кажется разговор про массу велосипеда вообще не особо уместен. выигрывать 100г на конскидорогих колесах как минимум странно, при наличии 1кг воды или возможности похудеть на 1кг :)

3) аэродинамика -- тут все тоже достаточно очевидно. Многочисленные картинки из аэродинамической трубы меня убедили, что бОльший профиль всегда эффективнее меньшего. 900 лучше чем 808 лучше чем 404. Про аэродинамику и скорость можно почитать в этой статье, приведу из нее одну таблицу
189c4b208415f0c4dc1b295f2891a9bd.png

2) момент инерции, это интереснее, на досуге решил его вычислить. тут можно подглядеть формулы, для тех кто забыл. Пользовался следующей моделью -- диск это диск (для честности при подсчете выкинул массу втулки 107гр). С колесом все немного труднее, у него есть втулка, спицы и обод. Втулку не берем расчет, у нее радиус совсем маленький. Момент инерции обода считается по формуле m(r1^2 + r2^2)/2. Массу ободов я брал отсюда . Что делать со спицами, я не очень понял, поэтому для них я взял какую-то массу и какую-то длину отсюда и формулу 1/3ml^2. Что получилось можно посмотреть в таблице, . Выводы тоже вполне себе очевидны. (I -- момент инерции, С -- версия колес под клинчер, T -- под трубку)
0c0969be440c525481e5572852d1d720.png

к слову, при разнице в весе покрышек (трубки, там камере, клинчере) в 50гр разница в моменте инерции будет 48,4 кгсм^2, что чуть меньше, чем разница между моментами инерции у диска и 404Т =)


основной мой вывод -- относительно легкий диск (например вот этот zipp 900) можно использовать почти всегда без особых потерь, где нет сильного бокового ветра. ну или надо уже использовать легкие горные колеса на трубках.


буду рад соображениям и замечаниям!

http://biketechreview.com/reviews/wheels/63-wheel-performance

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:52, 23 Ноября 2014
Абсолютно согласен с наблюдениями ))) всегда был стронник того что Диск (если это легкий Зипп 900, весом чуть большим чем 808 зипп, или супер-пупер легкий Лайтвейт, а не какой нить ФФ ), абсолютно не помеха на гонках где не супер пуптер частокол подъемов, на трассу той же Майорки.
Все остальное это предубеждения стериотипы которые надо просто стряхнуть как пылинку с плеча )))
Даже вернуться к разгону на диске я лично вообще тащусь от этого процесса ))) динамика и эффетивность (результат приложения усилий 5-7 сек. разгона на диске ФФ (не самом легком) не хуже, а даже лучше того же самого заднего Fulcrum XLR 80)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

21:11, 23 Ноября 2014
На своем ФФ (глядя на профиль на айроновском сайте профиль) не уверен что он был бы мне полезен! И выбрал бы думаю заднее Fulcrum XLR 80, но имея Зипп 900 диск на вооружении было б больше вариантов для размышления! Даже думаю при выборе Зипп 900 будет где чуть сложней, а где то чуть легче )))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

21:17, 23 Ноября 2014
Кроме аэродинамики и инертности, есть параметр жесткости, его, почему-то, никто не учитывает. Еще, для полноты ощущений, добавим к размышлениям (не)прямолинейность трассы, особенно интересны серпантины, и гироскопический эффект вращающегося колеса. :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

21:32, 23 Ноября 2014
Ну тогда Алексей надо еще трубки приклеить на колеса, цепкие и 25 мм...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

21:39, 23 Ноября 2014
гироскопическая сила это векторное произведение скорости на момент инерции, так что это вторичная величина.
жесткость я списываю на различие производителей. мне кажется диск будет жестче колеса при прочих равных. жесткость нельзя измерить за пивом и сериалами ;-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:23, 23 Ноября 2014
Я не про радиальную жесткость, а про поперечную. Хотя и радиальная жесткость будет различна на диске и на спицах, где-то это плюс, а где-то минус. Всё это измеряется и вовсе не в попугаях.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

01:17, 24 Ноября 2014
я совсем не против жесткости, выбрал такие колеса по тем параметрам которые хотел и мог посчитать. есть еще super9 который весит 995г, т.е. прибавится 29 кгсм^2. момент инерции станет как у 808Т и еще чуть хуже чем 404Т.
но еще раз: да, жесткость важна, но как ее оценить я не знаю.

