Shimano Di2

TRILIFE.RU >
3933
4
2015-11-27T13:38:14+03:00
Всё, что вам необходимо знать о Shimano Di2. Часть 1

Во второй части нашей статьи об оборудовании Shimano Di2 мы расскажем обо всем E-Tube совместимом оборудовании, о том, чем отличаются на первый взгляд похожие компоненты, какие особенности нужно учитывать при апгрейде существующих конфигураций или сборке новых.


Шоссейные дуалконтролы
Все шоссейные дуалконтролы продаются без проводов для подключения и имеют порты для подключения проводов. Если вы планируете использовать распределительные блоки SM-EW90-A или SM-EW90-B, вам придется докупить короткие провода EW - SD 50 (как правило, длиной 350 мм)!

На момент написания статьи (октябрь 2015 года) было доступно 3 варианта шоссейных «дуалов», совместимых с E-Tube.

Shimano Dura Ace ST-9070



Наиболее продвинутая и дорогая модель, входит в 11-и скоростную группу, однако, как и любые другие шифтеры может использоваться с 10-и скоростными переключателями (6770 серии, но не 7970, подробнее о совместимости вы можете прочесть в первой части статьи). Так же, как и шифтеры Ultegra имеет дополнительный порт для подключения кнопок на лежак или «горняцких кнопок на руль возле выноса», кроме того, в отличие от ST-6770, имеет выделенный порт для подключения спринтерских кнопок SW-R610.
В отличие от шифтеров Ulterga имеет скрытые кнопки под резиновым кожухом. Эти кнопки могут активировать различные функции совместимых велокомпьютеров (Garmin, Magellan, Pioneer и Shimano). Для реализации этого функционала нужен беспроводной модуль SM-EWW01.
Кроме описанных выше функциональных преимуществ эти дуал-контролы имеют самый низкий вес по сравнению с вариантами Ultegra 6770 и 6870.

Shimano Ultegra ST -6870



Младшая сестра Dura Ace ST-9070, почти не отличается функциональностью кроме отсутствия возможности управления ANT+ совместимыми компьютерами через модуль SM-EWW01. Имеет чуть больший по сравнению с ST-9070 вес и для людей, не слишком озабоченных весом компонентов, является оптимальным выбором на сегодняшний день. Имеет идентичные с ST-9070 возможности подключения дополнительных управляющих кнопок и вдвое более низкую цену.



Shimano Ultegra ST-6770
Предыдущее поколение оборудования Ultegra Di2. Изначально проектировались в составе 10-и скоростной группы, но как и любые другие управляющие элементы Shimano E-Tube совместимы с 11-и скоростным оборудованием.
Имеют порт для подключения «горняцких кнопок» (SW-R600) или Tri-TT кнопок на лежак (SW-R671 или SW-R9071), но в отличие от современных дуалконтролов не имеют возможности подключения спринтерских кнопок (SW-R610). В оригинале группа Ultegra 6770 комплектовалась распределительным блоком SM-EW67-A-E, но без проблем работает с SM-EW90-A и SM-EW90- B.
На сегодня покупка этих ручек практически не имеет смысла, так как в магазинах цена на них не отличается на ручки нового поколения ST-6870.

Здесь и далее мы приводим каталожные веса компонентов Shimano. По интересной случайности они очень хорошо совпадают с реальными. В отличие от веса колес или рам, например, у всех производителей


ST6770
ST6870
ST9070

Совместимость с SM-EW90-A(B)
+
+
+

Совместимость с SM-EW67-A-E
+
+
+

Прямое подключение других кнопок
+
+
+

Совместимость с SW-R610
-
+
+

Управление ANT+ совместимыми компьютерами
-
-
+

Провод для подключения SM-EW90-A(B)
EW-SD50
EW-SD50
EW-SD50

Провод для подключения SM-EW67-A-E

Не нужен

Не нужен

Не нужен

Вес
313
295
237
Кнопки и дуалконтролы для Tri - TT велосипедов

Все Tri - TT кнопки и комбинированные тормозные ручки с кнопками имеют несъемный провод с коннектором типа «папа». Они не могут быть напрямую подключены к SM-EW67-A-E! О том, как решить эту проблему, читайте дальше.

Tri - TT шифтеры на «лежак» или разделочный руль.


SW - R 671 – вариант с двухкнопочными шифтерами.



Устанавливаются на концы лежаков или Tri-TT рулей. По умолчанию левый шифтер контролирует передний переключатель, правый – задний. В обоих случаях нижняя кнопка переключает на более тяжелую передачу, а верхняя – на более легкую. Однако, функции любой из кнопок можно переназначить в ПО Shimano E-Tube Project.

SW -9071 – однокнопочные шифтеры.