я не нашел сходу сравнения жесткости между дисками и колесами. есть какие-то именно попугаи 40% super9 жестче чем 900... ну

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:23, 23 Ноября 2014
Я не про радиальную жесткость, а про поперечную. Хотя и радиальная жесткость будет различна на диске и на спицах, где-то это плюс, а где-то минус. Всё это измеряется и вовсе не в попугаях.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:47, 24 Ноября 2014
Спасибо за ответ.Но вопрос остался,диск не Зипп :-) Диск Corima на трубке,а колесо Fulcrum red wind 50 клинчер ,а ехать хочу на шоссере. Не удобно на рогах ТТ передачами активно работать. -) Склоняюсь к Фулкруму 50....,что думаете?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:57, 24 Ноября 2014
Это как так неудобно работать)))) и сколько ж ими надо работать)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:57, 24 Ноября 2014
Это как так неудобно работать)))) и сколько ж ими надо работать)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:12, 24 Ноября 2014
А ты рельеф посмотри -) я тут на кипре и тенерифе общелкался передачками -) пока с горки на горку,это же не майорка с одним подъемом равномерным ))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

16:10, 24 Ноября 2014
зависит от планируемой мощи/скорости и прикатанности тт)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

16:10, 24 Ноября 2014
зависит от планируемой мощи/скорости и прикатанности тт)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

21:27, 24 Ноября 2014
А нету файлика выгруженного в tcx или gpx этой вело трассы, по подробней бы посмотреть рельеф и градиены на каждом подъеме?
Не думаю что они там на столько часто меняются что придется постоянно туда-сюда щелкать. важно выбрать передачку и на ней работать в горку, а на пересеченке с постоянной болтанкой по небольшим неровностям вверх вниз как ни крути придется работать передачами что бы быстро проехать!
Диск Corima CN весит 985 гр. Corima C+ 1030гр. Задний Фулкурум Ваш 970 гр.
Не с фиг разница в весе в любом случае, так что в вашем случае я б диск выбрал! Ну и конечно однозначно разделу. Просто во всем важна сноровка.
На Кипре увидимся пообщаемся на эту тему еще, Сергей если возьмете раздел на сбор то думаю по этому поводу особо печалиться не будете, а лучше им овладеете точно.
Я к примеру без раздела никуда )))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:22, 24 Ноября 2014
Трассу поищу , а до Кипра ждать не получиться , надо ранее определяться , на том в новый год и кататься , я на тт с июня не ездил -(( к шоссеру уже привык , особенно на спусках на раме . Я тогда , если не против , в личку сброшу , как трассу найду , ок? Спасибо .-))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

10:42, 25 Ноября 2014
Да оке! жду инфы )))
Но раздел думаю лучше на гонку!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

18:52, 23 Ноября 2014
Интереснее были бы практические, пусть и субъективные, выкладки. Типа я сравнил на своем стандартном круге колесо икс и диск игрэк и получил на выходе такую-то метрику, смотрите файл экселя. :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

19:45, 23 Ноября 2014
не очень понял про какую метрику речь идет. но субъективно это очень субъективно. максимум была идея покататься с мощиметром при одинаковых погодных условиях и трассе. но где ж столько колес найдешь??

ну и пиво, сериалы... :-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

20:34, 23 Ноября 2014
Евгений, под метрикой подразумевается скорость, пульс, мощность, каденс и т.п.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

20:34, 23 Ноября 2014
Евгений, под метрикой подразумевается скорость, пульс, мощность, каденс и т.п.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:22, 23 Ноября 2014
Нада на треке мерить) и ехать по мощности)
Если не лень будет посравниваю латвийты разные и xlr и простые люмини

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

16:57, 25 Ноября 2014
на треке все будет очевидно, там только встречный ветер.
два диска, лопасть и 808 почти на одном уровне, 404, 303, 202 (ну или другой производитель по толщине обода)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

18:05, 25 Ноября 2014
Интересно посмотреть конкретную разницу)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

18:05, 25 Ноября 2014
Интересно посмотреть конкретную разницу)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:21, 23 Ноября 2014
Самому безусловно более интересно во всем порыться и покопаться, но еще как вариант можно было прочитать тест "О колесах", он правда старый и выпущены новые более совершенные колеса, но большинство колес актуальны, было бы больше данных для размышления. Вообще все немного сложнее, чем кажется.

1 Аэродинамика http://astanafans.com/o-kolesah-aerodinamika.html
2 Инерция http://astanafans.com/o-kolesah-inercija.html
3 Жесткость http://astanafans.com/o-kolesah-jestkosti.html
Покрышки не забудьте, где то в сети есть калькулятор, смысл таков что при самом лучшем колесе если вы поставите не подходящую покрышку, все что вы выиграли за счет супер-пупер крутого колеса вы потеряете.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:47, 23 Ноября 2014
поверьте, я читал эти обзоры. но:
1) они ооочень старые, 8 летней давности колеса, все-таки ушли вперед (ну и я оговорился, что выбрал одного производителя и привел аргумент)
2) нету сравнения с диском.
3) у них другая направленность: они сравнивали разных производителей, я же хотел оценить верность неэффективности диска по сравнению с колесами.

прочитайте еще раз вывод и сравните вес и моменты инерции (хоть и теоретический)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

11:51, 24 Ноября 2014
основной мой вывод -- относительно легкий диск (например вот этот zipp 900) можно использовать почти всегда без особых потерь, где нет сильного бокового ветра. ну или надо уже использовать легкие горные колеса на трубках.
Да, вывод так себе. Примерно тоже самое что на разделке использование ТТ велосипеда более оправдано по сравнению с шоссейником. Диск жесче и аэродинамичнее, что бы это понять не надо проводить расчеты.
Более наглядно выглядели бы расчеты если взять колесо с ободом 20мм, 50мм, 80мм , лопасть и диск.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

14:59, 24 Ноября 2014
что он аэродинамичнее и жестче это достаточно тривиально, о чем я и написал. а вот мне кажется для многих неочевидно (ну для меня например), что 808 ничем не выигрывают у диска, кроме бокового ветра.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

11:12, 25 Ноября 2014
У 808 есть спицы которые создают сопротивление, у диска спиц нет, в аэродинамике и жесткости диск выиграет у 808 в любом раскладе. Чем выше скорость тем больше будет разница, на скорости выше 40 км\ч разница начнет ощущаться.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

15:06, 25 Ноября 2014
по жесткости - не факт. конструкции очень разные, нужно сравнивать в стенде

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

00:47, 24 Ноября 2014
http://www.rouesartisanales.com/article-15988284.html
http://astanafans.com/o-kolesah-inercija.html

у меня что0то не находится цензурных слов:
With I, the inertia momentum corresponding, in kg/m²
переводчики тоже не читали
I, соответствующий момент вращения, в кг/м².
я конечно допускаю, что это опечатка, но...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

11:25, 24 Ноября 2014
Все это, конечно, здорово и замечательно.. Но исключительно визуально и на первый взгляд, то при средней скорости ниже 38-39 кмч (может даже и 40 кмч) использование диска не оправдано, лучше взять высокопрофильные хорошие колеса..

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:56, 24 Ноября 2014
Интересно почему)))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

13:56, 24 Ноября 2014
Интересно почему)))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

14:07, 24 Ноября 2014
А на скорости 40.05 км/ч диск даст прирост производительности как от ракетного двигателя. )))
Ох уж эти теоретики...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

14:58, 24 Ноября 2014
см первую таблицу и статью из которой она взята

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

12:50, 25 Ноября 2014
Удивительно, что самые большие просмотры собирают темы про всякие гаджеты и фичи, типа дисков и новых педалей гармин вектор. Однако, мало кто вообще смотрит на диету и питание для восстановления, однако много рассуждающих о бесполезности витаминов. Народ, вы о чем?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

16:54, 25 Ноября 2014
за банкой пиво читать про диеты и витамины не так весело как про колеса ;-)

все-таки тут по больше части не профессионалы и люди в первую очередь развлекаются.
ну и например я физик и в диете нишиша не понимаю

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

Яндекс.Метрика