Немного странная конструкция, которая управляет только задним переключателем с двух разных шифтеров. На первый взгляд не имеет никакого смысла, но пользуется определенной популярностью у профессиональных гонщиков на TT велосипедах. Видимо, отсутствие лишних кнопок приводит к меньшей путанице в переключении, когда едешь гонку на пульсе 180+.
Функционально аналогичны одному правому шифтеру SW-R671.

Tri - TT дуал-контролы

ST-9071 – разделочные дуалконтролы (Dura Ace)



Эти разделочные дуалы позволяют тормозить и переключаться одновременно на разделочном и триатлонном велосипеде. По сути, они – основная причина, по которой многие серьезно задумываются о переходе на Di2 на «рогатках». Позволяют более агрессивно проходить повороты и развороты, активно работая передачами при маневрах. Версия Dura Ace легче, чем Ultegra и весит около 117 грамм (оба шифтера) и имеет чуть более аккуратный дизайн. Функционально не отличается от ST-6871.

ST-6871 – младшая версия разделочных дуалов (Ultegra)
Имеет ту же функциональность, что вдвое более дорогие ST-9071. Отличаются весом (142 грамма против 117 грамм) и деталями в дизайне.


SW-R671
SW-9071
ST-6871

ST-9071

Совместимость с ST6770
+
+
+
+

Совместимость с ST6870/9070
+
+
+
+

Совместимость с SM-EW90-A(B)
+
+
+
+

Совместимость с SM-EW67-A-E
-
-
-
-

Управление передним переключателем
+
-
+
+

Управление задним переключателем
+
+
+
+

Вес, грамм
95
60
142
117

Дополнительные шоссейные кнопки



В эту группу входят любимые многими велосипедистами-шоссейниками «горняцкие» и «спринтерские» кнопки.

SW - R 600 – горняцкие кнопки.



Шифтер, как правило, устанавливаемый на руль рядом с выносом, особенно часто можно встретить у «горняков», многие километры ездящих, держась за руль рядом с выносом (за «верха руля»). Эта посадка удобна для длительных подъемов, а «горняцкие» кнопки позволяют переключать передачи, не отрывая рук от руля. Кроме того, они пользуются популярностью в «Северном Аду» – Paris Roubaix. При езде по брусчатке лучше всего держаться за верхнюю часть руля, а попытки оторвать руку, чтобы переключить передачу, с большой вероятностью приводят к травматичным падениям.

SW - R 610 – спринтерские кнопки.


Изначально проектировались для спринтеров, но весьма удобны для езды на шоссейном велосипеде в нижнем хвате. Эти две маленькие кнопочки, находящиеся под большим пальцем, делают доступ к переключению более удобным, переключение более частым, а, значит, подбор передач более эффективным. Об особенностях подключения этих кнопок читайте дальше!



SW-R600
SW-R610

Совместимость с ST6770
+
-

Совместимость с ST6870/9070
+
+

Совместимость с SM-EW90-A(B)
+
-

Совместимость с SM-EW67-A-E
-
-

Вес
79
10

Передние и задние переключатели.
В этом разделе мы будем рассматривать переключатели парами, так как редко, кто использует на шоссе один задний переключатель без переднего.
Как вы можете помнить из первой части статьи, задний переключатель – компонент всей системы, отвечающий за количество передач сзади, а передний должен быть совместим с ним по количеству скоростей (с последними прошивками не удается добиться корректной работы 10-и скоростных переключателей в паре с 11-и скоростными переключателями, например FD6870 и RD6770)

Shimano Ultegra 6770 – 10-и скоростная группа Ultegra.
Предыдущее поколение оборудования Ultegra Di2.
Задний переключатель RD6770 - более громоздкий, чем современная версия 6870 и имеет ограничение по размеру звезды на кассете в 28Т.
Передний переключатель FD6770 практически не отличим от FD6870 по внешнему виду, но не совместим с 11-и скоростными компонентами.

Shimano Ultegra 6870 – 11-и скоростная группа Ultegra.
Задний переключатель – RD6870 - в отличие от RD6770 имеет емкость до 32T (в версии RD6870GS). Совместим с 11-и скоростными компонентами, может работать в паре с FD9070, что может стать спасением, например, когда сломали задний переключатель Dura Ace 9070 и на его покупку по какой-либо причине нет денег, можно заменить на существенно более дешевую версию Ultegra.
Передний переключатель FD6870 – обновленная версия Ultegra Di2, не совместимая с задним переключателем RD6770.
Dura Ace 9070 – 11-и скоростная группа. Флагман системы переключения Shimano E-Tube.
В работе мало отличается от Ultegra 6870, имеет существенные отличия в дизайне и отличается по весу, что может быть существенно для весоманьяков.
По совместимости идентично группе Ultegra 6870.
Совместимость
FD6770
FD6870
FD9070
RD6870
+
-
-
RD6870
-
+
+
RD9070
-
+
+
Вес компонентов
6770
6870
9070
Front
160
165
114
Rear
250
270
217
Гидравлические тормозные системы
На момент написания статьи было доступно две версии шоссейного оборудования Shimano, одна из них создана на базе электронной системы переключения, о ней очень кратко и поговорим!

ST-R 785 – гидравлические шоссейные дуалконтролы
Гидравлические дисковые тормоза на шоссе пока - большая диковинка. В данный момент они проходят тестирование в профессиональном пелотоне, пока без какой-либо ясности в перспективах дисков на шоссе. Вероятно, года через 3 они будут стоять на половине велосипедов, продающихся в магазинах, но не сегодня. Дуалконтролы ST-R785 совместимы с тормозными калиперами BR785 и работают с роторами диаметром 140 или 160мм. Конечно же, для использования этих дуалов, вам нужен велосипед с креплениями для дисковых тормозов на раме и вилке, и сами колеса под дисковый тормоз, например WH-RX31.

Целесообразность использования дисковых тормозов на шоссейном велосипеде – тема отдельной большой дискуссии, которой непременно будет посвящена одна из статей на нашем сайте.

А теперь о схемах подключения всего этого добра!

Подавляющее большинство владельцев шоссейных велосипедов начинают с типичной конфигурации - шоссейные дуалконтролы и два переключателя.
0be3f73daddf74d02bd1825a4728bcd9.jpg

Как мы уже писали в первой части статьи, для такого подключения понадобится:
«Рулевой узел»:
распределительный блок, например SM-EW90-A.
два дуалконтрола, например ST-6870
три провода: два коротких для подключения дуалконтролов к распределительному блоку и один длинный для соединения с задним коммутатором (SM-JC41)
«Кареточный узел»:
аккумулятор, либо аккумулятор с креплением
задний переключетель, например RD6870
передний переключатель, например FD6870
коммутатор SM-JC40 или SM-JC41
три провода для подключения переключателей и аккумулятора к коммутатору

Это - стандартная конфигурация, которую можно встретить на большинстве современных шоссейных велосипедов, оборудованных электроникой от Shimano.

b8b6242592e3fd3830eb63f8cb64c971.jpg

Как только вы начинаете задумываться о расширении количества кнопок или оборудовании разделочного велосипеда, начинают появляться нюансы, о которых лучше знать заранее.

Устанавливаем кнопки переключения на быстросъемный лежак.
Tri-TT кнопки типа SW-R671 или SW-9071 – один из самых распространенных апгрейдов, когда на обычный групповой велосипед ставят «лежак» с целью имитации разделочной посадки.
Самый правильный способ это сделать подразумевает наличие блока SM-EW90B (5 портов). Имея его, вы просто вставляете провода от кнопок в блок, получая быстросъемную конфигурацию. В любой момент, когда вам нужно будет снять лежак, вы просто вынимаете провода из разъемов и откручиваете сам лежак.

d66364dd65072e57067adf02e8c0e855.jpg

Имея в распоряжении SM-EW90А (3 порта), вы будете ограничены в гибкости. Вы все еще можете подключить провода от шифтеров в свободные порты на шоссейных дуалконтролах, если они не заняты, но при этом с идеей быстросъемного лежака придется повременить, так как провод лучше всего будет замотать под обмотку, ну или на время установки наматывать еще один слой обмотки или легко снимающейся изоленты, чтобы скрыть провод и не оторвать его во время гонки или тренировки.

8546657881c94eedbb3b54ef5832467d.jpg

Еще один вариант – установка SM-JC41 в качестве дополнительного коммутатора или хаба на руле. Таким образом вы получаете два свободных порта для подключения нужных вам кнопок на лежак.

6d09e9f7d8e7fa1625d13558b80e6362.jpg

«Чисто шоссейные апгрейды»
Среди любителей шоссейного велоспорта определенной популярностью пользуются «спринтерские» и «горняцкие» кнопки. В этой части мы приведем несколько схем их подключения.

b44e02e937785fbb53b6a5e7a31a34a2.jpg

Устанавливаем «горняцкие кнопки» на руль возле выноса.
Это – самый простой апгрейд, чаще всего эти кнопки не должны быть быстросъемными. SW-R600 обычно устанавливается на руль справа от выноса и позволяет переключаться, держась за руль в узком хвате возле выноса.

6620447cd6f9740e801a66a1fd808f09.jpg

Чаще всего эти кнопки устанавливаются, как дополнение к шоссейным дуалконтролам, и подключаются в свободный порт на правом. Но вы можете, например, захотеть поставить эти кнопки на велосипед с прямым рулем. SW-R600 без проблем подключается к SM-EW90A и SM-EW90B.

670ae94881ee8d73886c090eb129d33e.jpg

Если вы хотите подключить SW-R600 к одновременно с триатлонными кнопки типа SW-R671 или SW-9071, вам понадобится либо SM-EW90B, либо дополнительный коммутатор и провод к нему.

Устанавливаем «спринтерские кнопки».

4de79bdfe8716927f45b03f539ec94cd.jpg

Существует единственный способ подключения спринтерских кнопок SW-R610 – специальный порт на дуалах ST-6870 или ST-9070. Важно знать, что старое поколение Ultegra Di2 (6770) не имеет такого разъема и штатно (без манипуляций с паяльником и т.п.) спринтерские кнопки к ним подключить нельзя. В отличие от любых других управляющих элементов Di2 эти кнопки не имеют внутри контроллера, посылающего в сеть кодированный сигнал. Это всего лишь кнопки, которые замыкают контакт в дуалконтроле, который уже сам посылает управляющий сигнал в сеть.

Сборка Tri - TT велосипеда.
Имея велосипед с рамой для триатлона или раздельного старта, вы почти наверняка захотите собрать конфигурацию, в которой вы сможете переключать передачи, как, лежа на лежаке, так и, держась за тормозные ручки.

784875dc97a972f89cbaf1b692c3f7e6.jpg

Для этого понадобятся кнопки (SW-R671 или SW-9071) и Tri-TT дуалконтролы с кнопками переключения (ST-6871 или ST-9071). И те и другие имеют встроенный кабель с разъемом типа «папа» и больше никаких коннекторов. Таким образом, вам понадобится 4 свободных разъема для подключения. Штатный вариант – покупка SM-EW90-B (5 портов), в который вы без проблем подключите весь этот зоопарк управляющих элементов.
При отсутствии возможности купить 5-и портовой блок, вы можете воспользоваться SM-JC41, как разветвителем, получив дополнительные необходимые порты.


Особенности работы распределительного блока SM-EW67-A-E.
Это - старая модель, выпущенная в комплект к оборудованию Shimano Ultegra 6770 (10sp). В отличие от более современных моделей (SM-EW90-A и SM-EW90-B), он имеет только один разъем типа "мама", который предназначен для подключению к "кареточному узлу" (Junction B). Этот блок имеет два встроенных провода с разъемами типа "папа", которые можно подключить напрямую только к шоссейным дуалконтролам, но нельзя подключить к триатлонным кнопкам и комбинированным тормозным ручкам (ST-9071 или ST-6871), о которых в тайне мечтает каждый триатлет или любитель гонок с раздельным стартом.
Этот блок, имея два встроенных кабеля, позволяет немного сэкономить на покупке проводов и стоимости самого блока по сравнению с SM-EW90-A, однако существенно уменьшает гибкость конфигураций.

041e59b5e32f876d749e22a5d026452b.jpg

Итак, у нас есть комплект оборудования, собранный на основе SM-EW67-A-E.
Существует одна маленькая хитрость, позволяющая подключить к этому блоку практически, что угодно!
Любой из проводов можно подключить к коммутатору типа SM-JC41, после чего, вы, по сути, имеете разветвитель, в который можно подключить любые кнопки, дуалы и т.п. (кроме спринтерских кнопок SW-R610). Таким образом, купив пару коммутаторов (получив в итоге 6 свободных портов), вы можете собрать конфигурации, аналогичные тому, для чего нужен 5-и портовой блок SM-EW90-B (триатлонная насадка с кнопками на рукоятках и на тормозных ручках, либо дуалконтролы, с легко съемным лежаком с кнопками).

f88b1b8c259f1c10529474dd6423f5cf.jpg


Учитывая написанное, SM-EW67-A-E мог бы быть отличным вариантом, чтобы экономно собрать велосипед на Di2, если бы не одно «но!». Он не совместим со внутренними аккумуляторами SM-BTR2

Надеемся, прочтя эту статью, вы найдете ответы на вопросы, которые уже возникали или могут возникнуть в будущем при использовании велосипеда с оборудованием Shimano Di2.
Желаем вам многих тысяч приятных километров, проведенных в седле вашего велосипеда!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

22:15, 27 Ноября 2015
Мега труд, спасибо. Теперь нужно видео на русском языке как все это настраивать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

23:38, 27 Ноября 2015
После втыкания велосипеда в компьютер настройка становится вполне понятна даже без мануалов

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

00:45, 28 Ноября 2015
Круто! Все что надо для тех кто еще сомневается!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

00:24, 30 Ноября 2015
Кстати, поскольку у горняцких кнопок (SW-R600) провод выходит слева, то весьма удобно их крепить по-прежнему справа от выноса, но провод подключать в левый шифтер - тогда нет это странной петли. Так же некоторые спортсмены располагают эти кнопки по направлению вперед, и переключают вслепую.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

Яндекс.Метрика